Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения
дисциплины «Основы логистики»
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:
- умение проводить технико-экономический анализ, комплексно обосновывать принимаемые и реализуемые решения, изыскивать возможности сокращения цикла выполнения работ, содействовать подготовке процесса их выполнения, обеспечению необходимыми техническими данными, материалами, оборудованием (ПК-4);
- владеет основами методики разработки проектов и программ для отрасли, проведения необходимых мероприятий, связанных с безопасной и эффективной эксплуатацией транспортных и транспортно-технологических машин различного назначения, их агрегатов, систем и элементов, а также выполнения работ по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов (ПК-5);
- владеет умением изучать и анализировать необходимую информацию, технические данные, показатели и результаты работы по совершенствованию технологических процессов эксплуатации, ремонта и сервисного обслуживания транспортных и транспортно-технологических машин различного назначения, их агрегатов, систем и элементов, проводить необходимые расчеты, используя современные технические средства (ПК-21).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
1. Знать:
· цели и ключевые задачи логистики;
· основные логистические производственные системы;
· цели и задачи логистики снабжения;
· цели и задачи логистики распределения;
· цели и задачи транспортной логистики;
· цели и задачи логистики запасов
· основные функции информационной логистики
· цели и задачи складской логистики
2. Уметь:
· осуществлять поиск оптимальных решений в целом по всему процессу движения материального потока в сфере обращения и производства по критериям минимума суммарных затрат на транспортировку, снабжение, производство, сбыт.
· осуществлять выбор оптимальных систем управления запасами;
· рассчитывать показатели эффективного функционирования логистических микросистем .
3. Владеть:
· методологическими и методическими навыками построения логистических каналов и систем;
· навыками организации товаропроводящих цепей.
· экономико-математическими методами для решения задач построения транспортно-логистических систем.
4. Содержание и структура дисциплины
4.1. Содержание разделов дисциплины
Современная логистическая система рыночного товародвижения
1.1 Логистические товаропроводящие системы. Интеграция логистики в сфере обращения. Логистика как общефирменная рыночная стратегия.
1.2 Концепции системного подхода: критерий минимума общих издержек товародвижения и производства. Концепция финансовых обменов. Инфраструктурные элементы логистики товародвижения
Взаимосвязь логистической инфраструктуры товарного рынка и рынка транспортных услуг.
Логистические подходы в деятельности автомобильного транспорта. Услуги транспорта. Оценка качества предоставляемых услуг. Транспортное обслуживание и его качество. Выявление рационального уровня обслуживания.
Единый технологический процесс и методы решения транспортно-производственных задач
Понятийный аппарат логистики
3.1 Понятие логистики. Основные этапы развития логистики. Краткий исторический очерк и происхождение термина. Исторические предпосылки и этапы развития логистики. Период фрагментаризации, период становления (концептуализации) логистики, концепция бизнес-логистики как интегральный инструмент менеджмента, концепция всеобщего управления качеством
3.2 Основные понятия и определения. Определение логистики, логистическая операция, логистическая функция, логистическая система, логистичекая цепь, звено логистической системы. Логистические цепи, ориентированные на потоки, логистический канал. Роль логистики в развитии российских реформ.
Методология логистики
6.1 Парадигмы логистики.
Парадигмы логистики: аналитическая технологическая (инфорационная), маркетинговая, интегральная. Сущность интегральной парадигмы в рассмотрении логистики как инструмента менеджмента для достижения целей бизнеса
6.2 Методология и научная база логистики.
Методология логистики – системный анализ, кибернетический подход, исследование операций, экономикоматематическое моделирование. Принципы методологии. Продуктовые характеристики и логистический цикл товара. Влияние продуктовых характеристик на логистические издержки.
Управление закупками
9.1 Задачи и функции закупочной логистики. Процесс приобретения материалов и его основные стадии.
Понятие закупочной логистики. Функции закупочной логистики. Возрастание роли закупочной логистики в современных условиях. Стадии процесса приобретения материалов: составление заявок, анализ заявок, выбор поставщиков, размещение заказов. Контроль за выполнением заказов.
9.2Методы расчета поставок.
Виды потребности в материалах: первичная, вторичная, третичная. Брутто- и нетто-потребности. Методы определения потребностей. Методы материального обеспечения производства. Методы расчета поставок. Определение экономичного размера заказа
Логистика складирования
12.1 Фунции и задачи складского хозяйства в логистической системе.
Понятие склада. Классификация складов в логистике. Логистические операции на складе. Характеристика складских операций. Организация работы складов предприятий. Выбор формы складирования. Определение количества складов и размещения складской сети. Расчет складских площадей. Показатели интенсивности работы складов. Показатели эффективности использования площади склада. Показатели механизации складских работ
12.2 Управление запасами.
Расходы в системе управления запасами. Нормы складских расходов. Виды материальных запасов. Пичины создания материальных запасов. Системы регулирования запасов: система с фиксированным размером заказа, система с фиксированной периодичностью заказа, система «максимум-минимум». Стратегии управления запасами. АВС-метод санации товаров. XYZ- анализ
Темы, выносимые на лекции
На заочной форме обучения предусмотрено чтение одной обзорной лекции.
Лабораторные работы
Учебным планом не предусмотрено
ЗАДАНИЕ НА РАБОТУ.
Задача №1. По результатам анализа рынка транспортных услуг службой логистики фирмы «Атлант» были отобраны два перевозчика, отвечающие всем предъявляемым требованиям по транспортировке продукции фирмы. Часть критериев, по которым проводилась оценка, - качественные, другая часть - количественные. С помощью интегральной оценки определить наиболее приемлемого перевозчика. Данные о перевозчиках представлены в табл. 1.5 и 1.6. Вариант исходных данных выбирается из табл. 1.6 по номеру варианта (№ варианта дает преподаватель).
Таблица 1.5
N9 п/п | Критерий (показатель) | Ранг | Перевозчик | |||||||||||||||
А | В | С | В | Е | F | |||||||||||||
Надежность времени доставки (транзита)* | 0,87 | 0,86 | 0,91 | 0,93 | 0,88 | 0,83 | ||||||||||||
Тарифы (затраты) транспортировки «от двери до двери», у.д.е./км . | 0,84 | 0,75 | 0,83 | .0,79 | 0,81 | 0,85 | ||||||||||||
Общее время транзита «от двери до двери»**, % | ||||||||||||||||||
Готовность перевозчика к переговорам об изменении тарифа | Хорошо | Очень хорошо | Удовлетворитель-но | Отлиич-но | Хорошо | Удовлетворитель-но | ||||||||||||
Финансовая стабильность перевозчика*** | ||||||||||||||||||
Наличие дополнительного оборудования (по грузопереработке) | Удовлетворитель-но | Удовлетворитель-но | Хорошо | Хорошо | Удовлетворитель-но | Удовлетворитель-но | ||||||||||||
Частота сервиса | Удовлетворитель-но | Хорошо | Отлично | Очень хорошо | Удовлетворитель-но | Хорошо | ||||||||||||
Наличие дополнительных услуг по комплектации и доставке груза | Хорошо | Очень хорошо | Удовлетворитель-но | Удовлетворитель-но | Хорошо | Хорошо | ||||||||||||
Потери и хищения груза (сохранность груза)**** | 0,05 | 0,07 | 0,11 | 0,8 | 0,06 | 0,05 | ||||||||||||
10. | Экспедирование отправок | Очень хорошо | Хорошо | Хорошо | Удовлетворитель-но | Удовлетворитель-но | Хорошо | |||||||||||
Квалификация персонала | Хорошо | Очень хорошо | Отлично | Хорошо | Очень хорошо | Отлично | ||||||||||||
Отслеживание отправок | Удовлетворитель-но | Хорошо | Очень хорошо | Удовлетворитель-но | Хорошо | Очень хорошо | ||||||||||||
Готовность перевозчика к. переговорам об изменении сервиса | Удовлетворитель-но тельно | Очень хорошо | Хорошо | Отлично | Хорошо | Очень хорошо | ||||||||||||
Гибкость схем маршрутизации перевозок | Хорошо | Удовлетворитель-но | Очень хорошо | Хорошо | Хорошо | Удовлетворитель-но | ||||||||||||
Процедура заявки (заказа транспорти-ровки)***** | ||||||||||||||||||
Сервис на линии | Удовлетворитель-но | Хорошо | Хорошо | Очень хорошо | Удовлетворитель-но | Хорошо | ||||||||||||
Качество организации продаж транспортных услуг****** | 0,032 | 0,056 | 0,042 | 0,036 | 0,021 | 0,015 | ||||||||||||
Специальное оборудование | Хорошо | Удовлетворитель-но | Очень хорошо | Удовлетворитель-но | Хорошо | Хорошо | ||||||||||||
*Вероятность доставки «точно вовремя». ** Возможные отклонения от плановой продолжительности перевозки, %. *** Оценка по 10- балльной шкале. ****Доля потерь (хищений) от общего объема перевозок. *****Количество дней между заказом и транспортировкой, дн. ****** Доля срывов поставок транспортных средств в объеме заявок. | | ||||||||||||||||||
Таблица 1.6
№ вари-анта | Критерий оценки | Пере-возчик | № вари-анта | Критерий оценки | Пере-возчик |
1,2,3,4,5,6,7,8 | А, В | 2,3,7,9,10,12,14,16 | А, В | ||
3,4,5,6,9,11,15,17 | А, С | 5,8,11,16,17,18 | А, С | ||
2,3,7,9,10,12,14,16 | А, D | 1,7,8,9,11,14,16,17 | А, D | ||
5,8,11,16,17,18 | A, E | 3,4,5,6,9,11,15,17 | A, E | ||
1,2,8,9,11,14,16,17 | A, F | 2,3,7,9,10,12,14,16 | A, F | ||
1,2,3,4,5,6,7,8 | B, C | 5,8,11,16,17,18 | B, C | ||
3,4,5,6,9,11,15,17 | B, D | 1,7,8,9,11,14,16,17 | B, D | ||
2,3,7,9,10,12,14,16 | B, E | 1,2,3,4,5,6,7,8 | B, E | ||
5,8,11,16,17,18 | B, F | 2,4,5,6,9,10,15,17 | B, F | ||
1,7,10,9,11,14,16,17 | C, D | 3,4,5,6,9,11,15,17 | C, D | ||
1,2,3,4,5,6,7,8 | C, E | 2,3,7,9,10,12,14,16 | C, E | ||
3,4,5,6,9,10,15,17 | C, F | 5,8,11,16,17,18 | C, F | ||
2,3,7,9,10,12,14,16 | D, E | 1,7,8,9,11,14,16,17 | D, E | ||
5,8,11,16,17,18 | D, F | 1,2,3,4,5,6,7,8 | D, F | ||
1,7,8,9,11,14,16,17 | E, F | 3,4,5,6,9,11,15,18 | E, F |
Методика и решение
1. Оптимальный размер партии поставки q определяется по критерию минимума затрат на транспортировку продукции и хранение запасов.
Величина суммарных затрат рассчитывается по формуле (2.1):
С=Стр+Схр | (2.1) |
где Стр — затраты на транспортировку за расчетный период (год), руб;
Схр — затраты на хранение запаса за расчетный период (год), руб.
Величина Стр определяется по формуле:
Стр=n·cтр | (2.2) |
где n — количество партий, доставляемых за расчетный период,
. | (2.3) |
стр — тариф на перевозку одной партии, руб/партия.
Затраты на хранение определяются по формуле (2.4):
Схр=qcp·cхр | (2.4) |
где qcp — средняя величина запаса (в тоннах), которая определяется из предположения, что новая партия завозится после того, как предыдущая полностью израсходована. В этом случае средняя величина рассчитывается по следующей формуле:
qcp=q/2 | (2.5) |
Подставив выражения Стр и Стр в формулу (2.1), получим:
(2.6) |
Функция общих затрат С имеет минимум в точке, где ее первая производная по q равна нулю, т.е.
(2.7) |
Решив уравнение (2.7) относительно q получим оптимальный размер партии поставки:
(2.8) |
Подставив заданные значения, получим:
т |
При этом общие затраты составят:
руб |
Решение данной задачи графическим способом заключается в построении графиков зависимости Стр(q), Схр(q) и С(q) ,предварительно выполнив необходимые расчеты по определению Стр, Схр и С.
Определим значения Стр, Схр и С при изменении q в пределах от 50 до 350 с шагом 50. Результаты расчетов занесем в табл.2.1.
Таблица 2.1
Значения Стр, Схр и С
Размер партии, q Затраты, руб | |||||||
Стр | |||||||
Схр | |||||||
С |
По данным табл.2.1 построены графики зависимости затрат на транспортировку, хранение и суммарных от размера партии (рис.2.1).
Зависимость затрат от размера партии
|
|
|
|
|
Рис.2.1
Анализ графиков на рис.2.1 показывает, что затраты на транспортировку уменьшаются с увеличением размера партии, что связано с уменьшением количества рейсов. Затраты, связанные с хранением, возрастают прямо пропорционально размеру партии.
График суммарных затрат имеет минимум при значении q приблизительно равном 200 т, которое и является оптимальным значением размера партии поставки. Соответствующие минимальные суммарные затраты составляют 400 руб.
2. В условиях дефицита значение q*, рассчитанное по формуле (2.8) корректируется на коэффициент k, учитывающий расходы, связанные с дефицитом.
(2.9) |
Коэффициент k рассчитывают по формуле (3.10):
(2.10) |
; т |
Подставив значения, получим:
Из этого следует, что в условиях возможного дефицита размер оптимального значения партии при заданных данных необходимо увеличить на 29%.
Варианты исходных данных для решения индивидуальных заданий приведены в таблице 2.2
Таблица 2.2
Удельные затраты на перевозку, хранение и связанные с дефицитом
затраты, руб Варианты | На перевозку одной партии, cтр | На хранение единицы продукции, схр | Связанные с дефицитом, сдеф |
Тема 3: Выбор складов («свой склад» или "наемный»)
Цель задания– изучение методики расчета минимально допустимого грузооборота склада.
Одно из важных решений, которое должна принять фирма в сфере складского хозяйства, — это выбор организационной формы управления складом. Фирма должна выбрать: иметь собственный склад или воспользоваться услугами склада общего пользования, арендовав в нем требуемые площади (объемы).
Выбор между организацией собственного склада и использованием для размещения запаса склада общего пользования относится к классу решений «сделать или купить».
Процесс принятия такого решения включает в себя следующие этапы.
Этап 1. В системе координат (рис. 3.1) строится график функции F1(Q), характеризующий зависимость затрат по хранению товаров на наемном складе от объема грузооборота:
F1(Q) = Cсут*Дк*З*Q / (Др*q)
ГдеСсут - суточная стоимость использования 1 м2 грузовой площади наемного склада, руб.;
3 - размер запаса, дней оборота;
Q - годовой грузооборот, т/год;
Дк - число дней хранения запасов на наемном складе за год (календарных);
Др- число рабочих дней в году;
q - удельная нагрузка на 1 м2 площади при хранении на наемном складе, т/м2 (Приложение 5, табл. П. 1 из задания №2).
График функции F1(Q)строится из предположения, что она носит линейный характер.
Этап 2. Строится график функции F2(Q), показывающий зависимость суммарных затрат на хранение товаров на собственном складе:
F2(Q) = Fпер(Q) + Fпост(Q)
где Fпер(Q) - зависимость затрат на грузопереработку на собственном складе от объема грузооборота;
Fпост(Q) - зависимость условно-постоянные затрат собственного склада от объема грузооборота.
Функция Fпер(Q)принимается линейной и определяется с учетом расценок за выполнение логистических операций:
Fпер(Q) = Q*d*Др
где d - суточная стоимость обработки 1 т грузопотока на складе, руб./т.
График функции Fпост(Q) параллелен оси абсцисс, так как постоянные затраты Спостне зависят от грузооборота.
Сюда относятся: амортизация техники (Cаморт), оплата электроэнергии (Сэл), заработная плата управленческого персонала и специалистов (Сзп):
Спост = Саморт + Сэл + Сзп
Рис. 3.1 Выбор решения о пользовании услугами наемного склада
Этап 3. На пересечений графиков функций F1(Q) и F2(Q), находят абсциссу точки Qбез, в которой затраты на хранение запаса на собственном складе равны расходам за пользование услугами наемного склада. ЭЭта точка называется «грузообобротом безразличия.
Также точку «грузооборота безразличия» в натуральном измерении можно найти по формуле
Qбез = Q* Fпост(Q)/ (F1(Q) - F2(Q))
Этап 4. При грузообороте большем, чем Qбез,рассчитывается cpок окупаемости капитальных вложений в организацию собственного склада:
tокуп = КВ / (F1(Q) - F2(Q))
где KB — капитальные вложения, необходимые для организаций собственного склада, руб.
Решение о строительстве собственного склада принимается в; случае, если расчетное значение срока окупаемости удовлетворяет инвестора.
Задание. Определить возможность организации собственного склада для торговой фирмы, если результаты анализа рынка складских услуг и прогнозируемый грузооборот склада, а также капитальные вложения в организацию собственного склада представлены в табл. 3.2. При расчете число рабочих дней взять равным 254, год не високосный.
Таблица 3.1
Исходные данные к заданию
Номер варианта | Ссут. у.д.е. | Q тыс. т | З, дн. | q, т/м2 | d, у.д.е./т | Спост тыс. у.д.е. | KB, тыс. у.д.е. |
5,3 | 0,50 | 1,2 | |||||
0,45 | 1,3 | ||||||
6,4 | 0,б8 | 1,5 | |||||
7,1 | 0,57 | 1,6 | |||||
7,8 | 0,63 | 1,8 | |||||
8,5 | 0,40 | 1,9 | |||||
9,4 | 0,50 | 2,1 | |||||
8,9 | 0,60 | 2,0 | |||||
8,5 | 0,56 | 1.? | |||||
8,1 | 0,55 | 1,8 | |||||
7,6 | 0,63 | 1,7 | |||||
7,3 | 0,55 | 1,6 | |||||
6,9 | 0,63 | 1,6 | |||||
6,6 | .0,53 | 1,5 | |||||
6,2 | 0,55 | 1,4 | |||||
6,6 | 0,45 | 1,5 | |||||
7,1 | 0,52 | 1,6 | |||||
7,5 | 0,48 | 1,7 | |||||
8,0 | 0,45 | 1,8 | |||||
8,6 | 0,62 | 1,9 | |||||
9,1 | 0,70 | 2,1 | |||||
9,7 | 0,65 | 2,2 | 1562 V, | ||||
10,4 | 0,60 | 2,4 | |||||
11,1 | 0,70 | 2,5 | |||||
10,5 | 0,65 | 2,4 | |||||
10,0 | 0,60 | 2,3 | |||||
9,5 | 0,55 | 2,1 | |||||
9,0 | 0,45 | 2,0 | |||||
8,6 | 0,50 | 1,9 | |||||
8,1 | 0,45 | 1,8 |
Тема 4. Модели управления запасами.
Задание на работу.
Рассчитать параметры системы управления запасами в задачах № 4.1 и 4.2, построить графики движения запасов в системе с фиксированным интервалом времени и с фиксированным уровнем заказа.
Задача 4.1.
Oт распределительного склада до станции технического обслуживания запасные части доставляются в среднем за время t.Возможна задержка в поставках tзад. Затраты на поставку одной запасной части составляют С0. Потребность станции технического обслуживания в запасных частях данной номенклатурной группы равна Q. Затраты на хранение одной запасной части составляют i. Рассчитать параметры системы управления запасами с фиксированным размером заказа и построить график движения запасов. Исходные данные по вариантам приведены в табл. 4.3
Таблица 4.3
Вариант | t, дн. | tзад,дн. | Со, руб. | Q, ед. | i, руб. |
Задача 4.2.
Потребность магазина в заказываемом продукте составляет Q. Затраты на поставку единицы заказываемого продукта - С0. Затраты на хранение единицы заказываемого продукта — i. Bремя поставки - t. Возможная задержка поставки - tзад. Магазин работает 360 дней в году. Заказы делаются в строго определенные сроки. Рассчитать параметры системы управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами по данным табл. 4.4 и построить график движения запаса.
Таблица 4.4
Вариант | t, дн. | tзад,дн. | Со, руб. | Q, ед. | i, руб. |
Интернет-ресурсы
1. http://www.LogLink.ru – информационный портал по логистике
2. http://www.ropnet.ru/logistika/ - сайт журнала «Логистика»
3. http://www.logistika.org/ - авторский сайт в сфере транспортно-складской логистики
4. http://www.adviss.ru/ - сайт по логистике
5. http://tdlogistic.ru/ - информационный сайт по логистике
6. http://cargowork.ru/ сайт по транспортной логистике
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения
дисциплины «Основы логистики»
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:
- умение проводить технико-экономический анализ, комплексно обосновывать принимаемые и реализуемые решения, изыскивать возможности сокращения цикла выполнения работ, содействовать подготовке процесса их выполнения, обеспечению необходимыми техническими данными, материалами, оборудованием (ПК-4);
- владеет основами методики разработки проектов и программ для отрасли, проведения необходимых мероприятий, связанных с безопасной и эффективной эксплуатацией транспортных и транспортно-технологических машин различного назначения, их агрегатов, систем и элементов, а также выполнения работ по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов (ПК-5);
- владеет умением изучать и анализировать необходимую информацию, технические данные, показатели и результаты работы по совершенствованию технологических процессов эксплуатации, ремонта и сервисного обслуживания транспортных и транспортно-технологических машин различного назначения, их агрегатов, систем и элементов, проводить необходимые расчеты, используя современные технические средства (ПК-21).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
1. Знать:
· цели и ключевые задачи логистики;
· основные логистические производственные системы;
· цели и задачи логистики снабжения;
· цели и задачи логистики распределения;
· цели и задачи транспортной логистики;
· цели и задачи логистики запасов
· основные функции информационной логистики
· цели и задачи складской логистики
2. Уметь:
· осуществлять поиск оптимальных решений в целом по всему процессу движения материального потока в сфере обращения и производства по критериям минимума суммарных затрат на транспортировку, снабжение, производство, сбыт.
· осуществлять выбор оптимальных систем управления запасами;
· рассчитывать показатели эффективного функционирования логистических микросистем .
3. Владеть:
· методологическими и методическими навыками построения логистических каналов и систем;
· навыками организации товаропроводящих цепей.
· экономико-математическими методами для решения задач построения транспортно-логистических систем.
4. Содержание и структура дисциплины
4.1. Содержание разделов дисциплины