Предмет, система и принципы земельного права (ЗП) и его связь с другими отраслями права.

Предмет, система и принципы земельного права (ЗП) и его связь с другими отраслями права.

ЗП - самостоятельная отрасль российского права, направленная на регулирование зем.отношений (ЗО) в РФ, ее субъектах, муниципальных образованиях и граждан, юр лиц.

ЗО – общественные отношения между органами гос.власти и органами местного самоуправления, юр.лицами, и гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землей.

Земля является особым видом природных ресурсов, она выступает как: 1. природный ресурс, 2. имущество (у з.у. есть правообладатели, собственники), 3. имеет особую цену (экономическое состояние) - предмет сделок, арендных отношений, несколько видов оценок (кадастр, рын, экономич). Использование земли регулируется гражданским законодательством.

ЗП – это совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере использования, охраны земель, кот представляют комплекс имущественных и неимущественных отношений.

Предметом ЗП являются совокупность имущественных и неимущественных общественных отношений, возникающих в области управления, использования и охраны земель, урегулированных нормами земельного права.

Предметом правового регул-ния ЗП явл-ся волевые общественнные отношения, к-рые нужно, возможно и допустимо урегулировать правовыми нормами и к-рые попадают под действие этих норм.

Система ЗП – это совокупность взаимосвязанных между собой земельно-правовых институтов, расположенных в определенной последовательности в зависимости от выполняемой ими роли в регулировании земельных отношений, каждый из к-рых состоит из группы земельно-правовых норм, регулирующих однородные, обладающие качеством единства ЗО. Система ЗП состоит из 2-х частей.

Общая часть (институты (и), содержащие наиболее важные положения, определения и принципы, общие для всей отрасли земельного права): 1) и. права собственности, вещные и другие права на землю; 2) и. права на землю лиц не являющихся собственниками; 3) и. управления в сфере использования и охраны земель; 4) и. правовой охраны земель; 5) и. правового регулирования платы за землю; 6) и. ответственности за нарушение земельного законодательства.

Особенная часть (институты, определяющие правовой режим отдельных категорий земель): 1) правовой режим (ПР) з-ль с/х назн-ния; 2) ПР з-ль н.п.; 3) ПР з-ль пром-ти, тран-та, связи и т.д. 4) ПР з-ль особоохранных тер-рий и об-тов; 5) ПР з-ль лесного фонда; 6) ПР з-ль водного фонда; 7) ПР з-ль запаса.

Принципы земельного права

Принципы ЗП: 1) исп-ие и охрана земель как основы жизнедеятельности народов России; 2) целевое исп-ие земель – обязанность любого собственника, арендатора, иначе м.б. прекращено право на землю по решению суда; 3) многообразие форм собств-сти на землю; 4) обеспечение рац исп-ия земель; 5) приоритет земель с/х назнач, они подлежат особой охране, т.к. явл-ся источ продовольственной безопасности страны; 6) обеспечение доступности информации о сост земель 7) гос поддержка мероприятий по исп-ию и охране земель; 8) принцип участия граждан и общественных объединений в принятии решений, затрагивающих их земельные права; 9) принцип предотвращения ущерба земель (недопущение порчи земель); 10) платность исп-ия земли; 11) ответственность за земельные право нарушения.

ЗП находится в тесной связи с др. отраслями права (с государственным, гражданским, экологическим, финансовым, трудовым и т.д.). Нормы зем. права содержат Гражд. кодекс РФ, Кодекс РФ об адм. правонар, Уголов­н. кодекс РФ. В частности, в Кодексе РФ об адм. правонарушениях и Уголовном кодексе РФ содержатся составы земельных правонарушений (преступле­ний), за которые, в зависимости от степени обществ. вре­да или общественной опасности, устанавливается и применяет­ся соотв-нно адм. или уголовная ответ-ть. Тесная связь существует м/д зем. правом и водным, горным (недренным), лесным правом. На базе общности признаков, присущих отраслям зем-го, водного, горного, лесного права, сформировалось природноресурсовое право как совокупности правовых норм, регулирующих отн-я по исп-ию и охране земель, вод, недр, лесов в целях удовлетворения экономич потребностей об-ва и охраны окр. прир. среды.

Неразрывная взаимосвязь земли, иных природных и искусственно созданных объектов весьма отчетливо проявляется в земельном, градостроительном и гражданском законодательстве, законодательстве о природ­ных ресурсах и др. Тесная связь земельного, горного, водного и лесного зако­нодательства всегда отмечалась в юридической науке. Эти от­расли развиваются в определ органическом единстве, обусловленном тем обстоят-м, что предметы их право­вого регулир-я касаются объектов, являющихся состав­ными частями природной среды. Что касается связи зем. права с экологическим правом, то она обусл-ся положением земли как элемента окр. природ. среды, функционирующей в составе естеств. экосистем природы и наход-ся в эколог. взаимосвязи и взаимодействии со всей окр. прир. средой. Зем. право содержит нормы, устанавливающие правила экологической безопасности, обеспечивающие охрану земель как части окр. прир. среды (требования к размещению объектов, отриц. влияющих на состояние земель, предупреждение последствий, приводящих к эрозии, заболачиванию и др. вредным процессам в почве.)

В ЗП прим. 2 метода (способа правового воздействия): 1.императивный (выраж. в установлении субъектов правоотн-й и запретов, подлежащ. к исполн, также установл.обязанности-налог на землю); 2.диспозитивный (означает такой сп-б правового воздействия, при кот.субъектам зем отн-й представляется свобода в реализации ими своих целей и задач). Сущ-ют 3 вида диспоз. метода: 1) рекомендательный- предст.возм-ть альтернативного поведения субъекта зем.отн-ий; 2) санкционирующий- субъект принимает сам реш-е, но оно д.б. утверждено компетентным органом (акт выбора); 3) делегирующий- дается свобода в действиях по тому или иному кругу правомочий. Методы прав.регул-я содержатся в нормах ЗП. Нормы ЗП предст.собой урегулир-ые источником зем права отдельн-го или неск.видов зем.правоотн-ий. Нормы зем права входят в институты. Зем. правовая норма хар-ется след.признаками: - предст.собой правило поведения, установл.для неопред.круга лиц, чьё поведение попадает под указанные нормы; -закрепл в тексте действ.закон-ва; -правило поведения примен бесконое число раз, пока норма не будет отменена. Зем-правов.норма имеет стр-ру, обязат.элементы, без кот. нормы права, как таковой быть не может.Элементы: -гипотеза(опр-т усл-я, при кот.возможно ее применение; эти усл-я выраж. в наличии фактов, имеющ.юридич. зн-е объективно проявл.обстоятельство); -диспозиция (выраж.правила поведения, закрепления в норме, либо вытекающее из её смысла); -санкция (обязат.элемент, без кот.норма не м.б.эффективна).

Аренда земельных участков

Согласно ст.3 ЗК арендные отношения регулируются Гражд.кодексом. По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) им-во за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в рез-те исп-ния арендованного им-ва в соот-вии с договором, яв-ся его соб-тью. В договоре аренды д.б.указаны данные, позволяющие определенно установить им-во, подлежащее передаче арендатору в кач-ве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным. Договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юр.лицо, независимо от срока, д.б.заключен в письменной форме. Договор аренды недв.им-ва подлежит гос.регистрации. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование им-вом (арендную плату).

Особ-ти аренды ЗУ оговорены в ЗК ст.22: - носит относительный хар-р, т.к. касается не всех лиц, а только тех, кто находится в сфере этих отношений; - при заключении договора аренды д.б.свобода воли сторон; - обязательства по использованию ЗУ носят договорной хар-р; - установлена законом форма и процедура оформления обязательств.

Субъектами м.б.все участники зем.отношений. ЗУ, за искл.ограниченных в обороте ЗУ, м.б.предоставлены их соб-ками в аренду. Договор аренды ЗУ, находящегося в гос.или мун.соб-ти и расположенного в границах земель, зарезервированных для гос.или мун.нужд, заключается на срок, продолжительность кот.не может превышать срок резервирования таких земель.

Размер арендной платы опред-ся договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде ЗУ, находящихся в гос.или мун.соб-ти, м.б.установлены Прав-вом РФ. Размер арендной платы может пересматриваться, но не реже 1раза в год.

Арендатор ЗУ, за исключением резидентов особых экон.зон - арендаторов ЗУ, имеет право передать арендованный ЗУ в субаренду в пределах срока договора аренды ЗУ без согласия соб-ка ЗУ при условии его уведомления, если договором аренды ЗУ не предусмотрено иное. На субарендаторов распространяются все права арендаторов ЗУ.

При переходе права соб-ти на ЗУ, находящийся в аренде, договор аренды переходит вместе с ним.

При аренде ЗУ, находящегося в гос.или мун.соб-ти, на срок более чем 5лет арендатор ЗУ имеет право, если иное не установлено федер.законами, в пределах срока договора аренды ЗУ передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу без согласия соб-ка ЗУ при условии его уведомления. Изменение условий договора аренды ЗУ без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды ЗУ прав его арендатора не допускаются. Досрочное расторжение договора аренды ЗУ, заключенного на срок более чем 5лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды ЗУ его арендатором.

В случае наследования ЗУ лицами, не достигшими совершеннолетия, их законные представители могут передать эти ЗУ в аренду на срок до достижения наследниками совершеннолетия.

Арендодатель, передавая ЗУ в аренду, отвечает за недостатки земельного участка, которые полностью или частично мешают исп-нию по назначению. Если выявлено, то арендатор имеет право потребовать безвозмездно устранить или возместить свои расходы по устранению недостатков, потребовать снижения арендной платы, досрочного расторжения договора аренды.

Договор аренды может быть прекращен раньше срока по инициативе арендодателя: при исп-нии ЗУ не в соот-вии с его назначением и категорией (по решению суда); в случае такого исп-ния ЗУ, кот.приводит снижению плодородия с/х земель или экол.обстановки; в случае не устранения совершенного умышленного зем.правонарушения состоящего в порче, уничтожении плодородного слоя почвы (стимуляторами роста, удобрениями); в случае неисп-ния ЗУ при с/х исп-нии или при строит-ве в течение 3 лет; в случае изъятия ЗУ для гос.и мун.нужд, в случае реквизиции земельного участка.

Плата за землю

Ст.65 ЗКРФ :Испол-е земли в РФ яв-ся платным. Формами платы за испол-е земли явл-ся зем-налог, арендная плата и нормаптивная цена земли.

Порядок исчисления и уплаты зем.налога устан-ся зак-вом РФ о налогах и сборах. Налогоплательщиками налога признаются организации и физ.лица, обладающие ЗУ-ами на праве соб-ти, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физ.лица в отношении ЗУ-ов, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения признаются ЗУ-и, расположенные в пределах МО, на территории кот.введен налог.

Не признаются объектом налогообложения: 1) ЗУ-и, изъятые из оборота; 2) ЗУ-и, ограниченные в обороте, кот.заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; 3) ЗУ-и, ограниченные в обороте, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 4) ЗУ-и из состава земель лесного фонда; 5) ЗУ-и, ограниченные в обороте, занятые находящимися в гос.соб-ти водными объектами в составе водного фонда.

Налоговая база определяется как кадастровая ст-ть ЗУ-ов, признаваемых объектом налогообложения. Налоговая база определяется в отношении каждого ЗУ-а как его кадастровая ст-ть по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Земельного налога определяется по формуле: Нз = S·С·К·Л , где S — площадь земельного участка; C — ставка земельного налога; К — коэффициенты корректировки ставки земельного налога, устанавливаемые местными органами власти; Л — коэффициент налоговых льгот.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать: 1) 0,3 % в отношении земельных участков: - отнесенных к землям с/х назначения или к землям в составе зон с/х использования в поселениях и используемых для с/х пр-ва; - занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства; - предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства; 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.Порядок опред-я размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, суб. РФ или мун.соб-ти, устан-ся соотв-но Прав-вом РФ, органами гос. власти суб. РФ, органами МС. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.Порядок, усл-я и сроки внесения арен. платы за ЗУ, находящиеся в част. соб-ти, уст-ся договорами арен. з/у. Для целей налогообложения и в иных случаях устан-ся кадастровая стоимость ЗУ.

Величина арендной платы Ап = С·r·Кр·S , где С — стоимость единицы территории, определенной с помощью различных методов оценки земли; r — ставка капитализации или норма годовых отчислений; Кр — коэффициенты регулирования отдельных видов деятельности; S — площадь арендуемого участка.

До кадаст-й оценки земель примен-ся нормат. цена земли, для взим-я налога. Нормат. цена земли - показ-ль, хар-щий ст-сть уч-ка опред-го кач-ва и местоположения, исходя из потенц-го дохода за расчетный срок окупаемости. В 1997 г. уст-н новый порядок органами исполн. власти опред-я кадастр. стоим-ти для кажд. катег-и земли. Сейчас гос.кад. оценка земли проведена для всех ЗУ.

Нормативная цена земли Цн = 200·Нз·К1·К2, где 200 — повышающий коэффициент по России; Нз — земельный налог для данного участка (с учетом повышающих коэффициентов); К1 — повышающий коэффициент, устанавливаемый органами власти субъектов РФ (до 75 % от рыночной цены); К2 — повышающий коэффициент, устанавливаемый администрациями районов и городов (до 25 %).

Предмет, система и принципы земельного права (ЗП) и его связь с другими отраслями права.

ЗП - самостоятельная отрасль российского права, направленная на регулирование зем.отношений (ЗО) в РФ, ее субъектах, муниципальных образованиях и граждан, юр лиц.

ЗО – общественные отношения между органами гос.власти и органами местного самоуправления, юр.лицами, и гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землей.

Земля является особым видом природных ресурсов, она выступает как: 1. природный ресурс, 2. имущество (у з.у. есть правообладатели, собственники), 3. имеет особую цену (экономическое состояние) - предмет сделок, арендных отношений, несколько видов оценок (кадастр, рын, экономич). Использование земли регулируется гражданским законодательством.

ЗП – это совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере использования, охраны земель, кот представляют комплекс имущественных и неимущественных отношений.

Предметом ЗП являются совокупность имущественных и неимущественных общественных отношений, возникающих в области управления, использования и охраны земель, урегулированных нормами земельного права.

Предметом правового регул-ния ЗП явл-ся волевые общественнные отношения, к-рые нужно, возможно и допустимо урегулировать правовыми нормами и к-рые попадают под действие этих норм.

Система ЗП – это совокупность взаимосвязанных между собой земельно-правовых институтов, расположенных в определенной последовательности в зависимости от выполняемой ими роли в регулировании земельных отношений, каждый из к-рых состоит из группы земельно-правовых норм, регулирующих однородные, обладающие качеством единства ЗО. Система ЗП состоит из 2-х частей.

Общая часть (институты (и), содержащие наиболее важные положения, определения и принципы, общие для всей отрасли земельного права): 1) и. права собственности, вещные и другие права на землю; 2) и. права на землю лиц не являющихся собственниками; 3) и. управления в сфере использования и охраны земель; 4) и. правовой охраны земель; 5) и. правового регулирования платы за землю; 6) и. ответственности за нарушение земельного законодательства.

Особенная часть (институты, определяющие правовой режим отдельных категорий земель): 1) правовой режим (ПР) з-ль с/х назн-ния; 2) ПР з-ль н.п.; 3) ПР з-ль пром-ти, тран-та, связи и т.д. 4) ПР з-ль особоохранных тер-рий и об-тов; 5) ПР з-ль лесного фонда; 6) ПР з-ль водного фонда; 7) ПР з-ль запаса.

Принципы земельного права

Принципы ЗП: 1) исп-ие и охрана земель как основы жизнедеятельности народов России; 2) целевое исп-ие земель – обязанность любого собственника, арендатора, иначе м.б. прекращено право на землю по решению суда; 3) многообразие форм собств-сти на землю; 4) обеспечение рац исп-ия земель; 5) приоритет земель с/х назнач, они подлежат особой охране, т.к. явл-ся источ продовольственной безопасности страны; 6) обеспечение доступности информации о сост земель 7) гос поддержка мероприятий по исп-ию и охране земель; 8) принцип участия граждан и общественных объединений в принятии решений, затрагивающих их земельные права; 9) принцип предотвращения ущерба земель (недопущение порчи земель); 10) платность исп-ия земли; 11) ответственность за земельные право нарушения.

ЗП находится в тесной связи с др. отраслями права (с государственным, гражданским, экологическим, финансовым, трудовым и т.д.). Нормы зем. права содержат Гражд. кодекс РФ, Кодекс РФ об адм. правонар, Уголов­н. кодекс РФ. В частности, в Кодексе РФ об адм. правонарушениях и Уголовном кодексе РФ содержатся составы земельных правонарушений (преступле­ний), за которые, в зависимости от степени обществ. вре­да или общественной опасности, устанавливается и применяет­ся соотв-нно адм. или уголовная ответ-ть. Тесная связь существует м/д зем. правом и водным, горным (недренным), лесным правом. На базе общности признаков, присущих отраслям зем-го, водного, горного, лесного права, сформировалось природноресурсовое право как совокупности правовых норм, регулирующих отн-я по исп-ию и охране земель, вод, недр, лесов в целях удовлетворения экономич потребностей об-ва и охраны окр. прир. среды.

Неразрывная взаимосвязь земли, иных природных и искусственно созданных объектов весьма отчетливо проявляется в земельном, градостроительном и гражданском законодательстве, законодательстве о природ­ных ресурсах и др. Тесная связь земельного, горного, водного и лесного зако­нодательства всегда отмечалась в юридической науке. Эти от­расли развиваются в определ органическом единстве, обусловленном тем обстоят-м, что предметы их право­вого регулир-я касаются объектов, являющихся состав­ными частями природной среды. Что касается связи зем. права с экологическим правом, то она обусл-ся положением земли как элемента окр. природ. среды, функционирующей в составе естеств. экосистем природы и наход-ся в эколог. взаимосвязи и взаимодействии со всей окр. прир. средой. Зем. право содержит нормы, устанавливающие правила экологической безопасности, обеспечивающие охрану земель как части окр. прир. среды (требования к размещению объектов, отриц. влияющих на состояние земель, предупреждение последствий, приводящих к эрозии, заболачиванию и др. вредным процессам в почве.)

В ЗП прим. 2 метода (способа правового воздействия): 1.императивный (выраж. в установлении субъектов правоотн-й и запретов, подлежащ. к исполн, также установл.обязанности-налог на землю); 2.диспозитивный (означает такой сп-б правового воздействия, при кот.субъектам зем отн-й представляется свобода в реализации ими своих целей и задач). Сущ-ют 3 вида диспоз. метода: 1) рекомендательный- предст.возм-ть альтернативного поведения субъекта зем.отн-ий; 2) санкционирующий- субъект принимает сам реш-е, но оно д.б. утверждено компетентным органом (акт выбора); 3) делегирующий- дается свобода в действиях по тому или иному кругу правомочий. Методы прав.регул-я содержатся в нормах ЗП. Нормы ЗП предст.собой урегулир-ые источником зем права отдельн-го или неск.видов зем.правоотн-ий. Нормы зем права входят в институты. Зем. правовая норма хар-ется след.признаками: - предст.собой правило поведения, установл.для неопред.круга лиц, чьё поведение попадает под указанные нормы; -закрепл в тексте действ.закон-ва; -правило поведения примен бесконое число раз, пока норма не будет отменена. Зем-правов.норма имеет стр-ру, обязат.элементы, без кот. нормы права, как таковой быть не может.Элементы: -гипотеза(опр-т усл-я, при кот.возможно ее применение; эти усл-я выраж. в наличии фактов, имеющ.юридич. зн-е объективно проявл.обстоятельство); -диспозиция (выраж.правила поведения, закрепления в норме, либо вытекающее из её смысла); -санкция (обязат.элемент, без кот.норма не м.б.эффективна).


Наши рекомендации