Признаки административно-командной системы управления государством в 1929-1941 гг.

Первым и возможно главным признаком административно-командной системы управления,во всяком случае, по тяжести последствий, является умаление роли Советов, отстранение их от власти, подмена лозунга «власть трудящихся» на лозунг «власть для трудящихся».

В 1930-е гг. принцип полновластия Советов сводился на нет чрезмерно широкой трактовкой понятия «закон». Законы принимались съездами Советов СССР, ЦИК и его Президиумом, издавало постановления, имеющие силу закона, Правительство. Нередко законами становились не только ведомственные постановления, но и партийные решения, от Политбюро до райкома партии.

Структура органов государственной власти и управления РСФСР, сложившаяся в предшествующие периоды истории советского государства сохранялась в неизменном виде и на этапе построения основ социалистического общества. Однако, будучи собственником промышленных предприятий, земли, лесов, недр, банков, железных дорог, иного имущества, государство должно было обеспечить надлежащее и рачительное использование своей собственности и успешно решать социально-экономические и иные задачи, поэтому возникла необходимость в поиске оптимальных методов управления народным хозяйством.

Принцип централизованного руководства предприятиями с предоставлением им известной самостоятельности был перенесен и на деятельность государственного аппарата в виде принципа демократического централизма. Суть этого принципа означала строгое подчинение нижестоящих органов вышестоящим, централизацию планового руководства хозяйственной и социально- культурной сферой при одновременном развитии инициативы местных органов государства.

Опыт руководства экономикой страны, особенно в ходе выполнения первого пятилетнего плана, выявил большинство негативных сторон государственного аппарата управления: 1) его громоздкость и неспособность оперативно решать текущие вопросы хозяйственной и иной деятельности предприятий и территории; 2) несовершенство функциональной системы управления экономикой; 3) общие директивы и призывы вместо конкретного руководства и изучения деталей работы; 4) отсутствие личной ответственности руководителей за порученный участок работы, подмена принципа единоначалия коллегиальным обсуждением и принятием управленческих решений; 5) недостаточно эффективный контроль за исполнением законов и иных нормативно-правовых актов.

В связи с этим возникает необходимость усиления роли органов управления экономикой, в том числе: 1) внедрение перспективного пятилетнего планирования развития народного хозяйства; 2) замену функционального принципа управления экономикой производственно-территориальным; 3) разукрупнение наркоматов, главков и трестов, приближая хозяйственное руководство к хозяйственным единицам; 4) внедрение хозяйственного расчета на всех государственных предприятиях.




Централизация правоохранительной системы и перестройка органов госбезопасности и внутренних дел

Прокуратура и адвокатура

Прокуратура СССР была учреждена постановлением ЦИК и СНК СССР 20 июня 1933 в целях укрепления социалистической законности и должной охраны общественной собственности от покушений антиобщественных элементов. Прокуратура Верховного Суда СССР упразднялась. На Прокуратуру СССР возлагались следующие задачи: 1) надзор за соответствием постановлений и распоряжений министерств и ведомств СССР, союзных республик и местных органов государственной власти Конституции СССР, постановлениям ЦИК и СНК СССР; 2) наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестование приговоров и решений судов в вышестоящие инстанции и приостановление их исполнения; 3) возбуждение уголовно преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории СССР; 4) надзор, на основании особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений.

С образованием Прокуратуры СССР прокуроры союзных республик сохраняли свою подчиненность Наркому юстиции республики, а прокуроры оставались в системе наркоматов юстиции.

Одновременно республиканские прокуроры были подчинены и Прокурору СССР в порядке выполнения им функций общего руководства деятельностью республиканских прокуроров. Указания и распоряжения Прокурора СССР были обязательными для исполнения всеми органами прокуратуры.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 . из ведения наркоматов юстиции союзных республик были выделены органы прокуратуры и непосредственно подчинены Прокурору СССР.

В рассматриваемый период изменения происходят в порядке организации и деятельности адвокатуры. Постановлением СНК СССР от 16 августа 1939 г. было утверждено Положение об адвокатуре СССР, закрепившее единые правила деятельности адвокатуры на всей территории СССР.

Положение расширило права адвокатуры на самоуправление. Коллегии адвокатов образовывались и действовали на территории края, области, автономной области и автономной республики. Высшим органом коллегии было общее собрание членов коллегии, созываемое не реже двух раз в год, которое избирало Президиум коллегии и ревизионную комиссию.

Судоустройство

Правовой статус судебных учреждений РСФСР применительно к условиям нового периода был закреплен Положением о судоустройстве РСФСР, принятым ВЦИК 19 ноября 1926 г. Положение сохраняло прежнюю трехзвенную систему: народный суд, губернский суд, Верховный Суд РСФСР. В тех областях и краях, где было завершено районирование, областные (краевые) и окружные суды сменили губернские суды.

В 1930 г. в связи с ликвидацией округов окружные суды были упразднены, а большая часть рассматриваемых ими дел передана в ведение народных судов. Лишь дела по наиболее общественно-опасным и сложным преступлениям перешли в ведение областных (краевых) судов. Таким образом, народный суд становился основным звеном судебной системы, рассматривающим наибольшую часть уголовных и гражданских дел по первой инстанции.

Общее руководство судебными учреждениями РСФСР, их инструктирование, проведение общей линии судебной политики возлагалось на Наркомат юстиции РСФСР.

В 1934 г. была расширена подсудность областных (краевых) судов. К их ведению перешла значительная часть дел, рассматриваемых ранее судебной коллегией ОГПУ. Для этого в областных (краевых) судах создавались специальные коллегии из трех постоянных судей.

Наряду с единой системой судебных учреждений Положение предусматривало действие на территории РСФСР специальных судов: военные трибуналы, земельные комиссии; Высшая арбитражная комиссия при Экономическом Совете РСФСР и местные арбитражные комиссии; особые сессии народного суда по трудовым делам; линейные суды железнодорожного и водного транспорта.

Органы госбезопасности

Централизация системы органов безопасности завершается 10 июля 1934 г. созданием объединенного Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) СССР, в состав которого вошло ОГПУ. Основными структурными подразделениями НИКВД являлись: Главное управление государственной безопасности (ГУГБ), Главное управление рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ), Главное управление пограничной и внутренней охраны (ГУПВО), Главное управление пожарной охраны (ГУПО), Главное управление лагерями (ГУЛАГ). Работой НКВД с 1934 по 1936 гг. руководил Г.Г. Ягода.

С 1936 г. по ноябрь 1938 г. НКВД СССР возглавлял Н.И. Ежов. После него руководителем НКВД был назначен Л.П. Берия, который занимал этот пост до 1945 г.

3 февраля 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было принято решение о создании наряду с НКВД Народного комиссариата государственной безопасности (НКГБ) СССР. Его возглавил В.Н. Меркулов.

Наркомат внутренних дел изначально формировался для того, чтобы осуществлять административно-контрольные, охранительные функции, как репрессивный аппарат, призванный решать широкий круг проблем и обладавший универсальными полномочиями. Деятельность Советов напрямую контролировалась аппаратом НКВД и при определенных условиях могла корректироваться по его усмотрению. Мало того, чиновники от НКВД были способны влиять на социально-классовый состав съездов Советов и его управленческие структуры, определять качество работы избирательных комиссий и при негативных результатах выборов формально имели возможность поставить их под сомнение. Важно и то, что функционально Наркомат внутренних дел имел право рассматривать вопросы о правомерности лишения избирательных прав некоторых категорий граждан.

Особенное положение НКВД в государстве подчеркивалось некоторыми его полномочиями, в частности, способностью влиять на систему управления государевом через изменение законодательной базы, а также напрямую руководить деятельность органов административного управления, что в определенных ситуациях серьезно ущемляло права Советов.

Можно особо отметить правомочие Народного комиссариата внутренних дел вводить в отдельных местностях военное положение, решать вопросы о его продолжительности и отмене.

С ноября 1934 года стали действовать для вынесения приговоров по делам «врагов народа» и членов их семей внесудебные органы – так называемые особые совещания (из 2-3 человек), отправившие в лагеря и на смерть многие тысячи советских людей.

Конституция СССР 1936 г.

Вопрос об изменении Конституции СССР был поставлен первоначально на февральском (1936 г,) пленуме ЦК ВКП(б). В принятой резолюции пленум указал направления, по которым должны быть внесены изменения в Конституцию СССР. 7 февраля 1935 н. ЦИК СССР избрал Конституционную комиссию под председательством И.В. Сталина. Именно она пришла к выводу о необходимости подготовки текста новой Конституции.

11 июня 1936 г. Президиум ЦИК СССР, рассмотрев вопрос о Конституции Союза ССР, постановил: одобрить проект Конституции, представленный Конституционной комиссией ЦИК; созвать 25 ноября 1936 г. Всесоюзный съезд Советов для рассмотрения этого проекта; опубликовать проект для всенародного обсуждения.

12 июня 1936 г. проект Конституции был опубликован, и в течение 5 месяцев шло его всенародное обсуждение. 25 ноября 1936 г. открылся Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР для рассмотрения проекта Конституции.

5 декабря 1936 г. в результате постатейного голосования Чрезвычайный VIII съезд Советов Союза ССР единогласно утвердил Конституцию СССР.

Важнейшие особенности этой Конституции как политико-правового документа состоят в следующем.

1) Конституция СССР 1936 г. признает, что «Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата. Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся».

2) Конституция исходила из победы социалистических форм хозяйствования и общественной собственности. «Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком» (ст. 4). «Социалистическая собственность в СССР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений) (Ст.5).

«Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинно-тракторные станции и т.п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием». (Ст. 6). Конституция СССР 1936 г. определила, что лица, покушающиеся на общественную социалистическую собственность, являются «врагами народа» (Ст. 131).

«Общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их живым и мертвым инвентарем, производимая колхозами и кооперативными организациями продукция, равно как их общественные постройки составляют общественную, социалистическую собственность колхозов и кооперативных организаций» (Ст. 7).

Согласно статье 9, «наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда».

По Конституции предусматривалось и право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности граждан — охраняются законом (Ст. 10)..

Конституционно вводился принцип плановой экономики: в соответствие со статьей 11 «хозяйственная жизнь СССР определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости СССР и усиления его обороноспособности».

«Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест». В СССР осуществляется принцип социализма: «от каждого по его способности, каждому — по его труду» (Ст. 12).

3) Конституция СССР закрепила его государственное устройство как

Союзного государства, образованного на основе добровольного объединения равноправных советских республик (Ст. 13). Закрепляя по форме федеративное государство, Конституция отразила линию на сверхцентрализацию во всех областях, концентрируя функции государственного руководства на уровне СССР.

4) Конституция СССР установила всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании, отменила ограничения по участию в выборах отдельных категорий лиц по классовому или социальному признакам, отказалась от непрямых выборов в Советы и заменила их прямыми.

5) Была установлена новая система органов государственной власти.

«Высшим органом государственной власти СССР является Верховный Совет СССР (Ст. 30). Верховный Совет СССР состоит из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза избирается гражданами СССР по избирательным округам по норме: один депутат на 300 тысяч населения. Верховный Совет СССР избирается сроком на четыре года. Совет Союза избирает Председателя Совета Союза и четырех его заместителей. Совет Национальностей избирает Председателя Совета Национальностей и четырех его заместителей.

Президиум Верховного Совета СССР подотчетен Верховному Совету СССР во всей своей деятельности.

Совет Союза и Совет Национальностей избирают мандатные комиссии, которые проверяют полномочия депутатов каждой палаты.

По представлению мандатных комиссий палаты решают либо признать полномочия, либо кассировать выборы отдельных депутатов» [17] .

6) Конституция 1936 г. закрепила более широкий перечень социальных, экономических, политических и личных прав граждан. В Конституции появилась специальная глава X «Основные права и обязанности граждан». В ней провозглашались такие права граждан, как право на труд, отдых, материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, право на образование.

7) В Конституции 1936г. был сделан первый шаг к оформлению однопартийной системы в стране. В ст. 126, говорившей о праве на объединение в общественные организации, предусматривалось: «наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных». Таким образом, отражалось фактическое положение, и провозглашалось официальное право ВКП (б) направлять – в качестве «руководящего ядра» - деятельность государственных органов и общественных объединений.


Наши рекомендации