Тема: Протестантская теология: история и основные направления

1.Подход к изучению теологии в раннем протестантизме. Попытки структурировать теологию как систему научно организованного знания в XVI-XVII вв.: систематическая и историческая теология.

2.«Богословская наука» Ф. Шлейермахера и появление идеи «практической теологии». «Спекулятивная теология» и немецкая классическая философия.

3.Э. Трельч об историческом и догматическом методе в богословии.

4.Основные богословские проекты в протестантизме ХХ века: либеральная теология (А. Ричль, А. Гарнак) и диалектическая теология (К. Барт)

5. Основные богословские проекты в протестантизме ХХ века: демифологизация (Р. Бультман), теология культуры (П. Тиллих).

Литература:

Барт К. Очерк догматики. СПб.: Алетейя, 1997.

Барт К. Слово Божие как задача богословия// Сравнительное богословие: немецкий протестантизм ХХ века. Тексты с комментариями. М.: ПСТГУ, 2009 г.

Бультман Р. Новый Завет и мифология. Проблема демифологизации новозаветного провозвестия // Бультман Р. Избранное: вера и понимание. М.: РОССПЭН, 2004.

Лейн Т. Христианские мыслители. СПб.: Мирт, 1997.

Тиллих П. Об идее богословия культуры. Диалектическая теология// Сравнительное богословие: немецкий протестантизм ХХ века. Тексты с комментариями. М.: ПСТГУ, 2009 г.

Тиллих П. Систематическая теология. Тт.1-2, Т.3. М.; СПб.: Университетская книга, 2000.

Трельч Э. Об историческом и догматическом методе в богословии// Сравнительное богословие: немецкий протестантизм ХХ века. Тексты с комментариями. М.: ПСТГУ, 2009 г.

Хегглунд Б. История теологии. М., 2001.

Занятие 5.

Тема: Православное богословие: основные проекты ХХ в. и особенности методологии.

1.«Неопатристический синтез» в православном богословии ХХ века: история, содержание, основные представители и методологические принципы.

2.Софиология прот. С. Булгакова и «спор о Софии» в русском богословии ХХ в.

3.Персонализм и идея личности в православном богословии ХХ века.

4.Литургическое возрождение в Православной Церкви в ХХ веке и его влияние на самосознание православного богословия.

Литература:

Василий (Кривошеин), архиеп. Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы// Василий (Кривошеин), архиеп. Богословские труды (1952-1983). Н.Новг., 1996. http://predanie.ru/lib/book/161920/#toc2

Василий (Кривошеин), архиеп. Православное духовное предание// Василий (Кривошеин), архиеп. Богословские труды (1952-1983). Н.Новг., 1996.

Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. Н.Новг, 1996. (ч.3. Познание Бога и богословие).

Живое предание. Православие в современности. М.: Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа. 1997.

Иларион (Алфеев), иером. Православное богословие на рубеже столетий. М., 1999. (Часть3. Православное богословие на рубеже столетий. Произойдет ли возрождение русской богословской науки?)

Иларион (Троицкий), сщмч. Богословие и свобода Церкви (о задачах освободительной войны в области русского богословия)// Иларион (Троицкий), сщмч. Творения, т.2. М., 2004.

Иоанн (Зизиулас), митр. Бытие как общение. Очерки о личности и Церкви. М.: 2006.

Лосский В.Н. Боговидение. М.: АСТ, 2003.

Малков П.Ю. Сотериологический аспект Православного учения об Имени Божием// http://pstgu.ru/download/1237467249.malkov.pdf

Мейендорф И., прот. Византийское богословие: исторические тенденции и доктринальные темы. Мн.: Лучи Софии, 2001. (Введение. Основные черты и главные источники богословия в Византии).

Мейендорф И., прот. Православное богословие сегодня // Мейендорф И., прот. Живое предание. СПб: РХГИ, 1997.

Михайлов Б.Т. Богословский метод в споре о Софии // Софиология и неопатристический синтез: богословские итоги философского развития: Сборник научных статей / Сост. К.М. Антонов, Н.А. Ваганова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. С. 250–261

Русское богословие в европейском контексте. С.Н. Булгаков и западная религиозно-философская мысль. М.: ББИ., 2006.

Скутерис К.В. О смысле богословия и ответственности православного богослова в наши дни.// Богословский вестник, МДАиС, №5-6, 2005-2006.

Фельми Х. К. Введение в современное православное богословие. М., 1999 (гл.1,2)

Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. (гл. IX. Разрывы и связи).

Флоровский Г.В. 1) Этос Православной Церкви. 2) Св. Григорий Палама и предание Отцов. 3) Авторитет древних Соборов и предание Отцов. // Флоровский Г.В. Избранные богословские статьи. М.: Пробел., 2000.

Хоружий С.С. Богословие соборности и богословие личности: симфония двух путей православного богомудрия// http://synergia-isa.ru/?page_id=4301#H

Хоружий С.С. Что такое православная мысль. // Хоружий С.С. О старом и новом. СПб.: Алетейя, 2000. http://synergia-isa.ru/?page_id=4301#H

Хоружий С.С. Неопатристический синтез и русская философия.// там же.

Чурсанов С.А. Лицом к лицу. Понятие личности в православном богословии ХХ века. М.: ПСТГУ, 2011.

Чурсанов С.А. Понятие лица как основа православной богословской терминологической системы// XV Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Москва, 19–22 января 2005 г. Материалы. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2005. Т. 1. С. 92–103. http://pstgu.ru/download/1236167268.chursanov.pdf

Шмеман А., протопр. Задача православного богословия сегодня. Богословие и богослужение // Шмеман А., протопр. Церковь. Мир. Миссия. Мысли о Православии на Западе. М.: ПСТБИ, 1996.

Яннарас Х. Вера Церкви. М.: Центр по изучению религий. 1992.

Яннарс Х. Избранное: Личность и Эрос. М.: 2005.

Наши рекомендации