История правового регулирования земельных отношений. Земельная реформа в России (цели, этапы, результаты).
Можно считать, что реформа началась еще в 1905 г., когда Манифестом 3 ноября «Об улучшении благосостояния и облегчения положения крестьянского населения» было объявлено об уменьшении выкупных платежей с 1 января 1906 г. наполовину и их отмене с 1 января 1907 г. Манифест обещал и расширение льготного кредитования Крестьянским банком сделок по купле-продаже.
Столыпинская аграрная реформа явилась важным событием в экономической и социальной жизни страны в первую очередь деревни. Столыпин был известен не только проводимыми им репрессиями. Он не без оснований полагал, что революцию порождают определенные недостатки социальных отношений в России, которые следует устранить. Главным из недостатков он считал сельскую общину, сохраненную крестьянской реформой и тормозившую развитие капитализма в деревне. Именно на ее разрушение и был направлен царский указ от 9 ноября 1906 г., подготовленный Столыпиным.
Согласно концепции Столыпина модернизация страны могла быть осуществлена при выполнении трех условий: во-первых, необходимо было сделать крестьян полновластными собственниками; во-вторых, необходимо осуществить всеобщее начальное обучение грамоте в обязательной для всех четырехлетней начальной школе; и наконец – добиться усиленного роста промышленности, подкрепленного развитием внутреннего рынка.
Столыпин исходил из необходимости создания в деревне массовой и более сильной, чем помещики, социальной опоры самодержавия – кулачества.
Согласно Указу от 9 ноября 1906 г. «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования» любой крестьянин имел право выйти из общины и потребовать в свою единоличную собственность соответствующий земельный надел, который полагался ему, когда он был в составе общины. Аграрное законодательство преследовало цель предоставить наиболее благоприятные условия для образования кулацких хозяйств. Частичное разрушение крестьянской общины, способствовавшее развитию буржуазных отношений, правда, произошло, и в этом состояло прогрессивное значение реформы. Принятый 14 июня 1910 г. Закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» развивал основные положения вышеназванного указа: например, во всех общинах, где не было земельных переделов, земля объявлялась личной собственностью.
Важную часть реформы составила переселенческая политика. Столыпин хотел ослабить земельную нужду в Центральной России, Прибалтике, представлявшую собой взрывоопасную силу. Было образовано широкое и добровольное переселение крестьян на государственные земли в восточных районах страны. Однако переселение было организовано плохо, что существенно снизило его результаты.
Крестьянская реформа 1861 г., освободив крестьян, все же не решила всех проблем, связанных с аграрным сектором. Основными узлами противоречий оставалось сохранение:
1) крупного помещичьего землевладения при малоземелье основной массы населения;
2) выкупных платежей (за надельную землю по реформе 1861 г.);
3) двух видов крестьянского землевладения: общинного (на праве общей совместной собственности) и подворного (на праве единоличной частной собственности).
В российском обществе важнейшим вопросом всегда был аграрный. Крестьяне, ставшие в 1861 свободными, землю фактически в собственность не получили. Их душили малоземелье, община, помещики, поэтому в период революции 1905-1907 судьба России решалась в деревне.
Все реформы Столыпина, которой в 1906 возглавил правительство, так или иначе были направлены на преобразования в деревне.
Целью ее должно было стать укрепление позиций “крепкого единоличного собственника”.
Это был первый шаг реформы, осуществлявшейся в трех основных направлениях:
- разрушение общины и введение крестьянской частной собственности на землю вместо общинной;
- помощь кулакам через Крестьянский банк и путем частичной продажи им государственных и дворянских земель;
- переселение крестьян на окраины страны.
Сущность реформы заключалась в том, что правительство отказывалось от прежней политики поддержки общины и переходило к её насильственной ломке.
Как известно, община была организационным и хозяйственным объединением крестьян для пользования общим лесом, выгоном и водопоем, союз в отношении с властями, своего рода социальным организмом, дававшим сельским жителям небольшие житейские гарантии. Община до 1906 г. сохранялась искусственно, так как была удобным средством государственного контроля над крестьянами. Община отвечала за выплату налогов и разных платежей при выполнении государственных повинностей. Но община тормозила развитие капитализма в сельском хозяйстве.
Вместе с тем общинное землепользование задерживало естественный процесс расслоения крестьянства и ставило преграду на пути образования класса мелких собственников. Неотчуждаемость надельных земель делала невозможным получение ссуд под их залог, поэтому предоставление крестьянам права свободного выхода из общины было давно назревшей экономической необходимостью. Особенностью столыпинской аграрной реформы было стремление быстрее разрушить общину. Главной причиной такого отношения власти к общине послужили революционные события и аграрные беспорядки в 1905-1907.
Другой не менее важной целью земельной реформы была социально-политическая, так как требовалось создать в качестве социальной опоры самодержавия класс мелких собственников как основной ячейки государства, являющейся противником всяких разрушительных теорий.
Осуществлению реформы положил начало царский указ от 9 ноября 1906 под скромным названием «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения», согласно которому разрешался свободный выход из общины.
Земельные наделы, находившиеся в пользовании крестьян со времени последнего передела, закреплялись в собственность независимо от изменения количества душ в семье. Появилась возможность продать свой надел, а также выделить землю в одном месте – на хуторе или отрубе.
Одновременно все это предполагало снятие ограничений на передвижение крестьян по стране, передачу Крестьянскому поземельному банку части государственных и удельных земель для расширения операций по купле-продаже земли, организацию переселенческого движения в Сибирь с целью наделения без- и малоземельных крестьян наделами за счет освоения огромных восточных просторов. Но у крестьян часто не хватало средств для обзаведения хозяйством на новом месте. После 1909г. переселенцев стало меньше. Часть из них, не выдержав тяжелых условий жизни, возвращалась.
Хуторянам банк предоставлял льготы. Крестьянский банк также способствовал созданию в деревне слоя зажиточных хозяев-кулаков.
С 1907 по 1916 г. в Европейской России из общины вышло только 22 % крестьянских дворов. Возникновение слоя хуторян–фермеров вызывало сопротивление со стороны крестьян-общинников, которое выражалось в порче скота, посевов, инвентаря, избиениях и поджогах хуторян. Только за 1909 – 1910 гг. полиция зарегистрировала около 11 тысяч фактов поджога хуторских хозяйств.
Подобная реформа при всей своей простоте означала революцию в почвенном укладе. Предстояло изменить весь строй жизни и психологию общинного крестьянства. Столетиями утверждались общинный коллективизм, корпоративность, уравнительность. Теперь надо было перейти к индивидуализму, частнособственнической психологии.
Указ от 9 ноября 1906 был затем трансформирован в постоянно действующие законы, принятые 14 июля 1910 и 19 мая 1911, в которых предусматривались дополнительные меры для ускорения выхода крестьян из общины. Например, в случае проведения землеустроительных работ для ликвидации чересполосицы внутри общины её члены впредь могли считаться собственниками земли, даже если они об этом не просили.
Последствия:
- ускорение процесса расслоения крестьянства,
- разрушение крестьянской общины,
- неприятие реформы значительной частью крестьянства.
Итоги:
- выделение из общины к 1916 25-27 % крестьянских дворов,
- рост сельскохозяйственного производства и увеличение экспорта хлеба.
Столыпинская аграрная реформа не успела дать всех ожидавшихся от нее результатов. Сам инициатор реформы считал, что необходимо не менее 20 лет, чтобы постепенно решить земельный вопрос. “Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешнюю Россию”, - говорил Столыпин. Этих двадцати лет не оказалось ни у России, ни у самого реформатора. Однако за 7 лет фактического действия реформы были достигнуты заметные успехи: посевные площади выросли в целом на 10%, в районах наибольшего выхода крестьян из общины – в полтора раза, на одну треть увеличился хлебный экспорт.
За эти годы удвоилось количество применяемых минеральных удобрений и ширилось использование сельскохозяйственных машин. К 1914 г. фермеры обогнали общину по поставкам товаров в город и составляли 10,3% общего числа крестьянских хозяйств (по мнению Л.И. Семенниковой, это было много за короткий срок, но мало в масштабах страны). К началу 1916 г. фермеры имели личные денежные вклады в размере 2 млрд. рублей.
Проведение аграрной реформы ускорило развитие капитализма в России. Реформа стимулировала не только развитие сельского хозяйства, но и промышленности и торговли: масса крестьян устремилась в города, увеличивая рынок рабочей силы, резко возрос спрос на продукцию сельского хозяйства и промышленности. Иностранные наблюдатели отмечали, что “если у большинства европейских народов дела пойдут таким же образом между 1912 – 1950 годами, как они шли между 1900 – 1912, то к середине настоящего столетия Россия будет доминировать в Европе, как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении”.
Однако большинство крестьян по – прежнему было привержено общине. Для бедных – она олицетворяла социальную защиту, для богатых – легкое решение своих проблем. Таким образом, кардинально реформировать “почву” не удалось.
Источники земельного права.
Под источниками земельного права понимаются общеобязательные предписания, выраженные в законодательных и иных нормативных правовых актах компетентных государственных и муниципальных органов Российской Федерации либо в фиксированных результатах непосредственного волеизъявления народа по поводу использования и охраны земель в Российской Федерации.
Федеральный уровень, уровень субъектов Российской Федерации, уровень органов местного самоуправления.
3.8. Особое место среди источников земельного права занимают международные правовые акты, ратифицированные Российской Федерацией. В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
- Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия;
- Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке от 17 июня 1994 г.
1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
ст.8, признающая равенство всех форм собственности и провозглашающая принцип ее защиты;
ст. 9, устанавливающая, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; а также предусматривающая, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности;
ст.36, провозглашающая частную собственность на земельные участки и предусматривающая формы собственности на земельные участки; санкционирующая свободное распоряжение ими, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и законные интересы иных лиц;
ст.42, закрепляющая право каждого на благоприятную окружающую среду;
ст.58, устанавливающая обязанность каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;
ст. 72, относящая земельное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также относящая к совместному ведению вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничение государственной собственности.
Принцип совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в названных сферах означает, что в данной сфере издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом, федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии со статьей 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяется на основании федерального закона.
ФКЗ
3. Федеральными законами регулируются такие важные вопросы, как, условия и порядок пользования землей, распоряжение землей, функционирование земельного рынка, государственное управление земельными ресурсами и другие.
В настоящий момент действуют:
Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ
ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ.
Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации
- Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»,
- Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»,
- Федеральный закон от 4 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»,
- Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»,
- Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».
Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ
ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ;
Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ;
ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. №№ 122-ФЗ.
4. Ведущее место в структуре подзаконных правовых актов принадлежит указам Президента Российской Федерации. Являясь главой государства и гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, Президент РФ издает указы и распоряжения. Они не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам и обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (ст. 90 Конституции РФ).
В период становления новой российской государственности Президент активно использовал свое право в области издания нормативных правовых актов.
Например,
Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации"
Во исполнение положений статьи 15 ЗК Российской Федерации Президентом Российской Федерации в 2011 году был принят Указ от 9 января 2011 г. N 26 "Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками", вступивший в силу 19 января 2011 г.
5. Правительство Российской Федерации принимает обязательные к исполнению постановления и распоряжения (п. 2 ст. 115 Конституции РФ).
- Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 N 1 (ред. от 15.12.2016) "Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре"
- постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 688 «Об утверждении правил установления на местности границ объектов землеустройства»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 161 «Об утверждении положения о предоставлении в аренду без проведения аукциона лесного участка, в том числе расположенного в резервных лесах, для выполнения изыскательских работ».
6. приказы и другие правовые акты федеральных министерств и ведомств, таких, как Министерство экономического развития, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. в них чаще всего детализируются положения НПА более высокого уровня, что способствует их правильному пониманию и толкованию.
- Приказ Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.09.2011 N 21942)
- Приказ Минэкономразвития РФ от 14 ноября 2006 г. № 376 “Об утверждении административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги “Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства”
7.В соответствии с принципом совместного ведения РФ и субъектов РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды РФтакже законы и подзаконные НПА.
Нормативными правовыми актами субъектов РФ могут регулироваться отношения, возникающие при использовании земель, находящихся в собственности субъектов РФ.
- определяются процедура и критерии предоставления земельных участков гражданам для целей, не связанных со строительством,
- устанавливаются максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно;
- предусматривается порядок определения размеров арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения;
- порядок отнесения земель к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения и порядок их использования и пр.
«Опережающее» нормотворчество.
8. НПА ОМС могут регулироваться отношения, возникающие при использовании земель, находящихся в муниципальной собственности. Например:
- определяются критерии и процедура предоставления земель, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством;
- максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно;
- порядок использования и охраны земель особо охраняемых природных территорий местного значения;
- определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты земельного налога, а также установление налоговых льгот (Налоговых кодекс).
5. Земельные правоотношения; понятие, содержание, виды, субъекты, объекты.
В целях реализации прав, связанных с использованием и охраной земель, общество, граждане и юридические лица, государство и его органы вступают в отношения, регулируемые нормами ЗП — земельные правоотношения — предмет ЗП; включают:
· Норма права — которой необходимо руководствоваться при решении тех или иных земельно-правовых вопросов;
· Субъекты права — участники земельных отношений;
· Объект права — земельный участок, по поводу которого возникают земельные правоотношения, а также недвижимое имущество, которое прочно связано с землей; Земельные участки образуются в соответствии со статьей 11.2 ЗК Российской Федерации пятью способами:
1. при разделе,
2. при объединении,
3. при перераспределении земельных участков,
4. при выделе из земельных участков,
5. из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
· Содержание земельных правоотношений — права и обязанности их участников.
Классификация земельных правоотношений по основному хозяйственному назначению земель:
1. отношения, складывающиеся в процессе с/х производства;
2. при использовании земли в промышленности и строительстве;
3. в лесном хозяйстве;
4. при выделении и использовании земель поселений (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов).
Классификация земельных правоотношений по функциональному назначению:
1. регулятивные — урегулированные нормами ЗП земельные отношения, которые выражаются в совершении участниками данных отношений позитивных действий;
2. правоохранительные — вызываются аномалией, отклонением в поведении участника земельных отношений от нормы закона — возникают по поводу правонарушений.
Земельные отношения могут быть также:
1. материальные — соответствуют нормам, устанавливающим существенные права и обязанности участников отношений;
2. процессуальные — соответствуют нормам, устанавливающим формы реализации материальных норм (порядок подачи заявлений, ходатайств о продаже земли; проведения торгов).
По содержанию (совокупность прав и обязанностей субъектов правоотношений):
· правоотношения собственности на землю: в зависимости от субъектов: правоотношения частной, муниципальной и государственнойсобственности на землю
· правоотношения по использованию земельных участков на правах, производных от права собственности, то есть права на землю лиц, которые не являются ее собственниками: в зависимости от вида права, на котором используется земельный участок: правоотношения пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования, арендные и сервитутные. Права и обязанности пользователя определяются не только законодательством, но и соглашением между ним и собственником.
· земельные правовые отношения в сфере управления земельными ресурсами: в зависимости от направленности деятельности по управлению земельными ресурсами: правоотношения по ведению земельного кадастра; планированию использования земель; ведению мониторинга земель; ведению землеустройства; контролю за соблюдением земельного законодательства.
· охранительные земельные правоотношения (охрана прав собственности, земли как природного объекта)
По характеру (в зависимости от правового режима категории земель) выделяют: земельные правоотношения по поводу использования и охраны земель:
· с/х назначения;
· поселений;
· промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения;
· особо охраняемых территорий и объектов;
· водного фонда и лесного фонда
Субъекты земельных правоотношений (носители прав и обязанностей в этих отношениях) — те лица, которых действующее законодательство наделило юридическим свойством (правосубъектностью), позволяющим участвовать в земельных правоотношений: РФ и ее субъекты, органы государственной власти и органы МСУ, осуществляющие функции распоряжения гос. и муниципальной собственностью и государственного земельного управления, физические (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства) и юридические лица.
Объекты земельный правоотношений: земля как природный объект и природный ресурс является объектом в сфере государственного управления, охраны; земельные участки (часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке. Бывают делимые (может быть разделен на части, каждая из которых образует самостоятельный земельный участок; не изменяется целевое назначение) и неделимые (изменяется целевое назначение после раздела); части земельных участков.
Содержание земельных правоотношений — права и обязанности, в соответствии с которыми должны действовать его участники.
Субъективное право — предусмотренная юридической нормой мера возможного поведения участника правоотношения (право на обладание определенным благом; право на совершение конкретного действия или на бездействие; право потребовать от обязанного лица определенного поведения; право на защиту).
Юридическая обязанность — обеспеченная нормой права, мера должного поведения участника правоотношения: активные (необходимость действия) и пассивные (необходимость воздержания от совершения действия).
Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений - правоотношений являются юридические факты – определенные жизненные ситуации, условия, обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические факты делятся на действия и события.
События происходят помимо воли человека. (рождение, заключение брака, уничтожение имущества стихийным бедствием, извержение вулкана, смерть и пр.)
Действия – волевые акты, результат поведения людей. (договоры или иные сделки). К ним также относятся акты органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также судебные решения в защиту земельных прав.
6. Образование земельных участков. Особенности образования земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Порядок раздела, выдела, объединения и перераспределения земельных участков.
Действующим законодательством под формированием (образованием) земельных участков понимается, по сути, постановка таких участков на государственный кадастровый учет.
Именно кадастровый учет подтверждает существование определенного земельного участка с характеристиками, позволяющими определить такой участок в качестве индивидуально-определенной вещи.
Согласно земельному законодательству образование земельных участков происходит при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, образование земельных участков возможно:
· во-первых, путем образования новых земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
· во-вторых, путем преобразования (раздела, объединения, перераспределения или выдела) уже существующих (сформированных и поставленных на государственный кадастровый учет) земельных участков;
Граждане, в том числе являющиеся индивидуальными предпринимателями, и юридические лица в процессе осуществления хозяйственной деятельности достаточно часто сталкиваются с необходимостью образования (формирования) земельных участков. В большинстве случаев такая необходимость связана с оформлением прав на участки, в том числе занятые объектами недвижимости, находящимися в собственности указанных лиц.
Исходя из обозначенных способов образования земельных участков, следует привести следующие примеры наиболее частых случаев необходимости образования (формирования) земельных участков.
Образование земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
2. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
3. Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:
1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;
2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;
3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;
4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;
5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
Следует обратить внимание, что в данном случае образование земельного участка происходит из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а не из конкретного земельного участка, т.е. образование (формирование) участка происходит впервые.
Необходимость такого образования земельного участка, во-первых, может быть обусловлена целями его дальнейшего предоставления для строительства.
Во-вторых, нередки случаи, когда земельный участок предоставлялся физическому или юридическому лицу задолго до вступления в силу ЗК РФ, но до настоящего момента не был сформирован и поставлен на учет, т.е. границы его не установлены на местности, участку не присвоен кадастровый номер. У указанных лиц имеются документы о предоставлении участка, как правило, на праве постоянного (бессрочного) пользования, но государственный кадастровый учет участка не проведен. В целях оформления прав на такой участок, в том числе путем его выкупа (приватизации), необходимо образовать (сформировать) такой участок. В данном случае образование участка также является первичным.
Образование земельного участка из существующего участка или участков.
Раздел земельного участка
1. При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
2. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
3. При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками.
4. Раздел земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
5. Раздел земельного участка, предоставленного для комплексного освоения, осуществляется лицом, с которым заключен договор о комплексном освоении территории в отношении такого земельного участка, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
6. При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
7. В целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:
1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;
2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.