Кодекс законов о труде РСФСР

9 ноября 1922 г. ВЦИК принял новый Кодекс законов о труде РСФСР, который воспроизводил значительную часть демократических, прогрессивных норм КЗоТ 1918 г., дополнял и конкретизировал их применительно к новым экономическим и социальным условиям. КЗоТ состоял из общей части и 16 разделов, регулирующих весь комплекс отношений, связанных с реализацией трудовых прав граждан РСФСР: 1) о порядке найма и предоставления рабочей силы; 2) о порядке привлечения к трудовой повинности; 3) о коллективных договорах; 4) о трудовом договоре; 5) о правилах внутреннего трудового распорядка; 6) о нормах выработки; 7) вознаграждение за труд; 8) гарантии и компенсации; 9) рабочее время; 10) время отдыха; 11) об ученичестве; 12) труд женщин и несовершеннолетних; 13) охрана труда; 14) о профессиональных союзах рабочих и служащих и их органах в предприятиях, учреждениях и хозяйствах; 15) об органах по разрешению конфликтов по рассмотрению дел по нарушению законов о труде; 16) о социальном страховании.

В основу трудовых отношений был положен сводный наем рабочей силы. Трудовая повинность допускалась лишь в исключительных случаях для борьбы со стихийными бедствиями либо для выполнения важнейших государственных заданий по специальному постановлению СНК. Условия найма на отдельных предприятиях устанавливались коллективным договором, заключенным между профсоюзом и нанимателем – органом управления предприятием, организацией, учреждением.

КЗоТ разрешал расторгать трудовой договор как по инициативе работника, так и нанимателя. Закон устанавливал исчерпывающий перечень оснований увольнения работников по инициативе нанимателя. Признавались недействительными условия договоров, ухудшающие положения нанимающихся сравнительно с условиями, установленными законами о труде, а также условия, «клонящие к ограничению политических и общегражданских прав трудящихся».

Продолжительность рабочего времени вновь устанавливалась в 8 часов. Для лиц в возрасте от 16 до 18 лет, лиц, занятых на подземных работах, а также умственным и конторским трудом, устанавливался шестичасовой рабочий день. При работе в ночное время продолжительность рабочего времени сокращалась на один час. Сверхурочные работы допускались лишь в особых случаях и подлежали дополнительному вознаграждению.

Новый закон гарантировал каждому гражданину продолжительность отпуска не менее двух недель, тогда как старый предоставлял работникам право на месячный ежегодный отпуск. Устанавливалось семь праздничных дней в году.

КЗоТ обстоятельно регламентировал взаимоотношения между предприятиями, организациями, учреждениями и профсоюзными организациями, наделяя последние широкими правами в области защиты интересов и трудовых отношений рабочих и служащих. В частности, профсоюзы наделялись правом наблюдать за точным исполнением администрацией предприятий норм по охране труда, социальному страхованию, выплате заработной платы, правил санитарии и гигиены, а также содействовать государственным органам охраны труда.

Судебная реформа 1922 г.

В 1922 г. создается специальный орган надзора за законностью – советская прокуратура сначала в РСФСР, а затем в Белоруссии, на Украине, в Закавказье. Ранее функции прокуратуры в той или иной мере выполняли различные органы, главным образом наркоматы юстиции. республик.

На прокуратуру возлагались следующие функции: надзор аза законностью действий центральных и местных органов власти и управления, возбуждение уголовных дел против должностных и частных лиц, надзор за производством дознания и предварительного следствия, поддержание обвинения в суде, опротестование приговоров и определений судов в кассационном и надзорной порядке, надзор за местами заключения.

Наряду с прокуратурой возникла адвокатура. По Положению об адвокатуре, принятому в мае 1922 г. при губернских отделах юстиции предусматривалась организация коллегий защитников, на которые возлагалось обеспечение защиты обвиняемых по уголовным делам, представительство сторон в гражданском процессе, оказание помощи населению – дача консультаций по юридическим вопросам.

Большие изменения были внесены в судебную систему. Проводилась реорганизация всех видов судов и местных органов судебного управления. Вместо общих судов и трибуналов, которые существовали в РСФСР, создавалась стройная, единая система из трех звеньев: народный суд, губернский суд, Верховный Суд республики. Эта конструкция строго соответствовала существовавшему административно-территориальному делению страны.

Основным звеном в судебной системе являлся народный суд, учреждавшийся в уездах. Здесь рассматривалась основная масса уголовных и гражданских дел. Народный суд разбирал дела в составе одного судьи или судьи с двумя заседателями.

Губернский суд имел компетенцию двоякого рода: он являлся первой инстанцией по некоторым важнейшим делам, в частности, по тем, которые раньше разбирались в трибуналах, и выступал как кассационная инстанция для народных судов. Губернский суд выполнял и функции по руководству народными судами. На него, таким образом, легли теперь и обязанности органа судебного управления, которые ранее осуществлялись губернскими отделами юстиции.

Верховный Суд РСФСР имел еще более сложную компетенцию. Он выступал в качестве первой инстанции для губернских судов. Кроме того, Верховный Суд осуществлял судебный контроль над всеми судами республики.

Он мог в порядке надзора рассматривать дела, решенные любым другим судом РСФСР. Наконец, Верховный Суд давал разъяснения нижестоящим судам по вопросам судебной практики.

Основные принципы и положения, на основе которых была реформирован судебная система РСФСР, были восприняты и законодательством о судоустройстве других союзных республик.

Образование СССР.

Причины создания СССР:

1) внутренние экономические факторы: разделение труда между отдельными экономическими районами страны, единство железнодорожной и водной сети, скудность материальных и финансовых ресурсов республик, вызвавшая необходимость объединения;

2) внешние факторы: угроза новой военной интервенции, экономическая изоляция Советской страны, попытки дипломатического нажима империалистов на советские республики;

3) необходимость укрепления дружбы народов, устранения остатков шовинизма и национализма.

В ходе гражданской войны сложились две формы национальной государственности: 1- федерация, основанная на автономии 2- федерация, основанная на конфедерации.

Объединение начало происходить вначале на военной основе. В зародыше это была форма конфедерации. Решающим политическим условием объединения было единство политического строя республик. В результате революции во всех республиках была установлена диктатура пролетариата. Переход к нэпу усилил объективную потребность к объединению республик. И.В. Сталин в это время был наркомом по делам национальностей, и он был сторонником объединения на основе автономии, так как при этом была возможность полного контроля над всей территорией. Но его план был подвергнут резкой критике на X съезде партии.

В образовании СССР большую роль сыграл ЗСФСР. Очень важно было хозяйственное объединение трех закавказских республик. Но началась политика формированного сближения, объединения национальностей. ЗСФСР был создан в июле 1922 г. как конфедерация.

Инициатива изменения форм государственного единства советской страны пошла не снизу, а в определенной степени сверху. Начали движение не массы, а чиновники, притом не в сторону централизации, а в сторону ограждения прав республиканских органов управления. Вся подготовка образования СССР проходила на партийном уровне. В декабре 1922 г. состоялись съезды Советов Закавказья, Украины, Белоруссии с постановлениями о необходимости создания СССР.

30 декабря 1922 г. состоялся I съезд Советов Союза ССР, на котором были приняты два документа Декларация и Договор об образовании СССР. В Декларации указывались причины и принципы объединения. В Договоре определялись взаимоотношения между республиками, образующими союзное государство. Формально оно

учреждалось как федерация суверенных советских республик с сохранением права свободного выхода и открытым доступом в нее.

Однако механизм «свободного выхода» не предусматривался. В компетенцию Союза передавались вопросы внешней политики, внешней торговли, финансов, обороны, путей сообщения, связи. Остальное считалось в ведении союзных республик. Высшим органом станы объявлялся Всесоюзный съезд Советов, в перерывах между его созывами – ЦИК СССР, состоящий из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей.

Конституция СССР 1924 г.

II съезд Советов ССР 31 января 1924 г. принял Основной закон (Конституцию) СССР. XII Всероссийский съезд Советов 11 мая 1925 г. утвердил изменённый текст Конституции РСФСР.

Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. Созданный Союз признавался добровольным объединением равноправных народов, обеспечивающим каждой республике право свободного выхода из Союза.

Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР), Украинская Социалистическая Советская Республика (УССР), Белорусская Социалистическая Советская Республика (БССР) и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР: Советская Социалистическая Республика Азербайджан, Советская Социалистическая Республика Грузия и Советская Социалистическая Республика Армения) объединялись в одно союзное государство — Союз Советских Социалистических Республик.

Договор состоял из 11 глав: 1) О предметах ведения верховных органов власти СССР, 2) О суверенных правах союзных республики о союзном гражданстве, 3) О съезде Советов СССР,4) О Центральном Исполнительном Комитете СССР, 5) О Президиуме ЦИК СССР, 6) О Совете Народных Комиссаров СССР, 7) О Верховном Суде СССР, 8) О народных комиссарах СССР, 9) Об Объединенном государственном политическом управлении, 10) О союзных республиках, 11) О гербе, флаге и столице СССР.

Для непосредственного руководства отдельными отраслями государственного управления, входящими в круг ведения Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик, образовывались 10 народных комиссариатов.

«Народные комиссариаты Союза Советских Социалистических Республик делятся на: а) общесоюзные народные комиссариаты — единые для всего Союза Советских Социалистических Республик; б) объединенные народные комиссариаты Союза Советских Социалистических Республик.

Общесоюзными народными комиссариатами Союза Советских

Социалистических Республик являлись народные комиссариаты:

по иностранным делам;

по военным и морским делам;

внешней торговли;

путей сообщения;

почт и телеграфов.

Объединенными народными комиссариатами Союза Советских Социалистических Республик являются народные комиссариаты:

Высший Совет Народного Хозяйства;

продовольствия;

труда;

финансов и

рабоче-крестьянской инспекции» [17].


Наши рекомендации