Функции правовой системы общества

Данный аспект проблемы, пожалуй, наиболее слабо исследован в юридической науке. Даже в работах, специально посвященных мето-дологическим вопросам правовой системы общества, ее функции даже не затрагиваются (см., например, труды В. Н. Сенюкова, А. К. Чер-ненко, В. Л. Перуновой, В. А. Шиянова). Связано это с многообразием правовых систем (семей), отсутствием четкого представления об их разнообразных структурах и компонентах, отождествлением функций правовой системы с функциями права и др. юридических явлений, не-определенностью самого термина «функция» (см. труды А. П. Глебова, В. П. Реутова и др.).

На наш взгляд, под функциями следует понимать такие отно-

сительно обособленные направления однородного позитивного воз-действия правовой системы на реальную действительность, в ко-торых проявляется ее природа, место среди других систем (эконо-мической, политической и пр.) и социально преобразующая роль в жизни людей, их коллективов и организаций, государства и обще-ства в целом.

Следует иметь в виду, что каждый из компонентов правовой сис-темы общества (например, право, юридическая практика, правосоз-нание) имеет собственные, присущие ему функции, и одновременно реализует цели и задачи системы в целом, т. е. нельзя функции пра-вовой системы общества сводить лишь к сумме функций или к от-дельным функциям ее компонентов. Система разнообразных внут-ренних и внешних, горизонтальных и вертикальных, генетических и пространственных, временных и иных связей приводит к появлению у правовой системы таких функций, которые не присущи или прису-щи не в той мере каждому ее элементу.

Правовая система общества относится к многофункциональным системам,что требует разграничения отдельных направлений ее воз-действия на реальную действительность. Отечественные (В. П. Кази-мирчук, Н. И. Матузов, В. П. Реутов и др.) и зарубежные (Л. Фридмэн, Т. Парсонс, В. Каупен и др.) исследователи выделяют разнообразные ее функции.

Классифицировать функции правовой системы общества можно по различным основаниям.

1. По критерию значимости для общества выделяются основные и неосновные функции.Основными считаются такие направления воз-действия правовой системы на реальную действительность, которые служат достижению коренных, главных целей, а неосновные направле-ны на решение менее значимых для общества в данный период его раз-вития задач. По мнению Л. Фридмэна, последние вторичны и носят подчиненный характер по отношению к первому разряду функций.

Причем и среди основных практически все авторы выделяют цен-тральную, ведущую функцию правовой системы. Например, Л. Фрид-мэн – функцию социального контроля; В. П. Реутов – управленческую, А. А. Рейн – реорганизационную, В. П. Казимирчук, Т. Парсонс и др. – интегративную (консолидирующую) функции.

2. В зависимости от временных пределов действия можно выде-лять постоянные и временные функции правовой системы. Постоян-ные функции (интегративные, регулятивные, охранительные, кон-трольные и др.) присущи любой правовой системе вне зависимости от конкретно-исторических периодов ее действия. Временные функ-ции (например, социальная, экологическая) возникают и осуществ-ляются лишь на определенном этапе развития правовой системы.

3. Нацелена правовая система на решение задач внутри либо вне конкретной страны – можно говорить о внутренней и внешней

е функциях.

4. В социологических, юридических и иных науках широко рас-пространено деление функций на явные и латентные. Такая класси-фикация применима и к функциям правовой системы. Так, в зависи-мости от конкретно-исторических условий развития общества, эко-номической, социально-политической и других ситуаций одни функ-ции провозглашаются открыто (например, регулятивная и охрани-тельная), а другие (например, контрольная и воспитательная) могут носить скрытый характер.

5. Одним из объективных оснований классификации функций служит та или иная сфера общественной жизни, которая подвергается воздействию со стороны правовой системы. По этому основанию все

е функции можно разграничить на экономическую, политическую, со-циальную, идеологическую, экологическую, демографическую и другие.

6. В зависимости от того, какие юридические средства и методы используются в процессе преобразования общественных отношений, а также получаемых в связи с этим юридических результатов, можно выделить следующие специально-юридические ее функции: инте-

грационную, правопреобразующую, регулятивную, охранительную, контрольную, координационную, аксиологическую, коммуникатив-ную, компенсационную, прогностическую, правосоциализаторскую и функцию трансляции социально-правового опыта.

Практически каждая из указанных выше функций правовой систе-мы общества, синтезируя множество однопорядковых направлений воздействия, состоит из определенных подфункций. Если функция – это наиболее общее направление влияния, в котором выражается при-рода, социальная роль и назначение правовой системы общества в тех или иных сферах жизнедеятельности, то подфункции обозначают в рамках данного направления некоторые специфические стороны воз-действия на реальную действительность. Например, в пределах регуля-тивной функции правовой системы можно выделить ориентационную и регистрационную, а в рамках охранительной функции – превентив-ную и карательную подфункции. Некоторые из указанных функций более или менее подробно исследуются в отечественной и зарубежной литературе (см. труды А. П. Глебова, В. П. Реутова, В. П. Казимирчука, Н. И. Матузова, В. Каупена, Т. Парсонса, Л. Фридмэна).

Раздел 5. ПРАВО В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

Глава 6. ПРАВО В СИСТЕМЕ

СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Понятие и признаки права

Под правом нужно понимать систему общих, обязательных нор-мативно-правовых предписаний, обеспеченную мерами государствен-ного и иного воздействия, внешне выраженную в нормативных право-вых актах, договорах и других формально-юридических источниках, отражающую идеи и состояния свободы и ответственности, спра-ведливости и равенства, гуманизма и общественного порядка (безо-пасности), служащую особым (юстициабельным и т. п.) регулятором поведения людей, их коллективов и организаций.

Данное определение носит интегративный характер, позволяя со-единить позитивистские и естественно-правовые, либеральные и нравственные, юридические и коммуникативные качества права, чет-ко выделить его признаки, элементы содержания и формы.

Основные признаки права следующие:

1. Содержание права составляют определенные нормативно-

правовые предписания,т.е.правила поведения,распоряжения,веле-ния, требования. Например, в ст. 57 Конституции РФ записано: «Ка-ждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

2. Данные веления внешне выражены в нормативных правовых актах и иных формах права.Так,приведенное выше положение за-писано в Основном Законе государства.

3. Нормативно-правовые предписания и закрепляющие их юри-дические источники (формы) права тесно взаимосвязаны между со-бой, образуют единую систему. Например, право собственности за-крепляется (охраняется) конституционным (ст. 8, 35 и др.), граждан-ским, семейным (гл. 7 СК РФ 1995 г.), уголовным (гл. 21 УК РФ 1996 г.) и другими отраслями права.

4. Право носит общий характер. Это означает, что оно, во-первых, адресуется персонально-неопределенным субъектам (lex uno ore omnes alloguitur –закон говорит со всеми одинаково); во-вторых, отражает (закрепляет и охраняет) наиболее типичные социальные си-туации, рассчитано на конкретно-неопределенное число жизненных случаев. Например, «по договору мены каждая из сторон обязуется

передать в собственность другой стороне один товар в обмен на дру-

гой» (ст. 567 ГК РФ 1994 г.).

5. Право обязательно для всех членов общества. («Obedientia est legis essential» – «Послушание есть сущность права»).

6. Обязательность права обеспечивается разнообразными мате-

риальными и духовными, поощрительными и принудительными, ор-ганизационными и иными мерами,в том числе корпоративного и го-

сударственного воздействия.Еще римские юристы говорили о том,что «где право, там и средства его защиты» (ibi jus, ibi remedium).

7. Издавна в России считалось, что право – это правда (правед-ность) жизни, «истина на деле» (В. Даль). «Jus est norma ricti» – «пра-во есть мерило правильного». Оно призвано верно отражать реаль-

ную действительность.

В русском языке слово «право» отождествлялось не только с прав-дой, но и со справедливостью. Правым делом считалось правдивое, справедливое, законное дело. Право судить (правосудничать) означало судить по всей правде, творить суд и правду, суд по правде. По перво-му коренному значению правдою, как известно, называли судебник, свод законов, кодекс (например, Правда Ярославлева, Русская Правда).

8. Право представляет собою такую систему общеобязательных предписаний, которая отражает (должна отражать) идеи и со-стояния свободы и ответственности, справедливости и юридиче-ского равенства, разумности и гуманизма, личной и общественной безопасности. Данные свойства органически соединяют естествен-ное и позитивное право.

9. Право – особый социальный регулятор поведения. Специфиче-

ское его регулятивное начало выражает все перечисленные выше признаки права, которые позволяют ему выступать в качестве особо-го мерила (меры) свободы и справедливости, поведения и ответст-венности, специального инструмента достижения общественной со-лидарности, согласия и компромисса.

10. Право является важным инструментом предотвращения и разрешения юридических конфликтов, споров и противоречий.

11. С помощью права возможно ограничение государственной, корпоративной, муниципальной и иных властей.

В науке выделяются и другие черты права (структуированность, юстициабельность и т. д.), позволяющие обстоятельнее и глубже ис-следовать его природу.

Типы права

Категория «тип права» призвана отразить общие, существенные черты, присущие сходным системам права тех или иных стран. В отечественной литературе традиционно выделяется формацион-ный подход,согласно которому рассматриваются четыре историче-ских типа права: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.

Исторический тип права–это взятые в единстве существенныечерты права, соответствующие определенной общественно-экономи-

ческой формации.Исторические типы права,во-первых,соответствуютисторическим типам государства (рабовладельческое право предполага-ет наличие рабовладельческого государства и т. д.). Во-вторых, основа-нием группировки разнообразных национальных систем права в назван-ные типы является конкретная общественно-экономическая формация (рабовладельческая, феодальная и др.). В-третьих, типы права в данном случае обусловлены в первую очередь типом производственных отно-шений, особенностью экономического базиса. В-четвертых, анализ того или иного исторического типа права позволяет выяснить, волю какого класса (блока классов) выражает данная система права, а также какой тип экономических отношений защищает это право (подробно эти типы права изучаются в исторических дисциплинах).

Недостатком формационного подхода к типологии права являет-ся то, что здесь не всегда учитываются специфическая природа права, особенности его содержания, форм, функций и др. его качества.

В зависимости от принадлежности права к той или иной пра-вовой системе обществаможно выделятьнациональную системуправа, романо-германское право, англо-саксонское право, мусульман-ское право, международное (общее и региональное) право и т. д. (см.

учебный курс «Сравнительное правоведение»).

Типы права можно также группировать в хронологическом по-

рядке(древнее право,средневековое,современное право),поуровню развития(высокоразвитые системы права,слаборазвитыеи т.п.),по связи с государством (право демократического и тоталитарно-го государства).

Анализ различных типов права позволяет более глубоко и все-сторонне рассмотреть разнообразные аспекты его природы, связи с правосознанием и юридической практикой, роль в правовой систе-ме общества.


Наши рекомендации