Защита культурных ценностей в период ВК

КЦ в отличие от других объектов в МП имеет свои особенности. Особенности объясняются, в первую очередь, значимостью КЦ.

ГК 9 говорит о КЦ.

Значимость ГК объясняется тем, что впервые здесь было дано понятие КЦ и их классификация, впервые здесь были закреплены формы защиты КЦ на международном уровне.

КЦ находятся на территории определенного государства, под определенной юрисдикцией.

КЦ:

- внутригосударственные средства защиты КЦ

- международно-правовые средства КЦ.

Каким средствам отдать приоритет?

Когда говорим о 9 ГК о защите КЦ в период ВК, следует обратить внимание так же и на ту ситуацию, что ГК о защите КЦ включала в себя исполнительный регламент как приложение и новым документом являлся 2 протокол 1999, который уже вступил в юр силу. Когда говорим о КЦ, учитываем и ГК, и протоколы.

КЦ значимы для любого народа, отражают духовную сторону его развития, его особенности, его цивилизационную эволюцию.

ГК о защите КЦ разделяет сами КЦ на следующие категории:

1. По своей значимости, цели:

- движимые – картины, научные коллекции, архивы и т. д.;

- недвижимые – архитектурные памятники, ансамбли, библиотеки, музеи, архивы;

- смешанные – центр сосредоточения КЦ, где есть и то, и другое.

2. - КЦ с большим значением – обеспечиваются в форме общей защиты (см. ниже: хранение и уважение)

- КЦ с очень большим значением - специфические КЦ, значение которых выходит за рамки значения для государства.

· Общая защита КЦ – уважение КЦ (разработка соответствующего законодательства (уголовного, административного характера, которое бы запрещало грабеж, кражу, вандализм и т. д. – общая защита КЦ)), обеспечение, хранение самих КЦ. Еще в мирное время государство должно обеспечить безопасные места, куда можно было бы эти КЦ перенести.

· Специальная защита КЦ –внесение таких ценностей в международный реестр КЦ. Если КЦ вносится в международный реестр КЦ, это значит, что они должны обладать иммунитетом от конфискации, грабежа, мародерства. КЦ могут лишиться этой специальной защиты в случае настоятельной военной необходимости. Было необходимо принятие нового документа – 2 протокола ГК о защите КЦ, т.к. в ГК не было дано объяснения крайней военной необходимости.

В ГК дано понятие специальной защиты и ограниченное понятие КЦ, но не было дано понятия крайней необходимости. Во 2 ДП дано понятие КЦ, имеющих очень большое значение – выдающиеся КЦ, общее культурное наследие.

В отношении общего наследия человечества вводится понятие «усиленная защита КЦ» - под нее попадают те КЦ, которые входят в категорию общего наследия человечества.

Когда говорим о настоятельной военной необходимости, говорим о ситуации, когда КЦ используются как укрытие. Поэтому у другой противоборствующей стороны нет другого выхода, как в целях самозащиты открыть ответный огонь и т. п. Но, для того, чтобы начать действовать, противоборствующая сторона должна предупреждать неоднократно ту сторону, которая использует КЦ как укрытие, о том, что они примут ответные меры. Эти ответные меры должны быть временными и вестись с большой осторожностью.

Кроме того, когда говорим об усиленной защите (вводится 2 ДП), усиленная защита налагает ряд обязательств на государства, которые они должны провести в мирное время. Это не только строительство укрытий для КЦ, но и предпринять на национальном административном уровне такие меры защиты КЦ, которые отвечают самым высоким запросам в рамках защиты КЦ.

Государство должно взять на себя обязательства, что оно не будет использовать эти укрытия для КЦ в военных целях.

Формы прекращения ВК

1. Общее перемирие – приостановление ВК и дальнейшее прекращение

2. Местное перемирие

3. Капитуляция как метод прекращения ВК

4. Безоговорочная капитуляция

5. Заключение мирного договора

Общее перемирие

Заключается на уровне представителей глав государств или командущих, касается перемирия на всем театре военных действий. Может закончится соглашением о полном прекращении военных действий, но может заключаться и на определенный срок. Если государства не заключили соглашения на определенный срок, то может возобновиться ВК, Если Общее перемирие носит бессрочный характер. И если в этом ситуации одна из сторон отступит от соглашения, она считается агрессором.

Местное перемирие

Заключается с целью, чтобы помочь раненым, больным, похоронить мертвых. Местное перемирие имеет узкие цели, не означает окончания ВК.

Капитуляция

Одна из противоборствующих сторон признала свое поражение. Не всегда ведет к прекращению состояния войны. Обычно, для того, чтобы говорить о прекращении состояния войны, (например, соглашение между Карелией и США, Вьетнамом и США), необходимо заключить соглашение. Может быть и одностороннее заявление о прекращении войны.

Безоговорочная капитуляция

Здесь противоборствующие стороны ставятся в совершенно неравное положение. Проигравшая сторона не ставит никаких условий, это полное поражение без каких-либо условий. Например, поражение Германии во 2 МВ.

Заключение мирного договора - считается самым эффективным способом прекращения войны.

Решается много вопросов: о гос границах, вопросы о переходе территорий, об обмене военнопленными. Может также решаться вопросы, связанные с ответственностью государства, виновного в развязывании войны, возобновление приостановленных договоров, дип отношений.

16.11

1. Что подразумевается под нарушением МГП

2. Средства привлечения к ответственности

В ГК уже говорится о нарушениях МГП, но не говорится об обязанности государства привлекать лиц, нарушивших нормы МГП.

Действительная классификация нарушений в МГП впервые дана в ЖК 1949г. Кроме этих ЖК мы можем говорить о том, что список нарушений норм МГП мы можем видеть и в 1ДП, и в 2ДП, 2 протокол ГК.

По степени тяжести есть различные виды нарушений норм МГП.

Значимость ЖК: впервые классифицировали все нарушения, на 2 категории.

Классификация нарушений в МГП:

- серьезные нарушения норм МГП, влекут необходимость привлечения к уголовной ответственности (отличаются значительной тяжестью в отношении граждан – например, убийства, пытки);

- иные нарушения МГП (признак: хотя действительно являются нарушением положения конвенций, но не влекут уголовной или даже административной ответственности – например, нарушение прав военнопленных (отсутствие ларька для военнопленных на территории лагеря, нарушение права военнопленных обладать своими наградами)).

1 ДП внес значительный вклад в расширение понятия нарушения норм МГП. Он не только расширил категории серьезных нарушений, но и квалифицировал их как военные преступления. Это вклад 1 ДП.

Когда мы говорим о серьезных нарушениях норм МГП, то следует сказать, что это не закрытый список. Этот список открытый, потому что если мы возьмем Римский статут международного уголовного суда, который обобщил все виды серьезных нарушений МГП, но и расширил их.

Есть Комиссия по установлению фактов. Согласно компетенции этой комиссии: несколько мелких нарушений могут трансформироваться в одно серьезное.

Серьезные нарушения норм МГП: тоже можно классифицировать:

1) Серьезные нарушения МГП, которые прямо содержатся в ЖК, 1 и 2 ДП

2) Серьезные нарушения МГП, о которых не упоминается в ЖК, но по степени их общественной опасности и по их тяжести их можно отнести к серьезным нарушениям норм МГП;

3) Серьезные нарушения МГП, которые значатся в документах, которые рассматриваются в МГП как обычные нормы МГП.

Примеры серьезных нарушений МГП: убийство, применение пыток, проведение мед экспериментов, оказывающих калечащее значение, принудительная вербовка гражданских.

1 ДП: в качестве военных преступлений (признаются серьезными нарушениями норм МГП) рассматривает на гражданские объекты и гражданских, депортацию с оккупированной территории. К военным преступлениям относятся также такие, когда объектом нападения являются гражданские объекты, содержащие опасные силы. Также военные преступления: долговременный вред окружающей среде, бомбардировка транспорта, относящегося к медицинскому персоналу, демилитаризованных зон, необороняемых зон.

Использование гражданского населения в качестве живых щитов.

Медицинские эксперименты, пересадка органов.

Нарушения норм МГП, о которых говорится в обычных источниках: когда призывают никого не оставлять в живых, вероломные методы ведения войны, использование обмундирования другой противоборствующей стороны, использование эмблемы МККК.

Использование пуль или взрывчатых веществ, характерных для СПб декларации, использование удушающих, отравляющих газов.

Внутренние ВК. Ст. 3 ЖК

Новации Римского статута МУС:

- новое понятие военного преступления и преступления против человечности. Ст. 8 – под военными преступлениями понимаются преступления, которые можно охарактеризовать как часть стратегии или плана, и которые являются крупномасштабными по своему характеру.

Перечисляет нарушения ЖК, нарушения ст. 3 (общей для всех ЖК), дополняет каталог серьезных нарушений МГП новыми нарушениями. Так, в частности, в качестве военных нарушений рассматривается нападение на персонал гуманитарных миссий, нападение на лиц, участвующих в миротворческих операциях, проведение политики апартеида.

Также было введено преступление, связанное с недопустимостью вербовки в вооруженные силы лиц, не достигших 15-летнего возраста.

Наши рекомендации