Лирические отступления

Функции: - переход от одного повествовательного плана к другому; - приостановка действия перед кульминационными моментами - обращение к читателю, связь лирического и эпического планов повествования.  
Могут состоять из одной строчки, из нескольких строф.  
Тематика: о дружбе, женщинах, юности, ирония над завистью и душевной ленью, споры о литературном языке и т. д.  
С помощью лирических отступлений вводится среднерусский пейзаж: «волшебница» зима, «мелькнувшее» лето, осень — «довольно скучная пора», весна — грустное время любви. Пушкин-реалист рисует картины природы, играющие важную композиционную роль, просто, без традиционных метафор и эпитетов. В)К. Аксаков проницательно отмечал глубину и многосторонность гоголевского изображения: "И какой бы характер в нем не высказывался, это всегда полное, живое лицо, а не отвлеченное качество (как бывает у других, так что над одним напиши: скупость, над другим: вероломство, над третьим: верность и т. д.)". Но, доводя эту мысль до крайности, критик приписывал Гоголю "бесстрастный взор" и сводил его художественное мышление к древнему эпическому сознанию, что нашло выражение в тезисе: в "Мертвых душах" древний эпос восстает перед нами". К. Аксаков, в частности, отождествлял распространенные сравнения в гоголевской поэме и в "Илиаде". В. Белинский, с восторгом приветствовавший поэму еще в статье "Похождения Чичикова, или Мертвые души", отвечал К. Аксакову специальным разбором его брошюры. Белинский прежде всего подчеркнул антиисторичность сближения "Мертвых душ" и "Илиады", так как оба произведения представляют совершенно различные типы художественного сознания. Если античное сознание (согласно распространенным во времена Белинского представлениям) объективно-непосредственное, то современное включает в себя определенную долю рефлексии, сомнения, отрицания. Во взглядах Белинского 40-х годов эта мысль получила общественно-политическую заостренность. Отсюда его вывод: "В смысле поэмы "Мертвые души" диаметрально противоположны "Илиаде". В "Илиаде" жизнь возведена на апофеозу: в "Мертвых душах" она разлагается и отрицается..." Подтверждая эту мысль конкретным разбором (в частности, природы гоголевского сравнения, которое, в противоположность сравнению Гомера, "все насквозь проникнуто юмором"), критик рассматривает "Мертвые души" в ряду явлений современного эпоса, прежде всего романов Вальтера Скотта. Вся полемика вокруг "Мертвых душ" происходила в отсутствие Гоголя, выехавшего 5 июня за границу. Хотя писатель живо интересовался "толками о "Мертвых душах" и уполномочил Прокоповича довести их до его сведения, "каковы бы они ни были и от кого бы ни были", но непосредственного участия в полемике не принял. Развернутого автокомментария, подобного тому, каким располагает "Ревизор", Гоголь к первому тому "Мертвых душ" не дал: все его внимание было поглощено работой над продолжением поэмы. Поэтому, говоря о первом томе, Гоголь счел необходимым остановиться главным образом на том, что соотнесено с содержанием последующих томов, например, на "лирических отступлениях". Касаясь происхождения одного из них - обращения к Руси в начале XI главы ("Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе?" и т. д.), - Гоголь раскрывал то пережитое им "истинное чувство", которым рождено это отступление. "Я до сих пор не могу выносить тех заунывных, раздирающих звуков нашей песни, которая стремится по всем беспредельным русским пространствам. Звуки эти вьются около моего "(сердца), и я даже дивлюсь, почему каждый не ощущает в себе того же. Кому при взгляде на эти пустынные, доселе не заселенные и бесприютные пространства не чувствуется тоска, кому в заунывных звуках нашей песни не слышатся болезненные упреки ему самому, именно ему самому, тот или уже весь исполнил свой долг, как следует, или же он нерусский в душе"  

2.в.Наибольшее значение имеют лирические отступления о России и русском народе. На протяжении всей поэмы утверждается идея автора о положительном образе русского народа, которая сливается с прославлением и воспеванием родины, в чем выражается гражданско-патриотическая позиция автора.
Так, в пятой главе писатель славит “живой и бойкий русский ум”, его необыкновенную способность к словесной выразительности, что “если наградит косо словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собой и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света”. На такие рассуждения Чичикова навел его разговор с крестьянами, которые называли Плюшкина “заплатанным” и знали его только потому, что он плохо кормил своих крестьян.

В лирических отступлениях предстает трагическая судьба закрепощенного народа, забитого и социально приниженного, что нашло отражение в образах дяди Митяя и дяди Миняя, девчонки Пелагеи, которая не умела отличить, где право, где лево, плюшкинских Прошки и Мавры. За этими образами и картинами народной жизни кроется глубокая и широкая душа русского народа.
Любовь к русскому народу, к родине, патриотические и возвышенные чувства писателя выразились в созданном Гоголем образе тройки, несущейся вперед, олицетворяющей собой могучие и неисчерпаемые силы России. Здесь автор задумывается о будущем страны: “Русь, куда ж несешься ты?” Он смотрит в будущее и не видит его, но как истинный патриот верит в то, что в будущем не будет маниловых, собакевичей, ноздревых, плюшкиных, что Россия поднимется к величию и славе. Но, помимо лирических отступлений, воспевающих Россию и ее народ, в поэме есть и размышления лирического героя на философские темы, например, о молодости и старости, призвании и назначении истинного писателя, о его судьбе, которые так или иначе связаны с образом дороги в произведении. Так, в шестой главе Гоголь восклицает: “Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!..” Тем самым автор хотел сказать, что все самое хорошее в жизни связано именно с юностью и не нужно забывать об этом, как это сделали описанные в романе помещики, став “мертвыми душами”. Они не живут, а существуют. Гоголь же призывает сохранить живую душу, свежесть и полноту чувств и оставаться такими как можно дольше.

Для воссоздания полноты образа автора необходимо сказать о лирических отступлениях, в которых Гоголь рассуждает о двух типах писателей. Один из них “не изменил ни разу возвышенного строя своей лиры, не ниспускался с вершины своей к бедным, ничтожным своим собратьям, а другой дерзнул вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи”. Удел настоящего писателя, дерзнувшего правдиво воссоздать действительность, скрытую от всенародных очей, таков, что ему, в отличие от писателя-романтика, поглощенного своими неземными и возвышенными образами, не суждено добиться славы и испытать радостных чувств, когда тебя признают и воспевают. Гоголь приходит к выводу, что непризнанный писатель-реалист, писатель-сатирик останется без участия, что “сурово его поприще, и горько чувствует он свое одиночество”.

Г. «Величайшим успехом и шагом вперед считаем мы со стороны автора то, что в «Мертвых душах» везде ощутимо и, так сказать, осязаемо проступает его субъективность…Это преобладание субъективности, проникая и одушевляя всю поэму Гоголя, доходит до высокого лирического пафоса и освежительности, волнениями охватывает душу читателя…»

Такова роль лирических отступлений в композиции поэмы. Но самое главное то, что в них выражаются многие взгляды автора на искусство, отношения между людьми. На страницах поэмы Гоголь хотел не только обличать, но и утверждать свой нравственный идеал, и высказал его в своих замечательных лирических отступлениях, где отразились все его мысли и чувства, и прежде всего огромное чувство любви к своему народу и отечеству, вера в то, что родина вырвется из власти "болотных огней" и вернется на истинный путь: путь живой души.

3. Почему души мертвые?
Мертвые души» — это помещики и чиновники, это «безответно мертвые обыватели» , страшные «неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца» . Чичиков побывал в пяти помещичьих усадьбах, но это не цикл разрозненных новелл, а единое повествование, суть которой определена автором: «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого» . На первый взгляд Манилов и Собакевич, Ноздрев и Коробочка не похожи друг на друга . Однако их объединяет пустота и никчемность, которая становится чертой не только каждого из них, но принадлежностью всего уклада помещичьей жизни России. Вот почему Гоголь строит повествование по принципу усиления пошлости.
Но герои «Мертвых душ» не просто духовно убогие люди. Гоголь пишет не только о людских пороках, он связывает их в поэме с социальным положением героев: не случайно их человеческая неприглядность в полной мере раскрывается тогда, когда они, «владельцы товара» , решают, как поступить с «мертвыми душами» ; подарить, обменять или выгодно продать. Таким образом, в главах о помещиках безобразие крепостнических порядков и нравственная несостоятельность помещиков-дворян показаны как явления одного плана.

Для «идеального» мира душа бессмертна, ибо она — воплощение Божественного начала в человеке. А в мире «реальном» вполне может быть «мертвая душа» , потому что для него душа только то, что отличает живого человека от покойника. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались о том, что у него «была точно душа» , лишь когда он стал «одно только бездушное тело» . Этот мир безумен — он забыл о душе, а бездуховность и есть причина распада. Только с понимания этой причины может начаться возрождение Руси, возвращение утраченных идеалов, духовности, души. Мир «идеальный» — мир духовности. В нем не может быть Плюшкина, Собакевича, Ноздрева, Коробочки. В нем есть души — бессмертные человеческие души.

МИР ЧИНОВНИКОВ

а. В “Мертвых душах” Гоголь использует прием типизации. Действие поэмы разворачивается в губернском городе NN. который является собирательным образом. Автор замечает, что “он никак не уступал другим губернским городам”. Это дает возможность воспроизвести полную картину нравов всей страны.

Сначала читатель знакомится с жителями города — двумя крестьянами, которые обсуждают въехавшую в ворота бричку с сидящим в ней Чичиковым. Их разговор очень колоритен: мужикам интересно, доедет ли колесо брички сначала до Москвы, а потом до Казани. Гоголь, с одной стороны, иронически рисует своих персонажей: два крестьянина-бездельника решают совершенно никчемную проблему; а с другой —- читатель уже готов к восприятию «мертвых душ», коими впоследствии окажутся и чиновники провинциального города, и помещики. На их фоне крестьяне — единственные «живые души», отличающиеся живым умом, любознательностью, жаждой жизни, интересом к ней.
Второе впечатление от губернского города читатель получает, знакомясь с гостиницей, в которой останавливается Чичиков. Автор всячески подчеркивает тот факт, что гостиница ничем не отличается от таких же заведений в других городах: длинная, в два этажа, верхний из которых выкрашен «вечною желтою краскою», а в нижнем располагаются лавочки; «покойные» комнаты с тараканами и дверями, заставленными комодами. Автор не скрывает своей иронии по отношению к быту провинциального города, например, он сравнивает лицо сбитенщика с его же самоваром, подчеркивая, что отличие между ними только в бороде.
Для характеристики города важна реакция Павла Ивановича Чичикова, который, отдохнув, отправился осматривать окружающую местность. Герой был удовлетворен, потому что «город никак не уступал другим губернским городам». Поражает убогость и мрачность русской провинции: желтая и серая краска, широкая улица с беспорядочно расположенными на ней домами, бесконечные деревянные заборы, обшарпанные лавчонки, нелепость которых Гоголь подчеркивает надписью на одной из них: «Иностранец Василий Федоров»; чаще всего встречались питейные заведения, что говорит об основном увлечении жителей города. Писатель обращает внимание на состояние мостовой, так как дороги — это в некотором смысле лицо города. Городской сад, который, по сообщениям газет, должен был представлять собой «тенистые, широковетвистые дерева, дающие прохладу в знойный день», на самом деле состоял из тоненьких прутиков, и этот факт свидетельствует, во-первых, о деятельности городских правителей, а во- вторых, о продажности и лицемерии городской прессы.
Таким образом, еще не познакомившись с городскими властями, читатель получает представление о них и их деятельности «на благо города». Когда же Гоголь представляет галерею местных чиновников, то прежде всего их характеризует тот факт, что Павел Иванович всеми обласкан и принят как свой, его сразу же приглашают кто на домашнюю вечеринку, кто на обед, кто на бостончик, кто на чашку чаю.
Естественно, что визитной карточкой города является его губернатор, принадлежность которого к классу «ни толстых, ни тонких» дает ему своеобразное право на власть. Отличительным же свойством губернатора считалось то, что он имел на шее Анну. Иронизируя над ним, Гоголь подчеркивает, что, несмотря на «Анну», губернатор был добряк и даже вышивал по тюлю. Вряд ли все это может оказаться полезным для главы города, равно как и для огромного количества других городских чиновников.
Автор дает понять читателю, что на месте города NN может быть любой другой провинциальный город и там найдется тот же набор «исполняющих службу» людей. Не имеют имен и дамы города, ведь для них основное — это внешность, поэтому одна будет считаться «дамой просто приятной», другая — «дамою приятною во всех отношениях». Характеризуя их, Гоголь утверждает, что они «были то, что называют презентабельны», тем самым подчеркивая, что соблюдение условностей, следование этикету являются для этого круга людей смыслом жизни.
Кульминационной сценой эпизода является сцена бала у губернатора. Гоголь очень тонко выбирает художественные средства для описания местного общества. Самым выпуклым является сравнение присутствующей публики с черными мухами на «белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета...» Суетящиеся на балу люди — это «воздушные эскадроны» мух, которые собрались вместе, чтобы только показать себя, покружиться то так, то этак, потом снова улететь, потом опять прилететь. То есть их движение совершенно бессмысленно, хаотично, да и сами люди-мухи не вызывают никаких положительных эмоций.
Кроме того, Гоголь приводит некую классификацию присутствующих на балу мужчин, показывая тем самым, что перед нами не индивидуальности, а лишь человеческие типы, причем их типичность определяется, прежде всего, внешними факторами, и факторы эти «работают» не только в провинциальном городе NN, но и «везде». Мужчины делились на тоненьких, толстых, а также не слишком толстых, но и не тонких, и судьба каждого оказывалась предопределена именно тем, к какой группе он относился. Крайне колоритны и лица: у толстых — полные и круглые, с бородавками, рябые; волосы или низко подстриженные, или прилизанные; черты лица закругленные и крепкие; естественно, что это почетные чиновники города и они умеют «обделывать дела свои». Среди тонких самыми важными занятиями на балу считаются ухаживание за дамами и танцы, а в кругу толстых — карты, которым чиновники предаются со всей серьезностью: «Все разговоры совершенно прекратились, как случается всегда, когда наконец предаются занятию дельному».
Таким образом, провинциальный город представляет собой как бы срез жизни России в целом с ее устройством, политическим и социальным, с ее пороками и недостатками, с ее чиновничьим аппаратом, с ее серостью и необразованностью, вечным пьянством, бездельем и так далее. читатель постигает своеобразие русской жизни тридцатых годов девятнадцатого века и погружается в позицию автора, разделяет его боль и его надежду на будущее России.

Б)При изображении «холодных, раздробленных, повседневных характеров» писатель достигает исключительной живости и конкретности в раскрытии «всех тонких, почти невидимых черт». Портрет Плюшкина так нагляден, что производит впечатление нарисованного кистью художника. Раскрыты характерные детали, выявлены неповторимые индивидуальные черты.
В лирических отступлениях выражен пафос романтического устремления к «лучшей отчизне», - это и определяет их язык. Здесь нет конкретной зарисовки деталей, здесь нет передачи каких-либо индивидуальных черт. Напротив, Гоголь употребляет эпитеты неопределенного, общего характера, прибегает к общим же сравнениям для того, чтобы создать впечатление манящего, неясного, очаровательного. Картины прекрасной природы, введенные в поэму, подчеркивают убожество и низменность изображенных Гоголем «существователей» и зовут к иной - возвышенной и творческой жизни.
Описывая, например, деревню Плюшкина с покосившимися избами и с изломанною изгородью, писатель дает картину «старого, обширного, тянувшегося позади дома сада».

Или, в конце первого тома поэма, раскрыв пошлость всей изображенной им жизни, писатель обращается к описанию русской дороги ночью, к сиянию месяца, к «небу далекому, высокому, там в недоступной глубине своей так необъятно, звучно и ясно раскинувшемуся».
Большое место в «Мертвых душах» занимают изображения обстановки, вещей. При помощи обрисовки вещей Гоголь еще более ярко раскрывает характерные черты действующих лиц.

Дом Плюшкина выглядывал «дряхлым инвалидом». Обстановка в доме Коробочки, вещи ей принадлежащие, с одной стороны, характеризуют ее старосветские вкусы и привычки, с другой стороны - ее скопидомство. Красноречиво говорят о «накопительских» тенденциях Коробочки «пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов», мешочки, имеющие каждый специальное назначение: в один отбираются целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки.

Вещи Собакевича прекрасно характеризуют медвежью, кулацкую натуру их владельца. Например, портреты, развешанные по стенам, изображали «героев» «с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу», мебель - «пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь»
Вещи, накупленные Ноздревым, столь разнообразны, столь никак не связаны друг с другом, что ярко подчеркивают случайное, бессистемное свое появление у этого помещика, уродливо воспринявшего и без того низменную страсть купли и продажи. В самом деле, ниже приводимый перечень покупаемых Ноздревым одновременно вещей наглядно это подтверждает. «Если ему (Ноздреву) на ярмарке посчастливилось напасть на простака и обыграть его, - пишет Гоголь, -он накупал кучу всего, что прежде попадалось ему на глаза в лавках: хомутов, курительных свечек, платков для няньки, жеребца, изюму, серебряный рукомойник, голландского холста, крупчатой насколько хватало денег».

Вещи Манилова настойчиво заявляют о практической беспомощности своего хозяина, о его неумении доводить до конца хоть какое-нибудь дело.
«В доме его, - пишет художник, - чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево, но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянутые простой рогожей...»

Вещи Чичикова говорят и о приобретательской натуре его и о стремлении к благопристойности. Ларчик красного дерева, содержащий накопления героя, фрак бутылочного цвета с искрой, сапожные колодки всюду сопутствуют герою поэмы в его путешествиях.
Таким образом, и вещи включаются в обрисовку писателем человеческих характеров, помогают выявлению их существенных черт.

Повесть о капитане Копейкине
"Повесть о капитане Копейкине" введена в поэму как вставной эпизод. С сюжетом связь: некоторые городские дамы предположили, что загадочный для них Чичиков - это капитан Копейкин. Эта "повесть" дала возможность Гоголю перенести читателя в Петербург, дать эскизный образ города, ввести тему героического 1812 года и в этой связи рассказать историю о судьбе героя войны, инвалида капитана, предъявить обвинение дворянской госудаственности. Капитан, потерявший на войне руку и ногу, ходил по конторам, просил о помощи-пенсии, а чиновные под разными предлогами отказывали ему.
Капитан Копейкин добивается встречи с самим министром, и тот оказывается черствым, бездушным человеком. Копейкина призывают ждать и "наведываться на днях". И вот, когда терпению героя приходит конец, он приходит еще раз в комиссию с просьбой решить его вопрос, на что высокий начальник вразумляет разбушевавшегося Копейкина: "Не было ещё примера, чтобы у нас в России, приносивший, относительно так сказать, услуги отечеству, был оставлен без призрения". Вслед за этими совершенно пародийно звучащими словами следует наглый совет: "Ищите сами себе средств, старайтесь сами себе помочь". Копейкин поднимает "бунт" в присутствии всей комиссии, всех начальников, и его высылают из Петербурга на место жительства.
Повесть о героическом защитнике Отечества, ставшем жертвой попранной справедливости, как бы венчает всю страшную картину поместно-чиновно- полицейской России, нарисованную в "Мертвых душах". Воплощением произвола и несправедливости является не только губернская власть, но и столичная бюрократия, само правительство. Устами министра правительство отрекается от защитников Отечества, от подлинных патриотов, и, тем самым, оно разоблачает свою антинациональную сущность - вот мысль в произведении Гоголя.
"Повесть о капитане Копейкине" - это крик души Гоголя, это призыв к общечеловеческим ценностям, это суд над "мертвыми душами" помещиков, чиновников, высших властей, - над миром, полным равнодушия.

А

Всех помещиков, изображенных в "Мертвых душах", объединяет низкий культурный уровень, безразличие и жестокость по отношению к крепостным "душам", вверенным им, и убогая, замкнутая на себе жизнь в усадьбах. Каждый из помещиков, которых посещает Чичиков, воплощает одну из черт, развившихся под воздействием паразитического образа жизни и мысли: Манилов - беспочвенное мечтательство, Коробочка - тупое хозяйствование, Ноздрев - буйную энергию и жизнелюбие, Собакевич - цепкость и грубость в преследовании своей выгоды, Плюшкин - бессмысленное накопительство. Гоголь представляет помещиков в определенной последовательности. А логика проста - показать читателю постепенную деградацию души, и, вызванную бесцельностью существования поместного дворянства и бесконтрольным владением "душами", богатством, землей.

Помещик Внешность Усадьба Характеристика Отношение к просьбе Чичикова
Манилов Человек ещё не пожилой, глаза сладкие, как сахар. Но вот этого сахару было чересчур много. В первую минуту разговора с ним скажешь, какой приятный человек, через минуту ничего не скажешь, а на третьей минуте подумаешь: «Черт знает, что такое!» Господский дом стоит на возвышении, открыт всем ветрам. Хозяйство в полном упадке. Ворует ключница, в доме постоянно чего-то не хватает. На кухне готовится бестолково. Слуги — пьяницы. На фоне всего этого упадка странно выглядит беседка с названием «Храм уединённого размышления». Супруги Маниловы любят целоваться, дарят друг другу милые безделушки (зубочистка в чехольчике), но при этом абсолютно не заботятся о благоустройстве дома. О таких, как Манилов, Гоголь говорит: «Человек так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Человек пустой и пошлый. Уже два года в кабинете лежит книжка с закладкой на 14 странице, которую он постоянно читает. Мечты бесплодны. Речь приторна и слащава (именины сердца) Удивился. Понимает, что просьба эта незаконна, но не может отказать такому приятному человеку. Соглашается отдать крестьян бесплатно. Не знает даже, сколько душ у него умерло.
Коробочка Женщина пожилых лет, в чепце, с фланелью на шее. Небольшой домик, обои в доме старые, зеркала старинные. В хозяйстве ничего не пропадает, об этом говорит сеть на фруктовых деревьях и чепец на чучеле. К порядку приучила всех. Двор полон птицы, огород ухожен. Крестьянские избы хоть и построены врассыпную, но показывают довольство обитателей, поддерживаются, как следует. Коробочка всё знает о своих крестьянах, не ведёт никаких записок и помнит имена умерших наизусть. Хозяйственна и практична, знает цену копейке. Дубинноголовая, бестолковая, скупая. Это образ помещицы-накопительницы. Интересуется, зачем это Чичикову. Боится продешевить. Знает точно, сколько крестьян умерло (18 душ). На мертвые души смотрит так же, как на сало или пеньку: вдруг в хозяйстве пригодятся.
Ноздрёв Свежий, «как кровь с молоком», пышет здоровьем. Среднего роста, неплохо сложен. В тридцать пять лет выглядит так же, как и в восемнадцать. Конюшня, в которой две лошади. Псарня в отличном состоянии, где Ноздрёв себя чувствует, как отец семейства. В кабинете нет привычных вещей: книг, бумаги. А висит сабля, два ружья, шарманка, трубки, кинжалы. Земли неухоженные. Хозяйство шло само собой, так как основной заботой героя были охота и ярмарки — не до хозяйства. В доме ремонт не закончен, стойла пусты, шарманка неисправна, бричка проиграна. Положение крепостных, из которых он вытягивает всё, что можно, плачевно. Гоголь называет Ноздрёва «историческим» человеком, потому что ни одно собрание, на котором появлялся Ноздрёв, не обходилось без «истории». Слывёт за хорошего товарища, но всегда готов напакостить своему другу. «Разбитной малый», бесшабашный кутила, карточный игрок, любит приврать, бездумно тратит деньги. Хамство, наглое вранье, бесшабашность отражаются и в его отрывочной речи. Разговаривая, он постоянно перескакивает с одного предмета на другой, использует бранные выражения: «свинтус ты за это», «такая дрянь». У него, бесшабашного кутилы, казалось, легче всего было заполучить мёртвые души, а между тем он единственный, кто оставил Чичикова ни с чем.
Собакевич Похож на медведя. Фрак медвежьего цвета. Цвет лица калёный, горячий. Большая деревня, несуразный дом. Конюшня, сарай, кухня построены из массивных брёвен. На портретах, которые висят в комнатах, изображены герои с «толстыми ляжками и неслыханными усами». Ореховое бюро на четырёх ногах смотрится нелепо. Хозяйство Собакевича развивалось по принципу «неладно скроен, да крепко сшит», добротное, крепкое. И крестьян своих он не разоряет: мужики его живут в срубленных на диво избах, у которых всё было пригнано плотно и как следует. Отлично знает деловые и человеческие качества своих крестьян. Кулак, груб, неуклюж, неотёсан, неспособен к выражению душевных переживаний. Злобный, жёсткий крепостник, никогда не упустит своей выгоды. Из всех помещиков, с которыми имел дело Чичиков, Собакевич самый сообразительный. Он сразу понял, на что нужны мёртвые души, быстро раскусил намерения гостя и с выгодой для себя совершил сделку.
Плюшкин Трудно было определить мужчина это или женщина. Похож на старую ключницу. Серенькие глазки быстро бегали из-под сросшихся бровей. На голове колпак. Лицо сморщенное, как у старика. Подбородок далеко выступает вперёд, зубов не было. На шее то ли платок, то ли чулок. Мужики называют Плюшкина «Заплатанной». Ветхие строения, на избах крестьян старые тёмные брёвна, на крышах дырки, окна без стёкол. Ходил по улицам, и всё, что попадалось, подбирал и тащил в дом. В доме нагромождение мебели и хлама. Некогда процветавшее хозяйство стало убыточным из-за патологической скаредности, доведённой до расточительства ( сено и хлеб гнили, мука в подвале превратилась в камень). Когда-то Плюшкин был просто бережливым хозяином, у него была семья, дети. Встречался герой и с соседями. Поворотным пунктом превращения культурного помещика в скрягу стала смерть хозяйки. Плюшкин, как и все вдовцы, стал подозрительным и скупым. И превращается, как говорит Гоголь, в «прореху на человечестве». Предложение изумило и обрадовало, потому что будет доход. Согласился продать 78 душ по 30 копеек.

Наши рекомендации