Ведущие мосты колесного трактора
На колесных тракторах установлено два ведущих моста: передний и задний. Оба моста, за исключением корпусов, имеют одинаковую конструкцию. Каждый ведущий мост (рис. 98) состоит из корпуса, главной передачи и дифференциала. Главные передачи переднего и заднего мостов взаимозаменяемы. В главную передачу входит пара спирально-конических шестерен. Ведущая шестерня изготовлена заодно с валом, который опирается на два конических роликовых подшипника, установленных в стакане 15.
Последний находится в корпусе главной передачи и прикреплен к нему болтами, ввернутыми во фланец стакана. В резьбовые отверстия фланца стакана ввернуты болты-съемники, используемые для выпрессовки стакана. Под фланцем стакана расположены прокладки, необходимые для перемещения ведущей шестерни при регулировке ее нормального зацепления с ведомой шестерней. Прокладки под внутренней обоймой переднего подшипника используются для регулировки зазоров в подшипниках. На шлицевой конец вала ведущей шестерни надет фланец 17, присоединяемый к вилке карданного вала. Ведомая шестерня закреплена болтами на фланце корпуса дифференциала.
Дифференциал состоит из корпуса 8, четырех сателлитов 7 и двух полуосевых конических шестерен 9. Корпус дифференциала представляет собой две половины, стянутые болтами и опирающиеся на конические подшипники 11, установленные в гнезда корпуса главной передачи. С наружной стороны в гнезда ввернуты гайки 12, которыми регулируют зазоры в конических подшипниках и между зубьями шестерен главной передачи.
Сверху к корпусу переднего моста с двух сторон приварены накладки, к которым крепят рессоры. Вращающиеся детали ведущих мостов смазывают трансмиссионным автотракторным маслом. На корпусах обоих мостов расположены заливное, контрольное и сливное отверстия с пробками. Оба моста снабжены сапунами 3.
В отличие от изучаемых автомобилей трансмиссия всех тракторов снабжена конечными передачами. У колесного трактора конечные передачи называют колесными редукторами.
Колесные редукторы (рис.99), выполняя роль привода ведущих колес, увеличивают на последней ступени их крутящий момент. В сборе они представляют собой редукторы планетарного типа, состоящие из ведущей солнечной шестерни 2, трех сателлитов 4, водила 5, неподвижной эпициклической шестерни 6 и корпуса 7.
Солнечная шестерня установлена на шлицах полуоси и закреплена гайкой.
Другой шлицевый конец полуоси входит в отверстие полуосевой шестерни дифференциала. Цилиндрические сателлиты находящиеся в постоянном зацеплении с солнечной и эпициклической шестернями, вращаются на роликовых подшипниках, помещенных на осях 3, которые установлены в водило. Водило прикреплено шпильками и гайками к корпусу редуктора. Фланец корпуса 7 редуктора, тормозной барабан 13 колеса и его ступица 8 стянуты болтами. Водило и корпус образуют ведомую часть редуктора и вращаются вместе с ведущим колесом трактора. Ступица ведущего колеса находится на конических подшипниках, установленных на рукаве 11 ведущего моста. Рукав ведущего моста соединен с неподвижной эпициклической шестерней переходной ступицей 9, которая имеет внутри шлицы, а снаружи — зубья. Эпициклическая шестерня 6 установлена на зубьях этой ступицы.
Солнечная шестерня 1 (рис. 100) приводит во вращение сателлиты 3, перекатывая их по неподвижной эпициклической шестерне 5. Сателлиты через оси увлекают за собой водило 6, которое через корпус редуктора передает вращение на ведущее колесо.
Детали редуктора смазывают трансмиссионным автотракторным маслом, заливаемым через отверстие в центре крышки. Это отверстие закрывают пробкой, на которой смонтирован масломерный щуп с метками, соответствующими верхнему и нижнему допустимым уровням. Загрязненное масло сливают из отверстия, закрываемого конической пробкой. Общий уровень масла в полостях главной передачи и колесного редуктора определяют по кромке отверстия под контрольную пробку.