МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ. ценностей). По виду планируемой деятельности показате­ли различаются на показатели производства и потребле­ния культурных ценностей

ценностей). По виду планируемой деятельности показате­ли различаются на показатели производства и потребле­ния культурных ценностей, показатели оснащенности, финансирования, хозяйственного содержания, кадрового обеспечения и т. д. По характеру выражения планируе­мые показатели разделяются на абсолютные и относи­тельные. Абсолютные показатели в зависимости от их экономической природы могут быть натуральными (вы­ражаться в штуках, комплектах, мероприятиях, количе­стве людей и т. п.) и стоимостными (выражаться в руб­лях). Относительные показатели выражаются в простых, относительных и динамических процентах, долях, индек­сах, корреляциях и т. д.

Все эти и другие виды показателей объединяются в группы, характеризующие основные процессы в деятель­ности учреждений культуры, и должны соответствовать показателям учета и отчетности. В противном случае на­рушается соответствие и единство составных частей ин­формационного механизма менеджмента.

Определение количественных значений планируемых показателей. Это может быть достигнуто двумя путями: с помощью аналитического или нормативного методов (см. следующий раздел).

Обоснование реализации плана. Возможность дости­жения поставленных целей, решения поставленных за­дач, т. е. выполнения программы планируемых действий должна быть обоснована. Для этого может использовать­ся балансовый метод, т. е. составление материального, стоимостного, трудового балансов (см. следующий раз­дел). Для организационного обеспечения также могут быть использованы специальные технологии (сетевое планиро­вание и др.).

Оформление проекта плана. После обоснования реа­лизации проект плана может быть оформлен («положен на бумагу»). Единообразной типовой формы плана в сфе­ре культуры нет и не может быть. Оформление зависит от вида конкретного плана (комплексный или тематический, перспективный или текущий, содержание планируемой деятельности), его назначение и т. д. Поэтому главным требованием к оформлению плана может быть выдвинут следующий тезис: план должен быть оформлен таким об­разом, чтобы в нем могли найти ответ на интересующие

ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 163

их вопросы исполнители, заказчики и инстанции, с кото­рыми данный план согласуется.

Оформленный плановый материал — это всего лишь ] проект плана. Для того чтобы стать планом (т. е. доку­ментом), он должен быть согласован и утвержден.

СОГЛАСОВАНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ ПЛАНА

Как видно из названия этапа, на нем решаются две ] задачи: согласования и утверждения. План согласовыва- I ется со всеми инстанциями (организациями и должност- 1 ными лицами), от которых зависит его реализация. Офор- j мляется согласование с помощью грифа «Согласовано» на последней странице планового документа, где указывают- j ся согласующие инстанции и подписи представляющих их ответственных лиц. Иногда (в простейших случаях) согла-сование оформляется в виде визирования документа. В слу­чае масштабных планов и программ согласование оформ- -ляется в виде специального протокола согласования, при­лагаемого к плановому документу.

Утверждается план решением инстанции — распоря­дителя кредита организации, чьим планом данный доку­мент является (обычно — директором). Оформляется с помощью грифа «Утверждаю» (с указанием названия дол­жности и фамилии ответственного лица, а также даты утверждения), который размещается в правом верхнем углу планового документа и обычно заверяется печатью. В некоторых случаях утверждение оформляется специ­ально издаваемым приказом.

После утверждения план становится документом, т. е. элементом административной, финансовой, хозяйствен­ной, трудовой дисциплины. Но плановая деятельность на этом не завершается.

ПРОПАГАНДА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА

Успех реализации плана во многом зависит от того, насколько его позиции доведены до конкретных исполни- 1 телей, насколько персоналу понятны и близки цели и задачи, содержание конкретной деятельности. Для этого необходимо предусмотреть специальную разъяснительную работу: совещания, семинары, беседы, наглядные мате­риалы и т. п. Не менее важно доведение содержания пла-

164 МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

нов до партнеров, инвесторов и доноров, клиентов и по­требителей. В сфере культуры решение этой задачи — широкое информирование общественности о содержании планов — является необходимой предпосылкой успеха дела и поэтому особенно важно. В такой информационной работе могут использоваться СМИ и многообразные фор­мы и виды технологии public relations.

Не менее важно задать систему контроля реализации принятого и утвержденного плана. Для этого могут исполь­зоваться практически все виды и средства контроля, рас­смотренные в соответствующем разделе данного пособия.

3 3.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТОВ

ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

Принципиально важным вопросом для выработки и реализации культурной политики различного уровня яв­ляется вопрос о приоритетах — определение направле­ний работ, нуждающихся в дополнительной поддержке, инициировании. Особое значение этот вопрос имеет по отношению к бюджетному финансированию, тем более — в условиях экономического спада и кризиса.

Проблема приоритетов включает в себя несколько воп­росов, связанных с установлением того, кто и как их будет определять. Можно выделить две крайние позиции по отношению к проблеме определения приоритетов. С не­которой степенью условности их можно определить как «американский» и «постсоветский».

«АМЕРИКАНСКАЯ» МОДЕЛЬ: ОТКАЗ ОТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИОРИТЕТОВ

Об особенностях «американского» пути в управлении сферой культуры выше уже говорилось немало. Что же касается отношения к проблеме приоритетов в поддержке и развитии культуры, то в американском опыте это отно­шение выражается в... отказе от участия в решении такой проблемы. Согласно доминирующим взглядам американ­ских теоретиков и практиков менеджмента в сфере куль­туры и искусства, попытки определения приоритетов, прогнозирования культурных процессов — вещь доста­точно бессмысленная. Культура, творчество — самооргани­зующийся и саморазвивающийся организм, возможности

3. ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

всякого жесткого рационального вмешательства в культур­ные процессы очень ограничены. Поэтому приоритеты под­держки и развития культуры не востребованы ни субъекта­ми государственной власти, ни тем более профессиональ­ной элитой. Согласно принципу «длинной руки», о котором уже говорилось, государство осуществляет только общере-гулирующую функцию (законодательство и налогообложе­ние), а непосредственная поддержка до 1965 г. осуществ­лялась исключительно многообразными негосударственны­ми фондами (каковых в США насчитывается свыше 25 000), в которых аккумулируются средства из различных источ­ников. В 1965 г. администрацией президента Л. Джонсона был создан механизм государственных отчислений на куль­туру и искусство. Были созданы Национальный фонд ис­кусств, распределяющий гранты для художников и неком­мерческих организаций сферы культуры и искусства, На­циональный совет по искусствам, поддерживающий развитие различных видов искусств, этнические искусства и ремес­ла, музейное дело, художественное образование, СМИ и т. п., Национальный гуманитарный фонд, поддержива­ющий исследования в гуманитарной сфере (история, фило­софия, литературоведение, лингвистика, право, этика, ис­тория искусств и т. д.). Кроме того, действуют советы шта­тов по искусству, а также Гуманитарные советы штатов. Программы по культурному обмену, гастроли, продолже­ние образования за рубежом поддерживаются также госу­дарственным информационным агентством ЮСИА.

Распределение средств производится советами этих организаций, их экспертными советами, в которые вхо­дят авторитетные представители соответствующей про­фессиональной среды. Поддержка обычно оказывается в соответствии с принципом «мэтчинг гранте» в пропорции 1 : 3 («Дам тебе доллар, если ты найдешь еще три»), но не более 25% общей стоимости проекта.

Такой подход имеет ряд существенных резонов. Во-первых, он адекватен специфике сферы культуры. Во-вто­рых, он соответствует принципам и традициям демокра­тии в выработке и принятии конкретных решений в такой публичной сфере, как сфера культуры и искусства. В-тре­тьих, он снимает с чиновников ответственность за харак­тер непосредственного распределения финансовых средств, В-четвертых, деньги получают те, кто за ними обратился,

Наши рекомендации