Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его

Пс. 135:1

Выражение "Бог есть любовь" часто в разных ситуациях толкуют в смысле а) откровения, данного в жизни и учении Христа, о беспредельном бытии Триединого Бога как о жизни, исполненной взаимной любви и почитания (Мф. 3:17; 17:5; Ин. 3:35; 14:31; 16:13-14; 17:1-5, 22-26), в связи с б) осознанием того, что Бог сотворил ангелов и людей с тем, чтобы они славили своего Творца, обмениваясь радостными свидетельствами об этой божественной жизни, согласно своему тварному естеству. Но каким бы истинным ни казалось это заявление Иоанна о том, что Бог есть любовь (1 Ин. 4:8), апостол имеет в виду (как он далее объясняет) то, что Отец в действительности спас нас, некогда грешников, а ныне уверовавших, через Иисуса Христа. "Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога" - мы действительно не любили Его, - "но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши" (ст. 9-10).

Как всегда в Новом Завете, местоимение "нас", обозначающее объекты искупительной любви, относится здесь ко всем тем из "нас, кто уверовал". Ни здесь, ни где-либо в другом месте слово "мы" или "нас" не относится к любому и каждому представителю рода человеческого. Учение об искуплении партикуляристично (Партикуляризм - противоположность учению о том, что спасутся все, в том числе и сатана (апокатастасис). - Примеч. перев.) во всем Новом Завете, и когда говорится, что Бог возлюбил и искупил "мир" (Ин. 3:16-17; 2 Кор. 5:19; 1 Ин. 2:2), то под "миром" понимается все великое множество Божьих избранников, рассеянных по всей земле среди нечестивого человеческого сообщества (ср. Ин. 10:16; 11:52-53), а вовсе не любой и каждый из прошлого, настоящего и будущего времени. Если это не так, значит, надо допустить, что Иоанн и Павел противоречат тому, что сказано ими в других местах.

Эта высшая искупительная любовь - одна из граней того, что Писание называет Божьей благостью (Пс. 99:5; Мк. 10:18), то есть добротой и великодушием, которые распространяются на все Его создания (Пс. 144:9, 15-16) и должны приводить всех грешников к покаянию (Рим. 2:4). Другие проявления этой благости - милость, или сострадание, или жалость, которые Бог выказывает к тем, кто оказался в беде, избавляя их от напастей (Пс. 106, 136), а также долготерпение и снисхождение к упорствующим во грехе (Исх. 34:6; Пс. 77:38; Ин. 3:10-4:11; Рим. 9:22; 2 Пет. 3:9). И все же высшим проявлением Божьей благости является изумительная благодать и несказанная любовь, которые демонстрируют благость Божью посредством спасения грешников, заслуживающих одного лишь осуждения: более того, спасение это осуществляется чудовищной ценой Христовой смерти на Голгофе (Рим. 3:22-24; 5:5-8; 8:32-39; Еф. 2:1-10; 3:14-18; 5:25-27).

Еще одним проявлением Божьей благости является Его верность Своим намерениям, обетованиям и народу. Люди склонны лгать и нарушать свое слово; Бог никогда не поступает таким образом. Даже в самое тяжелое время верующий может сказать: "...милосердие Его не истощилось. ...Велика верность Твоя!" (Плач. 3:22-23; Пс. 35:6; ср. Пс. 88, особенно ст. 2-3, 15, 25, 34, 38, 50). Хотя проявления Божьей верности временами бывают совершенно неожиданными и сбивающими с толку и представляются случайному наблюдателю скорее неверностью, те, кто преодолевают с Богом все превратности судьбы, свидетельствуют о том, что "все сбылось... ни одно слово не осталось неисполнившимся" (Иис. Н. 23:14-15). Верность Бога наряду с другими проявлениями Его милосердной благости, как сказано в Его Слове, это твердое основание, на котором держится наша вера и упование.

МУДРОСТЬ

ЦЕЛЬ И СРЕДСТВА КАК ДВЕ СТОРОНЫ БОЖЬЕЙ ВОЛИ

...Да будет благословенно имя Господа от века и до века! ибо у Него мудрость и сила.

Дан. 2:20

Слово "мудрость" в Писании означает, с одной стороны, свободный выбор лучшей и благороднейшей цели, а с другой - наиболее уместные и эффективные средства ее достижения. Человеческая мудрость представлена в ветхозаветных книгах (в Книге Иова, Псалтире, в книгах Притчей, Екклесиаста и Песни Песней, поучающих, соответственно, переносить страдания, молиться, жить, радоваться и любить) и в Послании Иакова (последовательно призывающем вести христианский образ жизни); итак, проявление человеческой мудрости - это решение выбрать в качестве своей цели обретение "страха" Господня, то есть необходимости благоговейно поклоняться и служить Богу (Прит. 1:7; 9:10; Еккл. 12:13), взращивая рассудительность, силу духа, долготерпение и ревность как средства для достижения этой цели. Премудрость Божья видна в Его делах - творении, попечении и искуплении; слава Божия - вот Его свободно избранная цель (Пс. 45:11; Ис. 42:8; 48:11), которой Он решил достичь прежде всего посредством создания поразительного многообразия вещей и личностей (Пс. 103:24; Прит. 3:19-20), затем нежным попечением обо всех тварях всякого рода (Пс. 144:13-16; Деян. 14:17) и, наконец, искупительным "юродством" "Христа распятого" (1 Кор. 1:18-2:16) и строительством Церкви (Еф. 3:10).

Проявление божественной мудрости подразумевает изъявление Его воли в обоих смыслах, которые содержатся в словосочетании "воля Божья". В первом и главном смысле Божья воля - это решения Бога, или установления, в отношении грядущего, то есть "...Его вечное намерение, соответствующее изволению Его воли, посредством которого Он предопределил все, что происходит, для Своей славы" (Краткий Вестминстерский катехизис, вопрос 7). Именно о воле Божьей в отношении мировых событий и говорится в Еф. 1:11. Во втором и производном смысле воля Божья - это Его повеления, то есть наставления, данные в Писании, о том, как следует и не следует поступать народам: это иногда называют Его предписанной волей (см. Рим. 12:2; Еф. 5:17; Кол. 1:9; 1 Фес. 4:3-6). Некоторые из этих требований воли Божьей порождены святой природой Бога, Которому мы призваны подражать: сюда входят заповеди Декалога и две великие христианские заповеди (Исх. 20:1-17; Мф. 22:37-40; ср. Еф. 4:32-5:2). Другие требования воли Божьей просто выводятся из установлений Божьих: таких, например, как обрезание, ветхозаветные обрядовые законы, наряду с водным крещением и Вечерей Господней, которые соблюдаются в наше время. Однако заповеди того и другого рода одинаково обязательны для нашей совести, и Божий предвечный замысел включает "добрые дела" послушания, которые верующие охотно совершают (Еф. 2:10).

Иногда трудно поверить, что послушание, которое дорого достается нам и ставит нас в невыгодное положение в мире (что часто происходит, когда мы повинуемся Господу), является частью промысла Божьего для прославления Себя в дальнейшем и для нашего блага (Рим. 8:28). Но мы должны славить Бога, веруя, что в один прекрасный день увидим воочию, что все обстоит именно таким образом; ибо мудрость Его совершенна и никогда не прейдет. Открытое предписание Своей воли и контроль над свободной волей человека в ответ на это предписание - одни из средств претворения в жизнь воли Божьей в отношении мировых событий, даже если ответом человека бывает неверие и мятеж. Об этом толкует Павел, когда пишет римлянам, что от падения Израиля пришло спасение язычникам (Рим. 11:11-15, 25-32): осознание этого порождает молитвенный экстаз: "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! ... Ему слава вовеки, аминь" (ст. 33, 36). Да будут эти слова и нашим молением.

ТАЙНА

ВЕЛИЧИЕ ТВОРЦА ПРЕВЫШАЕТ РАЗУМЕНИЕ ТВАРИ

Наши рекомендации