Возник-ние, изменение и прекращение (ВИП) ЗП.

Основаниями ВИП ЗП явл-ся юр.факты, к-рые обладают след-ими признаками: 1) В них объективно выражены обстоятельства. Например, желание гражданина приобрести в собственность земельный участок (обстоятельство субъективного характера) не является основанием для возбуждения дела по приобретению этого участка. Это желание обретет статус юридического факта лишь тогда, когда будет выражено объективно: будет подан соответствующий документ в местную администрацию, выдвинута оферта (предложение о заключении договора купли-продажи земли) и т.п.; 2) они носят конкретный хар-р; 3) они отражены в законе (прямо-упоминается в законе или косвенно-вытекает из закона).

Юридический факт - объективное проявление обстоятельств, с к-м законом связывает наступление определенных последствий.

Виды юр.фактов: 1).события (когда юр факт возникает не зависимо от воли людей, обстоятельство – смерть); 2).действия это обстоятельство возникновение, изменение, прекращение кот зависит от воли людей.

Юр. факты подразделяются по законности: 1).правомерные (соотв. закону или не противоречат ему); 2).неправомерные (обстоят при кот нарушается закон или противоречит ему).

Для ВИП ЗП законом предусм-ся не только единичные юр.факты, но и целые их группы (юр.составы). все юр.факты можно классиф-ть по след-им осн-ым видам: 1) правоустанавливающие, при наличии к-рых возникают ЗП (н: заключение договора аренды зем.уч-ка возникают правоотношения по аренде земли, вынос решения о предоставлении з.у.). 2) правоизменяющие, при наличии к-рых возникшие ЗП пордвергаются изменению, и это изменение может осуществляться:

по объекту земельного правоотношения. Например, при деградации земель сельскохозяйственного назначения, делающей невозможным восстановить в ближайшее время плодородие почв, данный земельный участок консервируется в порядке, устанавливаемом правительством, а в связи с изменением правового статуса этого объекта изменяются и земельные правоотношения в отношении его;

по субъектам земельных правоотношений. Так, в случае смерти главы крестьянского (фермерского) хозяйства земельный участок передается по наследству одному из членов этогохозяйства по согласованию с другими членами этого хозяйства, т.е. данный факт изменяет субъектный состав;

по содержанию правоотношения. Например, появление на земельном участке водной или ветровой эрозии становится юридическим фактом, порождающим для лиц, использующих этот участок, обязанность осуществлять комплекс защитных мероприятий по устранению этого неблагоприятного явления.

3) правопрекращающие, с возникновением к-рых прекращ-ся ЗП (продажа з.у.). В зем.законодат-ве дан исчерпывающий перечень юр.фактов – оснований прекращений правоотн-ний по исп-нию з-ли.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются юридические факты — конкретные, объективно выраженные обстоятельства, с которыми закон связывает наступление определенных последствий. Факты эти отражены в законе прямо либо косвенно и подразделяются на три основных вида: правоустанавливающие, правоизменяющие и правопрекращающие. Каждый факт относится к событиям или поведению людей, т.е. обстоятельствам, зависящим либо не зависящим от воли человека. Обстоятельства, не зависящие от воли человека, — события — подразделяются на абсолютные и относительные, т.е. не имеющие непосредственной связи с волевой деятельностью человека (абс событие водно-эрозионные почвенные процессы, возн самопроизвольно по причине природных явлений), и те, которые возникают в результате человеческой деятельности, но протекают (развиваются) независимо от нее и даже вопреки воле человека( относит событие эрозионные почвенные процессы, возникшие в рез-те неправильной обработки склоновых земель). Поведение людей как юридический факт подразделяется на правомерное и неправомерное, т.е. противоречащее закону и не противоречащее ему.

Права возникают на основании: актов гос органов и органов местного самоуправления; из договоров и иных сделок, не противоречащих законам; судебных решений, приобретения имущества в силу приобретательной давности. Все права на з/у подлежат гос регистрации в ЕГРП, за искл. договоров аренды, договоров безвозмездного срочного пользования, заключенных на срок <1 года. Право собственности может прекратиться при отчуждении собственником з/у другим лицам; при отказе от права собственности на з/у, в силу принудительного изъятия у собственника его з/у в порядке, установленном гражданским законодательством. При отчуждении з/у: по договору купли-продажи не может быть изменено разрешенное использование з/у; по договору дарения, по договору мены. Отказ от права собственности на з.у.: собственник должен направить заявление в орган местного самоуправления. Через 1 год собственник уже не может вернуть право собственности. В течение года собственник не избавляется от своих обязанностей по поводу использования, охраны з/у. Если собственник не передумал, орган местного самоуправления обращается в суд для приобретения права собственности на з/у. Права переходят к муниципалитету. Принудительно право собственности прекращается по иску органа гос власти за совершение зем. правонарушения. Процедура принудит прекращения прав на з/у всегда одинакова (за ненадлежащее исп-е: исп-е з/у в несоответствии с целевым назн.; исп-е з/у способами, приводящими к снижению плодородия с/х земель, ухудшению эколог обстановки; неустранение совершенных зем правонарушений; невыполнение мероприятий по улучшению земель, по охране почв от эрозии). Изъятие для гос или муниц нужд осущ в связи с выполнением международных обязательств РФ, размещении объектов гос или муниц значения при отсутствии других вариантов размещения (напр, объектов исп-я атомной энергии, объектов фед транспорта, путей сообщения, информатики и связи). Соб-ник д.б. предупрежден за 1 год до изъятия земли. Конфискация з/у – безвозмездное изъятие з/у осуществляется по решению суда в виде санкции за совершенное преступление. Принудительное лишение права: факт нарушения законодательства – протокол – проверка – администр взыскание с нарушителя, выдается предупреждение, где указывается допущенное правонарушение, срок устранения, предупреждение о принудительном прекращении права. Если к сроку правонарушения не устранено – в орган гос власти или орган мест самоупр направляются материалы о прекращении права на з/у – заявление в суд – заявление о гос регистрации прекращения права на з/у (10 дней с момента принятия решения суда). Прекращение прав не освобождает виновных лиц от возмещения причиненного вреда. Ограничение прав на землю: особенные условия использования з/у в охр, санит, санит-защитн зонах; особые условия охраны окруж среды, животного мира, сохранения плодородного слоя почв. Все права на з/у подлежат гос регистрации в органах Росрегистрации.

Источник зем права – документ установленной формы, изданный уполномоченным на то гос органом, содержащий в себе земельно-правовые нормы, действующий на определенной территории определенное время и среди определенного круга лиц, являющийся элементом системы земельного законодательства. Общие признаки источников зем права: - документальная форма закрепления; - особая форма документа (законы, указы Президента, постановления Правительства); - соответствие органа или должностного лица в принятии акта; - наличие норм зем права. Все законы РФ действительны на территории РФ. По территории: совместно с РФ и суб РФ – только на тер субъекта РФ, …- территории, на которой ведется местное самоуправление. По времени: обратной силы не имеют, если это не установлено законом. Время принятия источника зем права не совпадает с временем вступления в действие. По определенному кругу лиц: общие субъекты – все имеют право на землю, специальные субъекты – ветераны, граждане РФ. Противоречия между законами (коллизии) разрешаются по их иерархии (Конституция – верховный закон). Когда регулируются идентичные отношения разными законами, действует последняя редакция (по времени принятия). При возникновении коллизий принимается новый закон и регулирует эти вопросы. Иерархия нормативно-правовых актов по юр силе: 1. международные договоры, подписанные РФ, содержащие земельно-правовые нормы; 2. Конституция РФ – норм прав акт принятый всенародным голосованием, явл-ся законом прямого действия; 3. Федеральные Конституционные законы (по тем законам, которые прямо указаны в самой Конституции); 4. ФЗ (закон – высшая форма нормативно-правового акта после Конституции). ФКЗ принимаются по вопросам, которые обозначены в Конституции. Гос Дума должна принимать (не менее 2/3 голосов) ФКЗ: Совет Федерации (не менее 2/3 голосов) – Президент (14 дней). ФЗ – такая же процедура, но закон принимается простым большинством голосов в ГД и СФ. 5. Указы Президента РФ; 6. Постановления Правительства РФ; 7. Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти (издаются в виде приказов, распоряжений, инструкций, должны пройти регистрацию в Минюсте РФ, если затрагиваются права граждан); 8. Постановления высших судов (Конституционного, Высшего Арбитражного); 9. Вспомогательные нормативно-правовые акты (Стандарты, СНиПы, СанПиНы).

Наши рекомендации