Модульно-рейтинговая технология в современном вузе

Технология модульного обучения – способ организации учебного процесса на основе модульного представления учебной информации. Основной целью модульного обучения является такая организация учебного процесса, которая позволяет адаптировать его к индивидуальным возможностям и способностям обучаемых, развивает их познавательную самостоятельность.

Основателем модульного обучения является американский исследователь Дж. Рассел, который в работе «Modular instruction» (1974) определил модуль как учебный пакет, охватывающий контрольную единицу учебного материала и предписанные обучающему действия. В отечественной педагогике большой вклад в разработку методологии модульного обучения внесли П. Юцявичене и ее последователи (А. Алексюк, Р. С. Бекирева, К. Я. Вазина, М. А. Чо­ша­нова и др.). В качестве основных принципов модульного обучения П. А. Юцявичене выделяет следующие:

– принцип модульности (обучение строится по модулям);

– принцип структуризации содержания учебного материала (он должен быть представлен настолько законченным блоком, чтобы имелась возможность конструирования единого содержания обучения, соответствующего комплексной дидактической цели, из отдельных модулей);

– принцип опоры на методы деятельности участников ученого процесса (формирование оперативных и действенных знаний
обучающихся);

– принцип динамичности (свободное изменение содержания модуля);

– принцип гибкости (приспособления содержания и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемых);

– принцип осознанной перспективы (понимание обучающимся целей учения);

– принцип паритетности (субъект-субъектное взаимодействие педагога и обучающихся);

– принцип разносторонности методического консультирования.

Модульная технология обучения в современном вузе включает в себя: определение целей обучения; конструирование учебных модулей; определение технологий формирования компетенций; разработки мониторинга образовательного процесса и сформированности компетенций обучаемых.

Цели обучения в такой системе имеют многоуровневый характер:

1-й уровень – оперативные учебные цели конкретных видов занятий;

2-й уровень – учебные цели предмета;

3-й уровень – общепедагогические цели обучения.

Общепедагогические цели формирования компетентности будущего профессионала отражены в ФГОС ВПО третьего поколения и основываются на общенаучных и общепрофессиональных компетенциях.

Учебные цели формирования компетентности можно выразить исходя из общенаучных компетенций выпускников вузов, которые указаны в ФГОС ВПО по различным направлениям и базируются, в основном, на профессионально-профилированных (практических) компетенциях.

Оперативные учебные цели каждого разработанного модуля определяются спецификой преподаваемой дисциплины.

Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методи­чес­кие модули, содержание и объем которых могут варьироваться в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся. Сочетание модулей должно обеспечивать необходимую степень гибкости и свободы в отборе и комплектации требуемого конкретного учебного материала для обу­чения (и самостоятельного изучения) определенной категории обучающихся и реализации специальных дидактических и профессиональных целей.

Внедрение модульной системы обучения самым непосредственным образом связано с построением новых образовательных стандартов высшего образования на основе введения кредитного и компетентностного подходов к организации учебного процесса и возможно только при условии одновременного их использования, когда освоение определенного модуля приводит к достижению соответствующего набора компетенций и засчитывается обучающемуся в виде определенного количества кредитных единиц. В настоящее время ни в европейской, ни в американской, ни в российской системах образования не существует единого понимания того, что такое образовательный модуль. В то же время специалисты сходятся на том, что в понятие модуля в качестве необходимых компонентов значения входят законченность, самостоятельность и комплексность. Это влечет за собой включение в понимание модуля таких смысловых составляющих, как: объединение содержательных, организационных, методических компонентов; единство теоретических и прикладных аспектов; структурная связанность всего образовательного комплекса; совмещение в одной организационно-методической структуре дидактических целей, логически завершенной единицы учебного материала, методического руководства и системы контроля. Объем предметно-логического содержания, входящего в модуль, остается пока неопределенным: это может быть и раздел дисциплины, и отдельная дисциплина, и комплекс дисциплин одной направленности (фундаментальной, поддерживающей, организационно-коммуникативной, методологической и др.), и единый комплекс, включающий в себя совокупность фундаментальных и прикладных дисциплин и практик, ведущих к достижению определенных профессиональных компетенций.

По определению современных исследователей, под модулем следует понимать автономную организационно-методическую структуру учебной дисциплины, которая объединяет в себе в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала (составленную с учетом внутрипредметных и междисциплинарных связей), методическое руководство, включающее дидактические материалы и систему контроля.

Каждый модуль имеет базовый и вариативный компоненты, разные уровни усвоения, сопровождается комплектом методических материалов. Методическая часть модуля включает в себя совокупность заданий, в которую входят вопросы и задачи для усвоения темы, задания на отработку умений, темы исследований и учебных проектов, ситуации для обсуждения, список рекомендованной литературы.

Модуль представляет собой относительно самостоятельную единицу образовательной программы, направлен на формирование определенной профессиональной группы компетенций. Содержание модуля структурируют на учебные элементы, которым соответствуют дидактические цели, причем каждый учебный элемент должен соотноситься с определенными функциональными элементами профессиональной деятельности. Учебные элементы могут представлять собой теоретические и практические занятия; упражнения и тренинги; ролевые и деловые игры и т. д. Кроме того, учебный элемент может содержать рекомендации о возможности использования в процессе обучения существующих учебных материалов (учебников, справочников, научных изданий и т. п.) с указанием необходимых ссылок на источники в целом или их отдельные фрагменты. Для реализации в учебном процессе обратной связи при разработке учебных материалов необходимо включать в учебный элемент задания текущего контроля с эталонами их выполнения.

Модульное построение курсов предполагает разработку модульных программ обучения, которые существенно отличаются от традиционных учебных рабочих программ.

Преимущества модульного обучения по сравнению с традиционным представлены в таблице 7.

Таблица 7

Наши рекомендации