Наследование по закону и завещанию. Наследование выморочного имущества. Особенности наследования предприятия как имущественного комплекса. Гл 62-63 гк

29 Понятие, основания возникновения и виды общей собственности.

Общая собственностьпредставляет собой принадлежность вещи не одному, а одновременно двум или более лицам (сособственникам). Отношения общей собственности характеризуются множественностью субъектов права собственности на конкретный объект.
Право общей собственности является правом двух и более лиц сообща, по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим им имуществом, составляющим единое целое. В этом случае сособственники, как и любые собственники, владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им имуществом, но не обладают всей полнотой права на вещь, будучи ограниченными правами других участников.

Общая собственность - возникает прежде всего при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) или имущества, которое не подлежит разделу в силу закона. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность) Общая собственность на делимое имущество возникает в случаях, прямо предусмотренных законом или договором (п.2 ст.244 ГК).
Например, общая собственность в отношении имущества супругов возникает в силу закона - ст. 33, 34 СК РФ, а при создании простого товарищества общая собственность возникает на основании ст. 1043 ч. 2 гл.55 ГК РФ. Основанием возникновения общей долевой собственности на имущество супругов является брачный договор (ст. 41, 42 СК РФ).
В отношениях совместной собственности между участниками право на общую вещь не делится - оно принадлежит им сообща, совместно. Никто из участников заранее не знает своей доли, которая определяется только в случаях раздела или выдела. Отношения совместной (бездолевой) собственности складываются между супругами либо членами крестьянского (фермерского хозяйства), т.е. между лицами, связанными близкими семейными узами. Именно поэтому законом установлено, что общая долевая собственность является правилом, тогда как совместная собственность - исключением, прямо предусмотренным законом (п. 3 ст. 244 ГК РФ).
При возмездном отчуждении доли постороннему лицу остальные участники общей собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, кроме случаев продажи с публичных торгов (п. 1 ст. 250 ГК РФ). Преимущественное право покупки не распространяется на случаи:
- продажи доли одним из участников общей собственности другому;
- отчуждения по договору ренты;
- безвозмездного отчуждения по договору дарения, пожертвования.
При определенных условиях, перечисленных в п. 2 и 3 ст. 245 ГК РФ, допускается перераспределение долей в праве общей долевой собственности. Так, порядок определения и изменения их долей в зависимости от вклада каждого из них в образование и приращение общего имущества устанавливается соглашением всех участников общей собственности. Кроме того, участнику долевой собст-ти, осуществившему за свой счет с соблюдением установленного порядка использования общего имущества неотделимые улучшения этого имущества, предоставлено право на соответствующее увеличение своей доли в праве на общее имущество. Увеличение доли может быть произведено либо по соглашению всех участников общей собственности, либо по решению суда.

30 Распоряжения имуществом, находящимся в общей собственности.

Рассмотрим вопрос об отчуждении имущества, находящегося в общей долевой собственности. Каким образом можно продать, подарить, завещать, предоставить в залог или иным способом распорядиться своей долей?

При рассмотрении такого правомочия собственника – как распоряжение, следует различать, во-первых, распоряжение имуществом, находящимся в общей долевой собственности всех сособственников, и, во-вторых, распоряжение долей в праве общей долевой собственности.

В первом случае распоряжение имуществом осуществляется по соглашению всех участников. Что касается права сособственника распорядиться своей долей в праве, то здесь согласия других сособственников не требуется. Однако право сособственника на возмездное распоряжение своей долей в праве на имущество имеет определенные ограничения, установленные в ст. 250 ГК РФ. Договор признается возмездным, если в соответствии с его условиями сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение обязанностей, вытекающих из договора (например, договор купли-продажи). При безвозмездном отчуждении доли (например, договор дарения) никаких ограничений для сособственника законодательством не предусмотрено.

В случае продажи одним из сособственников своей доли постороннему лицу другие участники имеют преимущественное право ее покупки по цене, за которую она продается третьему лицу, и на прочих равных условиях. Сособственник, реализовав такое право, может увеличить свою долю или вообще стать единственным собственником имущества. Преимущественное право покупки не применяется при продаже доли с публичных торгов, что вполне объяснимо, поскольку целью торгов является продажа имущества тому, кто предложит за него наиболее высокую цену. Сособственники могут на общих основаниях принять участие в публичных торгах с целью приобретения доли в праве общей собственности.

При отчуждении доли постороннему лицу продавец доли обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности о своем намерении с указанием цены и других условий, на которых он ее продает. Законом не установлены какие-либо требования к такому извещению. Во избежание проблем при доказывании факта извещения предлагается производить извещение при участии нотариуса.

Сроки, в течение которых сособственники могут откликнуться на предложение о покупке, составляют один месяц при продаже доли в праве собственности на недвижимое имущество. Данный срок начинает течь со дня извещения участников долевой собственности о намерении продать долю.

Уступка (передача другому лицу) преимущественного права покупки доли не допускается. Правила о преимущественном праве покупки применяются также при отчуждении доли по договору мены.

Продажа доли с нарушением преимущественного права покупки может быть оспорена в судебном порядке. В таком случае любой участник долевой собственности имеет право в течение трех месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя.

Вторым видом общей собственности является общая совместная собственность, при которой доли в праве на имущество не установлены. Общим совместным имуществом участники владеют, пользуются и распоряжаются сообща.

Законным режимом имущества супругов считается режим совместной собственности. Обязательным условием возникновения права общей совместной собственности супругов является их состояние в браке, зарегистрированном в установленном порядке. Лица, проживающие совместно без регистрации брака, правом общей совместной собственности на приобретенное за это время имущество не обладают.

Любое имущество, нажитое супругами во время брака, предполагается их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим данного имущества. При этом не имеет значения то обстоятельство, на имя кого из супругов приобреталось имущество или кем из супругов были внесены средства на приобретение имущества (п. 2 ст. 34 СК РФ).

Брачным договором законный режим имущества супругов может быть изменен. Супруги вправе установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на отдельные его виды или на имущество каждого из них. Брачный договор может быть заключен в отношении как имеющегося, так и будущего имущества супругов, как при заключении брака, так в браке. Супруги по соглашению между собой в любое время вправе изменить или расторгнуть брачный договор, а также составить соглашение о разделе имущества.

Для распоряжения (как по возмездным, так и по безвозмездным сделкам) одним из супругов совместно нажитым недвижимым имуществом, необходимо нотариально заверенное согласие другого супруга на совершение такой сделки.

Обращаем Ваше внимание, что сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению. (п. 1 ст. 24 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

31 Способы защиты права собственности. Признание судом права на недвижимость.

Способы защиты имущественных прав.
Недвижимость - один из самых ценных объектов гражданских прав. Права на недвижимое имущество и сделки с ним затрагивают интересы почти всех граждан и юридических лиц.
Гражданские дела - это дела, связанные с разрешением судом самых разнообразных конфликтов, возникающих из широкого спектра гражданских правоотношений. Человек, чьи имущественные права нарушены, не всегда может хорошо знать и правильно применять не только совокупность процессуальных норм, регулирующих порядок осуществления правосудия по гражданским делам, но и большое количество норм материального права, относящихся к различным отраслям законодательства. Но только при этих условиях может быть обеспечена эффективная судебная защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, являющихся субъектами имущественных правоотношений.

Действующее законодательство позволяет субъекту права выбирать один или одновременно использовать несколько способов в сочетании для защиты своего нарушенного имущественного права.
Возможность судебной защиты имущественных прав гарантирует Конституция Российской Федерации (п. 1 ст. 46). Способы защиты гражданских прав перечислены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Защита нарушенных или оспоренных имущественных прав осуществляется в судебном порядке, в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством Российской Федерации.
Порядок производства по гражданским делам, определяемый нормами гражданского процессуального права, принято называть гражданским судопроизводством или гражданским процессом.
Гражданское судопроизводство осуществляется в виде: искового производства; производства по делам, возникающим из публичных правоотношений; особого производства.
Защита права, в большинстве случаев, осуществляется в порядке искового производства. Основные участники гражданского процесса - это стороны (истец и ответчик) и третьи лица, которые заинтересованы в разрешении спора. Истец, ответчик и третьи лица участвуют в процессе в защиту собственных интересов.
Лицо, участвующее в деле в качестве ответчика, в соответствии с действующим процессуальным законодательством, определяется истцом при подаче искового заявления.
По процессуальной цели иски классифицируются на: иски о присуждении, иски о признании. Обращаясь в суд с иском о присуждении, истец просит суд, во-первых, признать за ним спорное право, и, во-вторых, обязать ответчика совершить определенные действия, либо воздержаться от их совершения. Иском о присуждении является, например, иск о разделе совместно нажитого имущества. В иске о признании истец просит суд устранить спорность или неопределенность права, т.е. речь идет о защите еще не нарушенного права. Примерами таких исков являются иски о признании права собственности и о признании сделки недействительной.
В соответствии с п. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Заявления об обжаловании таких действий рассматриваются судом в рамках производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений.
Лица, участвующие в данной категории дел, это - заявитель, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, государственные и муниципальные служащие.
Жалоба на действия (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц, согласно положениям главы 23 ГПК РФ подается в суд по месту нахождения административного органа, чьи действия обжалуются либо по месту жительства заявителя.
Особое производство отличается от искового производства и производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений тем, что в этом случае отсутствует спор о праве и, следовательно, отсутствуют стороны с противоположными материально-правовыми интересами.
Согласно части 3 статьи 263 ГК РФ, в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
В порядке особого производства рассматриваются дела, по которым в соответствии с законом необходимо в судебном порядке подтвердить наличие или отсутствие юридических фактов, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение имущественных прав. Наиболее распространены дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
В случаях, когда тот или иной юридический факт невозможно подтвердить соответствующим документом в связи с его утратой, уничтожением или по другой причине, этот факт может быть установлен решением суда. Так, например, в порядке особого производства рассматриваются дела об установлении факта владения недвижимым имуществом на праве собственности, когда правоустанавливающие документы утрачены правообладателем.
Представляет особый интерес и особое производство по делам, связанным с восстановлением прав по утраченным документам. Так, закон предусматривает возможность восстановления прав по ценным бумагам. Например, в случае утраты законным владельцем закладной, которая является именной ценной бумагой, права по ней могут быть восстановлены в судебном порядке в рамках особого производства. Признав просьбу заявителя обоснованной, суд выносит решение, в котором признает утраченную закладную недействительной. Такое решение является основанием для составления и выдачи заявителю в порядке, установленном законодательством об ипотеке, нового документа взамен признанного недействительным.
Принятый по существу дела судебный акт является основанием для совершения регистрационных действий.
Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Для государственной регистрации заинтересованное лицо подает в территориальный орган Федеральной регистрационной службы Российской Федерации заявление с приложением вступившего в законную силу судебного акта и иных документов, необходимых для государственной регистрации.
Органы Федеральной регистрационной службы Российской Федерации осуществляют функцию защиты бесспорных прав граждан и охраняемых законом интересов юридических лиц в сфере недвижимости, путем признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.

32 Основания прекращения права собственности. Прекращение права собственности на недвижимую вещь при отказе собственника от права собственности на нее.

Основания прекращения права собственности перечислены в статье 235 ГК РФ. Право собственности прекращается при: • отчуждении собственником своего имущества другим лицам; • отказе собственника от права собственности; • гибели или уничтожении имущества; • утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Согласно статье 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо могут отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Обращаем, внимание на то, что отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом. Это важно помнить.

Зачастую люди считают, что, написав заявление об отказе от права собственности, они не будут иметь к нему больше никакого отношения, но закон трактует иначе. После того как гражданин или юридическое лицо подали заявление об отказе от права собственности в орган местного самоуправления по местонахождению объекта недвижимости, их вещь приобретает режим бесхозяйной вещи. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществляет на основании Постановления правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» постановку на учет бесхозяйных вещей, расположенных на территории регистрационного округа, по местонахождению недвижимого имущества. На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

Что касается земельных участков, то речь может идти только о тех из них, от которых собственник отказался. Поскольку если у земельного участка нет собственника, то участок находится в государственной собственности до разграничения прав на землю. Для принятия на учет бесхозяйного имущества необходимо заявление органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, представляемое в единственном экземпляре. К заявлению органа местного самоуправления должны быть приложены:

• документы, подтверждающие, что от права собственности на земельный участок собственник отказался, то есть его заявление. К заявлению должны быть приложены копии правоустанавливающих документов,подтверждающих наличие права собственности у лица, отказавшегося от этого права (копии указанных правоустанавливающих документов могут быть удостоверены нотариально, или их может заверить должностное лицо органа местного самоуправления совместно с собственником);

• документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества (технический паспорт или кадастровый план земельного участка), удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Просим обратить внимание на следующее. Если право собственности лица, отказавшегося от права собственности на объект недвижимого имущества, не зарегистрировано в ЕГРП, в заявлении органа местного самоуправления о принятии на учет данного объекта должны содержаться данные о правообладателе: фамилия, имя, отчество, дата рождения, удостоверяющий личность документ и его реквизиты, адрес постоянного места жительства или преимущественного пребывания.

В отношении юридических лиц указываются полное наименование, индивидуальный номер налогоплательщика, дата и место государственной регистрации, номер документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, адрес (местонахождение) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия такового - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности). Плата за принятие на учет объектов недвижимого имущества с органов местного самоуправления не взимается.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется в срок не более месяца со дня представления органом местного самоуправления заявления и иных необходимых документов, то есть также проводится правовая экспертиза представленных документов. Принятие на учет бесхозяйных вещей может быть прекращено, приостановлено, в принятии на учет может быть отказано. Отказ возможен, например, в случае, если собственник объекта недвижимости представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о принятии участка вновь во владение, пользование и распоряжение. То есть в течение года с момента постановки объекта на учет в качестве бесхозяйного собственник может подать указанное заявление, но не в орган местного самоуправления, а уже в Управление Федеральной регистрационной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.

Если орган местного самоуправления заявил о постановке на учет доли в праве на земельный участок, находящийся в долевой собственности, то поставить на учет как бесхозяйный можно только весь участок. После принятия на учет объекта недвижимого имущества в связи с отказом собственника от права собственности на него органу местного самоуправления и отказавшемуся от права собственности лицу выдается (направляется) выписка из ЕГРП о принятии на учет объекта недвижимого имущества, от права собственности на который собственник отказался. То есть собственник будет точно знать дату постановки объекта на учет в качестве бесхозяйного.

В соответствии с пунктом 3 статьи 225 ГК РФ государственная регистрация права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества осуществляется по истечении года со дня принятия на учет этого объекта недвижимого имущества на основании вступившего в силу решения суда.

В этом случае объект недвижимого имущества считается снятым с учета с момента государственной регистрации права муниципальной собственности, а также именно с этого момента прекращается право собственности лица, отказавшегося от него. И вот только с этого момента бывший собственник перестает нести за имущество, от которого он отказался, ответственность.

33 Характеристика иных (кроме права собственности) вещных прав. Основания возникновения и прекращения таких прав на здания, сооружения.

ещным правом является абсолютное гражданское право лица, предоставляющее ему возможность непосредственного господства над вещью и отстранения от нее всех других лиц, защищаемое специальными гражданско-правовыми исками. Вещные права характеризуются следующими признаками:непосредственным отношением лица к вещи; абсолютным характером; объектами являются только индивидуально-определенные вещи; защитой с помощью особых вещно-правовых исков. Абсолютный характер вещных прав, проявляется в том, что все без исключения третьи лица обязаны не препятствовать управомоченному лицу в использовании вещи и не воздействовать на вещь без его разрешения. Следовательно, третьи лица должны быть четко осведомлены о видах и содержании вещных прав. Именно этим обстоятельством объясняется необходимость исчерпывающего определения в законе перечня вещных прав и их содержания.

Видывещных прав: Право собственности (ст. 209 Гражданского кодекса РФ) – это совокупность правовых норм, регулирующих владение, пользование и распоряжение собственника имуществом по своему усмотрению и в своих интересах и защита этого имущества от посягательств третьих лиц.
Право владения — это возможность осуществления фактического господства над вещью.
Право пользования — это возможность осуществлять эксплуатацию имущества, извлекать из него полезные свойства, получать плоды и доходы.
Право распоряжения — возможность определять юридическую и фактическую судьбу вещи.
Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, устанавливаться лишь законом.
К иным вещным правам (право на чужое имущество) относятся:
-право хозяйственного ведения (ст. 294 Гражданского кодекса РФ);
- право оперативного управления (ст. 296 Гражданского кодекса РФ);
- право пожизненного наследуемого владения землей (земельным участком (ст. 265 Гражданского кодекса РФ), которое трансформируется сейчас в право собственности);
- право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 268 Гражданского кодекса);
- сервитут (право ограниченного пользования объектом недвижимого имущества) (ст. 274, 277 Гражданского кодекса РФ);
Видывещных прав определены в законе следующим образом: право собственности - наиболее широкое по объему правомочий вещное право, предоставляющее управомоченному лицу максимальные возможности использования принадлежащего ему имущества; ограниченные вещные права (ст. 216 ГК РФ) связаны с использованием чужих земельных участков и других объектов недвижимости, в силу чего подлежат государственной регистрации. К числу таких прав относятся сервитут (ст. 274, 277 ГК), пожизненное наследуемое владение (ст. 265 ГК), постоянное пользование (ст. 268 ГК); ограниченные вещные права, оформляющие имущественную обособленность государственных и муниципальных унитарных предприятий, казенных предприятий и учреждений - юридических лиц, не являющихся собственниками закрепленного за ними имущества. Имущество за названными юридическими лицами закрепляется собственником на праве хозяйственного ведения (ст. 294 ГК) и оперативного управления (ст. 296 ГК).
Основания возникновения права собственности или иного вещного права на вновь созданный объект недвижимости предусмотрены п. 1 ст. 218 ГК, которым установлено, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Статья 263 ГК: собственник ЗУ приобретает право собственности на здание и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему ЗУ, при условии соблюдения в оде строительства градостроительных норм и правил. Статьей 219 ГК установлено, что право собственности на здание, сооружение и другое вновь создаваемое недвижимое имущество возникает с момента гос. регистрации права.
Закрепление имущества собственником за унитарным предприятием или учреждением на праве хозяйственного ведения или оперативного управления возможно только в отношении имущества гос. или муниципальной казны – недвижимого имущества возникает с момента регистрации в ЕГРП.
Если имущество приобретено предприятием или учреждением в результате самостоятельной и хозяйственной деятельности от собственного имени в соответствии со своей специальной правоспособностью, оно поступает в хоз. ведение или оперативное управление согласно п. 2 ст. 299 ГК РФ в порядке предусмотренном для права собственности.

34 Понятие и виды сервитутов. Основания возникновения и прекращения сервитута. Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Сервитут – это право ограниченного пользования чужим земельным участком.

Статьей 274 Гражданского кодекса РФ в редакции Федерального закона от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ установлено, что сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Федеральным закономот 23.06.2014 г. № 171-ФЗ внесены изменения в ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно утратило силу понятие частный сервитут. На сегодняшний день существуют понятия «сервитут» и «публичный сервитут».

Также в Земельном кодексе РФ с 01.03.2015 г. появилась новая глава V.3 «Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Она определяет основания для установления сервитута, требования к соглашению об установлении сервитута и порядок заключения такого соглашения.

Согласно статье 39.23 Земельного кодекса РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами. Так соглашение заключается в следующих случаях:

· размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;

· проведение изыскательских работ;

· ведение работ, связанных с пользованием недрами.

Нововведением является и то, что в статье 39.24 Земельного кодекса РФ определен круг лиц, которые могут заключать соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Такими лицами являются землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка.

В случае если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, соглашение об установлении сервитута заключают землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка. При этом согласие в письменной форме уполномоченного органа на заключение такого соглашения не требуется, если настоящим пунктом или договором аренды либо договором безвозмездного пользования не предусмотрено иное.

Необходимо отметить, что вышеуказанная статья закрепляет, что арендатор или землепользователь, которому земельный участок предоставлен на праве безвозмездного пользования, вправе заключать соглашение об установлении сервитута на срок, не превышающий срока действия договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком.

Статья 39.25 содержит требования, необходимые для заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка. Так, соглашение должно содержать:
1) кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить сервитут;
2) учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут, за исключением случая установления сервитута в отношении всего земельного участка или случая, предусмотренного пунктом 4;
3) сведения о сторонах соглашения;
4) цели и основания установления сервитута;
5) срок действия сервитута;
6) размер платы, определяемой в соответствии с пунктом 2;
7) права лица, в интересах которого установлен сервитут, осуществлять деятельность, в целях обеспечения которой установлен сервитут;
8) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, вносить плату по соглашению;
9) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, после прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием.

Важным нововведением является и то, что если находящийся в государственной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду государственному или муниципальному учреждению, соглашение об установлении сервитута заключается только с письменного согласия учредителя (федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, в ведении которого находится это учреждение).

Также с 01.03.2015 г. Земельным кодексом РФ в п. 3, ч. 4, ст. 35 установлено, чтоотчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением отчуждения сооружения, которое расположено на земельном участке на условиях сервитута.

35 Право хозяйственного ведения. Субъекты права, возникновение и прекращение права, распоряжение недвижимостью, принадлежащей на праве хозяйственного ведения.

Согласно пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Общим основанием возникновения права хозяйственного ведения и права оперативного управления является решение собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением. Общим моментом возникновения права хозяйственного ведения и права оперативного управления объектом недвижимого имущества унитарного предприятия или учреждения выступает момент передачи ему этого имущества. С учетом правила статьи 224 ГК РФ о передаче вещи вещные права на имущество собственника у унитарного предприятия и учреждения возникают с момента фактической передачи. Аналогичное правило содержится в пункте 2 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 14.11.2002г. № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон об унитарных предприятиях).
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ и статьей 4 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) возникновение, переход и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним органами, осуществляющими государственную регистрацию прав. На основании пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента государственной регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления – это разные виды ограниченных вещных прав, в рамках которых собственник, сохраняя свой статус, передает имущество созданному им юридическому лицу. Как и право хозяйственного ведения, так и право оперативного управления производно и зависимо от права собственности.
Различают право хозяйственного ведения и оперативного управления по трем основным параметрам:
- по субъектному признаку. Субъектами права оперативного управления могут быть только федеральные казенные предприятия, казенные предприятия субъекта Российской Федерации, муниципальные казенные предприятия (ст. 115 ГК РФ, п. 2 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях) и любые учреждения (ст. 120 ГК РФ). Право хозяйственного ведения, принадлежащее либо предприятию как коммерческой

Наши рекомендации