По учебно-ознакомительной практике
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КНИЖКА
Рафиковой Гузель Робертовны
СТУДЕНТА
2 курса группы 21
по специальности
«Юриспруденция»
ПО УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
Срок практики: с «14» 04 2014г. по «27» 04 2014г.
Стерлитамак – 2014 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. База практики – место прохождения практики студентом.
2. Студент – физическое лицо, осваивающее образовательную программу по направлению подготовки бакалавриата, магистратуры и специальности.
3. Вид практики – устанавливается в зависимости от основной образовательной программы по направлению подготовки бакалавриата, магистратуры и специальности (учебная, производственная, научно-исследовательская, педагогическая, организационная и т.д.).
4. Каждый студент, находящийся на практике, обязан вести индивидуальную книжку.
5. Индивидуальная книжка служит основным и необходимым материалом для составления студентом отчета о своей работе на базе практики.
6. Заполнение индивидуальной книжки производится регулярно и аккуратно; является средством самоконтроля, помогает студентам правильно организовать свою работу.
7. Периодически, не реже 1 раза в неделю, студент обязан представить индивидуальную книжку на просмотр руководителю (от кафедры и (или) базы практики).
8. После окончания практики студент должен сдать свою индивидуальную книжку вместе с приложениями на кафедру в бумажном виде и электронной версии.
9. Записи в индивидуальной книжке должны производиться в соответствии с программой по конкретному виду практики.
10. Иллюстративный материл (чертежи, схемы, тексты и т.п.), а также выписки из инструкций, правил и других материалов могут быть выполнены на отдельных листах и приложены к отчету.
11. Перед окончанием практики студент обязан представить руководителю практики подписанный и скрепленный печатью от базы практики дневник, отчет и отзыв или характеристику о своей работе.
12. Соответствующая кафедра в зависимости от требований ООП по направлению подготовки (специальности) может корректировать содержание индивидуальной книжки.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Адрес учебного заведения: г.Стерлитамак ул.Ленина 47а
Факультет / Институт Юридический (Стерлитамакский БашГУ)
Кафедра Уголовного права и процесса
Профиль (магистерская программа)_______________________________
Руководитель практики от Университета Имишева Р.Х.
Руководитель практики от факультета / института Ямщикова С.Л.
Руководитель практики от кафедры Исаева Л.А.
Руководитель практики от базы практики___________________________
Телефон руководителя практики от базы практики:___________________
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
По учебной практике студента Рафиковой Г.Р 2курса
21 группы, по специальности юриспруденция ,
профилю (магистерской программы)_______________________________________
База практики Стерлитамакский филиал Баш ГУ ____________________
Срок практики: с «14» апреля 2014 г. по «27 » апреля 2014г.
Вид практики: __________ Учебная ____________________________________
План выполнения индивидуального задания (основные этапы и разделы практики)
1.Понятие судебной экспертизы. Виды экспертиз. Их краткая характеристика. 2.Организация судебной экспертизы Российской Федерации. |
3. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемые на должность прокурора. 4. Система органов прокуратуры. |
5.С 2013 года дознание сокращенной формы до 15 дней. 6.Права участников уголовного судопроизводство. |
Источники и литература, подлежащая проработке в период практики _ ФЗ о криминалистики, Уголовный кодекс, Уголовный процессуальный кодекс .
Иные виды работ по практике___________________________________________
Заведующий кафедрой ____________/ _____________________/И.О. Фамилия
(подпись)
Руководители практики:
от кафедры ____________/ _____________________И.О. Фамилия
(подпись)
от факультета ____________/ _____________________И.О. Фамилия
(подпись)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛИСТ ИНСТРУКТАЖА
ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
Студента 2 курса юридического факультета СФ БашГУ
Дата | Характер работы, название инструкции по технике безопасности | Подпись руководителя подразделения предприятия |
Студент _____________ Рафикова Г.Р / И.О. Фамилия
(подпись)
Руководитель практики
от базы практики, должность __________ _____________________/ И.О. Фамилия
(подпись)
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА
№ п/п | Наименование работ | Календарные сроки | Руководитель практики от базы практики (подпись) | |
начало | окончание | |||
Экспертиза | 19.04 09:00 | 11:00 | Гареева Эльвира Рифовна | |
Прокуратура | 26.04 09:00 | 10:10 | Масагутов Тимержан Ринатович | |
Дознание | 26.04 10:10 | 12:00 | Шакбасаров Рустам Юсуфович | |
Студент Рафикова Г.Р. / И.О. Фамилия
Руководитель практики
от базы практики, должность __________ _____________________/ И.О. Фамилия
(подпись)
ДНЕВНИК РАБОТЫ СТУДЕНТА
Дата | Информация о проделанной работе, использованные источники и литература | Руководитель практики от базы практики (подпись) |
19.04 | Экспертиза. 1.Понятие судебной экспертизы. Виды экспертиз. Их краткая характеристика. 2.Организация судебной экспертизы Российской Федерации. | Гареева Эльвира Рифовна |
26.04 08:30 | Прокуратура. 1.Требования к лицу прокуратуры. 2. Система органов прокуратуры. | Масагутов Тимержан Ринатович |
26.04 10:10 | Дознание. 1.С 2013 года дознание сокращенной формы до 15 дней. 2.Права участников уголовного судопроизводство. | Шакбасаров Рустам Юсуфович |
ЛЕКЦИИ, ДОКЛАДЫ И БЕСЕДЫ, ПРОСЛУШАННЫЕ СТУДЕНТОМ ВО ВРЕМЯ ПРАКТИКИ
Дата | Фамилия, имя, отчество, научная квалификация (должность) лектора Тема лекции, доклада и беседы |
19.04 26.04 08:30 26.04 10:10 | Гареева Эльвира Рифовна Экспертиза. Назначение и производство экспертиз. Экспертиза-это исследование, проводимое лицом, сведущим в науке, технике, искусстве или ремесле, привлечённым по поручению заинтересованных лиц, в целях ответа на вопросы, требующие специальных познаний. Масагутов Тимержан Ринатович – зам. Прокурора . Прокуратура. Прокуратура - система органов, осуществляющих от имени государства надзор за соблюдением законодательства, прав, свобод человека и гражданина, а также выполнение иных функций, определённых национальным законодательством. Основным видом прокурорского надзора является : 1.соблюдение Конституции и исполнение законов; 2.соответствие законам издаваемых нормативных правовых актов; 3.соблюдение прав и свобод человека и гражданина; 4.исполнение законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие; 5.исполнение законов судебными приставами; 6.исполнение законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Шакбасаров Рустам Юсуфович – начальник отделения дознания. Дознание. Следствие. Дознание в России осуществляется в двух формах: 1)Полная 2)Усеченная 1. Сбор и проверка материалов по факту совершенного преступления с последующим возбуждением уголовного дела и проведения предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с предварительным следствием); 2. Проведение неотложных следственных действий после возбуждения уголовного дела органом дознания до передачи уголовного дела следователю; Небольшой период (до принятия УПК РФ) к дознанию можно было отнести сбор материалов по делам, предварительное расследование по которым не обязательно (т. е. протокольная форма досудебной подготовки материалов, в УПК РФ отсутствует). От предварительного следствия дознание отличается по органам, их осуществляющим, а также по объёму и срокам их процессуальной деятельности. Когда производство предварительного расследования по уголовному делу обязательно, орган дознания возбуждает его и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск,выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей. Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания должен немедленно уведомить прокурора. По выполнению неотложных следственных действий орган дознания обязан передать дело следователю. Дела, по которым производство предварительного следствия не обязательно, полностью расследуются органами дознания. |
Студент Рафикова Г.Р./ И.О. Фамилия
ОТЧЕТ СТУДЕНТА О ПРАКТИКЕ
Прокуратура.
1.Требования к лицу прокуратуры.
2. Система органов прокуратуры.
Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров, и порядок приема на службу в органы прокуратуры
Прокурорами и следователями могут быть только граждане РФ, получившие высшее юридическое образование в учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию. Кроме этого условия кандидаты на должность прокуроров и следователей прокуратуры должны обладать необходимыми профессиональными и моральными качествами и быть способными по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.
На должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов, районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в учреждениях высшего профессионального образования и окончившие третий курс учебного заведения.
Лица принимаются на службу в органы и учреждения прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет. Лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования с оплатой обучения Генеральной прокуратурой РФ, а также прокурорские работники, обучающиеся в очной аспирантуре с сохранением денежного содержания, обязаны в соответствии с заключенными с ними договорами проработать в органах или учреждениях прокуратуры не менее пяти лет.
На должности прокуроров районов и приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет.
На должности прокуроров субъектов РФ, а также приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее пяти лет. Генеральный прокурор РФ вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров субъектов РФ, прокуроров районов, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур лиц, имеющих опыт работы на руководящих должностях.
Ограничения, связанные с приемом и нахождением лиц на службе в органах и учреждениях прокуратуры. Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:
· имеет гражданство иностранного государства;
· признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;
· лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;
· имело или имеет судимость;
· имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей;
· состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
· отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.
Кроме указанных ограничений для прохождения службы в органах прокуратуры Закон о прокуратуре запрещает прокурорским работникам:
· заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
· быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
· заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
· состоять членом управления коммерческой организации;
· быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;
· использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;
· получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;
· получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей.
Закон о прокуратуре содержит и иные ограничения для прокурорских работников. Так, ст. 4 указанного Закона предусматривает правило, в соответствии с которым прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются.
Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность не только с оплачиваемой, но и любой другой безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.
Испытание при приеме на службу в органы прокуратуры. Лицам, впервые принимаемым на службу в органы прокуратуры, за исключением лиц, окончивших учреждения высшего и среднего профессионального образования, в целях проверки их соответствия занимаемой должности может устанавливаться испытательный срок до шести месяцев. Продолжительность испытания определяется руководителем соответствующего органа прокуратуры, в компетенцию которого входит назначение на соответствующую должность, по соглашению с лицом, принимаемым на службу.
При неудовлетворительном результате испытания работник может быть уволен из органов прокуратуры или по согласованию с ним переведен на другую должность. Если срок испытания истек, а работник продолжает выполнять возложенные на него служебные обязанности, то он считается выдержавшим испытание и дополнительные решения о его назначении на должность не принимаются.
Присяга прокурора (следователя). Лицо, впервые назначаемое на должность прокурора или следователя, принимает Присягу прокурора (следователя) следующего содержания: «Посвящая себя служению Закону, торжественно клянусь: свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления; непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора и предварительного следствия; активно защищать интересы личности, общества и государства; чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей; строго хранить государственную и иную охраняемую законом тайну; постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры.
Сознаю, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры».
После приема на службу в органы прокуратуры прокурорским работникам выдается служебное удостоверение установленного Генеральным прокурором РФ образца. Оно является документом, подтверждающим личность прокурорского работника, его классный чин и должность.
Служебные удостоверения прокуроров и следователей подтверждают их право на ношение и хранение боевого ручного стрелкового оружия и специальных средств, иные права и полномочия, предоставленные прокурорам и следователям.
По приему на службу в органы прокуратуры на сотрудника заводится личное дело прокурорского работника. Оно содержит сведения об указанном сотруднике, прохождении им службы в органах и учреждениях прокуратуры, повышении квалификации. Запрещаются сбор и внесение в личное дело сведений о политической и религиозной принадлежности прокурорского работника. Последний имеет право на ознакомление со всеми материалами, находящимися в его личном деле, и приобщение к личному делу своих объяснений в письменной форме.
Прокурорские работники обеспечиваются бесплатным форменным обмундированием в порядке и по нормам, которые устанавливаются Правительством РФ.
При участии прокурорского работника в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел в суде, а также в других случаях официального представительства органов прокуратуры ношение форменного обмундирования обязательно.
Полномочия по назначению на должность и освобождению от должности. Генеральный прокурор РФ назначает на должность и освобождает от должности:
а) в Генеральной прокуратуре РФ – начальников главных управлений, управлений и отделов и их заместителей, советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, помощников и помощников по особым поручениям Генерального прокурора РФ, помощников по особым поручениям первого заместителя и заместителей Генерального прокурора РФ, старших прокуроров и прокуроров главных управлений, управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников.
Назначение работников на иные должности может производиться заместителями Генерального прокурора РФ;
б) прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров;
в) заместителей прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров;
г) прокуроров районов и приравненных к ним прокуроров;
д) директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ и их заместителей.
Прокурор субъекта РФ и приравненные к нему прокуроры назначают на должность и освобождают от должности:
а) работников аппарата соответствующей прокуратуры, за исключением своих заместителей;
б) заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, следователей по особо важным делам, старших следователей, следователей и их помощников нижестоящих прокуратур.
Прокуроры районов, а также приравненные к ним прокуроры назначают на должность и освобождают от должности работников, не занимающих должности прокуроров и следователей.
Система органов прокуратуры
Дознание.
1.С 2013 года дознание сокращенной формы до 15 дней.
2.Права участников уголовного судопроизводство.
1.Новая форма предварительного расследования - сокращенное дознание.
До марта прошлого года Уголовно-процессуальным законодательством было предусмотрено две формы предварительного расследования: предварительное следствие и дознание. Федеральным законом от 4 марта 2013 года №23-ФЗ введено дознание в сокращенной форме как новый вид досудебного расследования.
Необходимость в этом вызвана тем обстоятельством, что расследование уголовных дел в форме дознание не отвечает требованиям оперативности. Изначально с целью оптимизации порядка доступа к правосудию в разумные сроки при расследовании уголовных дел по указанной форме была исключена стадия предъявления обвинения, что в какой-то мере объективно сокращает срок досудебного производства. Однако по перечню разрешенных процессуальных средств по собиранию доказательств дознание практически ничем не отличается от предварительного следствия. Причем после возбуждения уголовного дела дознаватель вынужден дублировать многие процессуальные действия.
Например, перед возбуждением уголовного дела по факту причинением вреда здоровью в обязательном порядке проводится судебно-медицинское освидетельствование для определения тяжести вреда здоровью. Допустим эксперт делает вывод, что причинен средней тяжести вред здоровью, т.е. преступление, предусмотренное статьей 112 УК РФ. После возбуждения уголовного дела дознаватель вновь должен поставить вопрос эксперту о тяжести причиненного преступлением вреда здоровью и с этой целью назначает уже судебно-медицинскую экспертизу. Или другой пример. До возбуждения уголовного дела дознаватель оформляет объяснение с лица, который является свидетелем по преступлению. После возбуждения этот свидетель должен быть допрошен по тем же обстоятельствам.
Все это зачастую приводит к тому, что дела в форме дознания, осуществляемого в общем порядке, часто расследуются с продлением сроков. (при этом, первоначальный срок составляет 30 суток с возможностью продления до 6 месяцев).
Необходимо отметить, что довольно значительная часть уголовных дел, расследуемых в форме дознания,- это уголовные дела, которые не представляют особой правовой и фактической сложности. В целях совершенствования правоохранительной деятельности, обеспечивающей адекватное реагирование на преступления разных категорий, создания оптимальных условий для скорейшего расследования преступлений и передачи дела в суд и в то же время для сохранения гарантий прав и законных интересов потерпевших, обвиняемых и других участников уголовного судопроизводства введено в УПК РФ сокращенное дознание. Первоначальный срок по данной форме расследования составляет 15 суток с возможностью продления в исключительных случаях до 20 суток.
Законом предусмотрено, что дознание в сокращенной форме может применяться только при наличии одновременно следующих условий:
-уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица по преступлению компетенции дознания;
-подозреваемый признает свою вину, характер и размер причиненного вреда;
-подозреваемый заявил ходатайство о применении данной процедуры и отсутствуют обстоятельства, исключающие производство дознания в сокращенной форме (несовершеннолетие подозреваемого, потерпевший возражает против производства дознания в сокращенной форме и ряд других, исчерпывающий перечень которых содержится в статье 226.2 УПК РФ).
При этом в любое время до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора обвиняемый, потерпевший могут заявить ходатайство о прекращении дознания в сокращенной форме и продолжении производства дознания в общем порядке.
Важно то обстоятельство, что судебное производство по делам, производство по которым велось в порядке сокращенного дознания, будет осуществляться в особом порядке, то есть без проведения судебного следствия. В случае постановления обвинительного приговора наказание подсудимому не может превышать одной второй максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление. Например, за совершение угона без отягчающих обстоятельств максимально предусмотрено лишение свободы до пяти лет. При сокращенной форме дознания срок сократится до 2,5 лет.
С момента вступления в действие закона о сокращенной форме дознания (т.е. с 14 марта текущего года) в нашей области дознавателями направлено в суд 5 таких уголовных дел. Два уголовных дела по кражам, по одному — по сбыту имущества, добытого преступным путем, угрозе убийством и незаконному приобретению, хранению и перевозке оружия. Уголовные дела расследованы дознавателями областного центра, а также отделами «Кировский», «Юхновский» и по Боровскому району. В качестве примера можно привести уголовное дело о сбыте золотой цепочки жителем Кировского района, который зная достоверно, что ювелирное изделие было похищено, сдал его в ломбард с целью получения денежных средств. Или другое преступление. Жительница Барятинского района, держа в руках кухонный нож, угрожала убийством своему сожителю.
Дознание в сокращенной форме направлено на обеспечение быстрого доступа к правосудию, сокращение сроков производства, экономию сил сотрудников подразделений дознания и денежных средств государства.
2.Участники уголовного процесса со стороны обвинение, права и обязанности.
1. Прокурор.
Процессуальное положение прокурора в уголовном процессе, формы и методы деятельности определяются назначением судопроизводства и непосредственными задачами, решаемыми в каждой отдельной стадии. Применительно к этому определены полномочия прокурора в УПК как участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения. В ст.37 УПК определено, что прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
Широкими полномочиями прокурор обладает в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. В них он осуществляет уголовное преследование и надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия и для обеспечения режима законности в их деятельности реализует властно-распорядительные полномочия (ст.31 Закона о прокуратуре РФ).
Уголовное преследование ? процессуальная деятельность, осуществляемая в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п.55 ст.5 УПК). По существу, прокурор возглавляет всю деятельность по уголовному преследованию, поскольку на нем лежит обязанность возбудить уголовное дело или дать согласие на его возбуждение следователю и др.; участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично проводить отдельные следственные действия; давать согласие на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения. Он поручает органу дознания производство следственных действий, а также дает ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий (п. п.3, 5, 11 ч.2 ст.37 УПК).
Деятельность прокурора по осуществлению уголовного преследования неотделима от его деятельности по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Например, он вправе отменить незаконное или необоснованное постановление нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя; возвратить уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования (п. п.10, 15 ч.2 ст.37 УПК), передать дело от одного следователя другому, изъять дело у любого органа предварительного расследования и передать его следователю прокуратуры (п.8 ч.2 ст.37 УПК).
Прокурор утверждает обвинительное заключение или обвинительный акт и направляет уголовное дело в суд, где поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.
Таковы основные полномочия прокурора по осуществлению уголовного преследования. Однако, будучи участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения, прокурор должен выполнять свои процессуальные полномочия, вытекающие из Закона о прокуратуре РФ и назначения уголовного судопроизводства (ст.6 УПК). Поэтому прокурор обязан использовать все предоставленные ему процессуальные полномочия для защиты прав и свобод человека, охраняемых законом интересов общества и государства (ст.11 УПК).
2. Следователь.
Следователь ? должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (ст.38 УПК).
Предварительное следствие осуществляют следователи прокуратуры, следователи органов внутренних дел, следователи Федеральной службы безопасности и следователи органов Госнаркоконтроля. Процессуальное положение следователя одинаково независимо от его ведомственной принадлежности.
В соответствии со ст.38 УПК следователь уполномочен возбуждать, с согласия прокурора, уголовные дела, принимать их к своему производству или передавать прокурору для направления по подследственности, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий за исключением случаев, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения или санкции прокурора.
Как должностное лицо, осуществляющее предварительное следствие, следователь обладает широкой процессуальной самостоятельностью и независимостью. В соответствии с законом (п.3 ч.2 ст.38 УПК) следователь самостоятельно направляет ход расследования, принимает решения о производстве следственных и иных процессуальных действий за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или санкции прокурора. Все доказательства следователь оценивает по внутреннему убеждению. В целях обеспечения его процессуальной самостоятельности и независимости при разрешении важнейших вопросов следствия, существенно затрагивающих права и свободы человека, и дальнейшей судьбы дела закон устанавливает право следователя не согласиться с решениями и указаниями прокурора по этим вопросам. Новый УПК расширил перечень вопросов, по которым следователь вправе не согласиться с решениями и указаниями прокурора и, не выполняя их, обратиться с письменным изложением своих возражений к вышестоящему прокурору.
3. Начальник следственного отдела.
Начальник следственного отдела, а также его заместитель - должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение (п.18 ст.5 УПК). Начальник следственного отдела осуществляет непосредственное, оперативное руководство следователями, оказывает помощь в их работе и может непосредственно вести следствие по делу.
4. Орган дознания. Дознаватель.
Органы дознания ? это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п.24 ст.5 УПК).
5. Потерпевший.
Конституция РФ устанавливает, что права потерпевших от преступлений охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшему доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст.52 Конституции РФ).
В соответствии с этим конституционным положением в УПК записано, что уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений (п.1 ч.1 ст.6 УПК).
При разработке нового УПК одной из его задач являлось установление таких правил судопроизводства, которые бы обеспечивали защиту прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступления.
Конституционный Суд РФ указал, что право на судебную защиту, по смыслу ст.55 (ч.3) и ст.56 (ч.3) Конституции РФ, не подлежит ограничению, поскольку ограничение этого права ни при каких обстоятельствах не может быть обусловлено необходимостью достижения признаваемых Конституцией целей.
В УПК со всей определенностью выражено право потерпевшего обжаловать преграждающие ему право на судебную защиту решения, а также иные процессуальные решения, действия (бездействие) должностных лиц и органов, затрагивающие его интересы (ст.123 УПК).
6. Гражданский истец.
Процессуальное положение гражданского истца, как одного из участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения, вытекает из самой возможности совместного рассмотрения уголовного дела и гражданского иска.
Соединение гражданского иска с уголовным делом облегчает установление оснований для удовлетворения (или отказа) в гражданском иске, дает возможность суду в одном судебном разбирательстве решить вопросы уголовного дела и гражданского иска, избавляет потерпевшего и свидетелей от явки в суд сначала по уголовному, а затем гражданскому делу. В уголовном судопроизводстве гражданский иск освобожден от уплаты пошлины. Для защиты своих интересов гражданский истец наделен широкими правами.
7. Частный обвинитель.
8. Представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КНИЖКА
Рафиковой Гузель Робертовны
СТУДЕНТА
2 курса группы 21
по специальности
«Юриспруденция»
ПО УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
Срок практики: с «14» 04 2014г. по «27» 04 2014г.
Стерлитамак – 2014 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. База практики – место прохождения практики студентом.
2. Студент – физическое лицо, осваивающее образовательную программу по направлению подготовки бакалавриата, магистратуры и специальности.
3. Вид практики – устанавливается в зависимости от основной образовательной программы по направлению подготовки бакалавриата, магистратуры и специальности (учебная, производственная, научно-исследовательская, педагогическая, организационная и т.д.).
4. Каждый студент, находящийся на практике, обязан вести индивидуальную книжку.
5. Индивидуальная книжка служит основным и необходимым материалом для составления студентом отчета о своей работе на базе практики.
6. Заполнение индивидуальной книжки производится регулярно и аккуратно; является средством самоконтроля, помогает студентам правильно организ<