Методы правового регулирования земельных отношений

Как и любая отрасль права, земельное право присущими ему правовыми способами воздействует на общественные отношения. Такие способы называются методами. Под методом земельного права понимается совокупность юридических приёмов, средств и форм правового воздействия на поведение участников общественных отношений, т.е. земельных отношений. Являясь относительно самостоятельным, любой правовой метод тесно взаимосвязан с предметом правового регулирования и обусловливается его спецификой. Метод правового регулирования отрасли права определяется характером и особенностями общественных отношений и задачами, стоящими перед государством на том или ином отрезке истории.

Сочетание основных способов правового воздействия на участников земельных отношений (установление прав; возложение обязанностей и ответственности; дозволение; запрет) образует два существенных метода правового регулирования:

1) императивный;

2) диспозитивный.

Для императивного метода (метод власти и подчинения) характерно то, что участники регулируемых данным методом отношений не равны между собой. Правовое регулирование указанным методом осуществляется на основе организационного воздействия посредством обязательных к исполнению предписаний и запретов, с помощью которых один из участников этих отношений вправе воздействовать на другого. Данный метод применяется в процессе осуществления государственного управления земельным фондом (ведения государственного земельного кадастра, мониторинга земель, землеустройства), привлечения виновных лиц к ответственности и т.д. В случаях, когда нормы права не исполняются участниками отношений либо нарушаются их права и обязанности, применяется государственное принуждение путём привлечения виновных к юридической ответственности. Меры государственного принуждения могут применяться одной из сторон отношений, если она наделена таким правом по отношению к другой стороне, непосредственно и самостоятельно. В случаях, когда ни одна из сторон отношений не наделена правом применять меры принуждения к другой стороне, государственное принуждение может применяться судом.

Диспозитивный метод (метод юридического равенства) основан на юридическом равноправии сторон, в том числе в области частной собственности и самостоятельности хозяйствования на земле. Он воздействует на отношения, в которых субъекты равны и вправе самостоятельно принимать решения и таким образом определять модель своего поведения в рамках закона. Данным методом, например, регулируются отношения в области использования земель, возникающие между землепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков и третьими лицами.

Специфика метода правового регулирования земельных отношений заключается в том, что в нём органически связаны между собой императивные и диспозитивные начала. Наличие в земельном праве императивного и диспозитинного методов позволяет обеспечить в процессе регулирования земельных отношений рациональное сочетание частных и общегосударственных интересов.

В земельном праве могут применяться следующие правовые способы воздействия на общественные отношения:

• установление прав;

• возложение обязанностей и ответственности;

• дозволение;

• запрет.

Установление прав. Управомочивающие нормы (по терминологии теории права) земельного права устанавливают права, закрепляют компетенцию [Компетенция (от лат. compete – совместно достигаю, добиваюсь, соответствую, подхожу) – совокупность прав и обязанностей государственного органа, должностного лица и др., закреплённая нормативными правовыми актами] органов государства, органов местного управления и самоуправления и т.д. в данной сфере правоотношений. Например, в соответствии со статьёй 23 Кодекса Республики Беларусь о земле государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, а также специально уполномоченный на то государственный орган по земельным ресурсам и землеустройству – Государственный комитет по имуществу (Госкомимущество), действующий в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Статья 29 указанного Кодекса устанавливает полномочия районных исполнительных комитетов в области использования и охраны земель. В частности, данные органы принимают решения об изъятии и предоставлении земельных участков из земель в границах районов для целей, связанных с ведением лесного, сельского, подсобного сельского хозяйства, традиционных народных промыслов (ремёсел), и одновременно при необходимости осуществляют перевод земель из одних категорий и видов в другие, а также принимают решения об установлении и прекращении ограничений (обременении) прав на такие земельные участки; изменяют целевое назначение предоставленных ими земельных участков и условия их отвода в соответствии с законодательными актами и т.п.

Возложение обязанностей и ответственности. Метод обязывания также часто встречается в земельно-правовом регулировании общественных отношений. Так, в соответствии со статьёй 89 Кодекса о земле юридические лица и индивидуальные предприниматели, хозяйственная и иная деятельность которых непосредственно связана с использованием земель или вредным воздействием на них, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель согласно утверждённым ими планам, согласованным с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и Государственного комитета по имуществу. Статья 32 Кодекса о земле установила, что за пользование земельными участками, предоставленными в частную собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное или временное пользование, уплачивается земельный налог в соответствии с налоговым законодательством. Эти нормы закрепляют обязанность субъектов земельных правоотношений осуществлять свои действия в соответствии с предписанием. В соответствии со статьёй 96 Кодекса о земле лица, нарушившие законодательство об охране и использовании земель, несут ответственность, установленную законодательными актами.

Для земельного права характерен также метод дозволения. Согласно статье 19 Кодекса о земле, землепользователь земельного участка, обременённого земельным сервитутом, вправе требовать от лица, в пользу которого установлен земельный сервитут, плату за пользование земельным участком, размер которой определяется по соглашению сторон. Предписания, содержащиеся в данной норме, не обязывают, но вместе с тем разрешают субъекту земельно-правовых отношений действовать по своему усмотрению.

В земельном праве нередко применяется метод запрещения. К примеру, статья 33 Кодекса о земле гласит, что нецелевое использование средств, полученных за земельные участки, передаваемые в государственную собственность, а также за пользование земельными участками, находящимися в государственной собственности, не допускается. Аналогичные нормы, запрещающие субъектам земельного права осуществлять определённые действия, содержатся и в других статьях Кодекса о земле.

Указанные выше методы в земельном праве обеспечивают эффективное функционирование его институтов.

Система земельного права. Общая и особенная части земельного права. Основные институты земельного права. Место земельного права в системе права Республики Беларусь. Соотношение земельного права с другими отраслями права

Наши рекомендации