Буддийские школы и традиции
Буддизм
Введение
В середине I тыс. до н.э. возникла новая религия, получившая название "буддизм", впоследствии широко распространившаяся как в Индии, так и за ее пределами. Религия эта оказала большое влияние на идеологию, культуру и образ жизни многих народов Азии.
Буддизм - это одна из мирровых религий и первая по времени возникновения. Все другие мировые религии появились гораздо позднее. Так христианство возникло приблизительно через пять сотен лет после буддизма, а ислам — более, чем через тысячу.
Буддизм сегодня – это религия сотен миллионов людей в Юго-Восточной Азии, которая традиционно связана с родиной буддизма, Индией, и на Дальнем Востоке, цивилизация которого формировались под влиянием традиций китайской культуры. Цитаделью же буддизма уже тысячу лет является Тибет. Буддийской философией восхищался Шопенгауэр, а Ницше и Хайдеггер отзывались с большим уважением. Без понимания сущности буддизма невозможно понять и великие культуры Востока — индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, которые насквозь пронизаны духом буддизма.
В 1996 году в мире насчитывалось более 320 млн. буддистов. Впрочем, цифра эта говорит скорее о так называемых "чистых" буддистах, то есть тех, которые не исповедуют и других религий (это в буддизме возможно). Если же учитывать и "чистых" и "нечистых" буддистов, то их более 500 млн. человек. Позднее, в XI-XII вв. буддизм был вытеснен из Индии индуизмом. В настоящее время буддистов здесь менее одного процента от общей численности населения. Затем буддизм переместился в другие страны Азии. В Тибете же в конце XIV - начале XV вв. в результате раскола махаяны возникла еще одна крупная религиозная конфессия, относящаяся к буддизму. Она получила название ламаизм (от тибетского "лама" - "высочайший"). Сами же приверженцы этой конфессии называют её "гелукпа" ("школа добродетели").
Возникновение буддизма. Жизнеописания Будды
Буддизм возник в VI-V вв. до н.э. в Восточной Индии во время правления династии Нандов в результате недовольства широких масс Индии кастовым строем, а также господством и произволом брахманов (жрецов). Основатель религии – Сидхартха Гаутама (624-544гг. до н. э.), индийский царевич, отрекшийся от роскоши царского дворца.
В любой посвященной буддизму книге вы найдете основанный на религиозной традиции рассказ о жизни странствующего проповедника Сиддхартхи, прозванного Шакьямуни и назвавшего себя Буддой (санскр. Buddha), что означает "просветленный высшим знанием", "осененный истиной". Религиозная буддийская литература сообщает, что после бесконечного множества перерождений, накапливая в каждом из них добродетели, Будда явился на землю, для того чтобы выполнить спасательную миссию - указать живым существам избавление от страданий.
Буддизм возник в Индии в VI в. до н.э. Основатель буддизма имел четыре имени. Первое: Гаутама. Второе его имя: Сиддхартха. С санскрита оно переводится как "Выполнивший своё назначение". Третье его имя: Шакьямуни ("Мудрец из племени Шакья"). И четвертое его имя: Будда ("Просветлённый высшим знанием"). Поскольку в дальнейшем в буддизме слово "Будда" стали использовать для обозначения особой группы богов, и поскольку основатель буддизма стал почитаться как первый и высший бог в этой группе, постольку об этом боге можно сказать, что он будда по имени Будда.
Буддийские источники содержат многочисленные разнящиеся между собой жизнеописания Будды, снабженные дополнительными подробностями, которые появлялись постепенно, со временем. Поскольку первая буддийская литература была записана только через три столетия после ухода Будды, у историков возникла трудность при попытке установить точность описания той или иной подробности, обнаруживаемой в этих жизнеописаниях. Однако нельзя пренебрегать достоверностью одних деталей по отношению к другим, только на том основании, что они появились в письменной форме позже. Многие описания могли долгое время передаваться в устной форме, в то время, как другие были записаны.
Более того, традиционные биографии великих буддийских мастеров, включая самого Будду, в основном составлялись для дидактических целей, а не для сохранения исторических фактов. Особенно это касается биографий великих мастеров, которые строились таким образом, чтобы учить и вдохновлять последователей буддийского учения в их следовании духовному пути к достижению освобождения и просветления. Следовательно, чтобы получить максимальную пользу от изучения истории жизни Будды, мы должны понять ее именно в этом контексте и проанализировать те уроки, которые мы можем вынести из нее.
Естественно, как и боги других религий, Будда не мог появиться на земле, подобно обычным людям. Мать Сиддхартхи - жена правителя шакьев Майя (Махамайя, то есть "Великая Майя") - увидела во сне, что к ней в бок вошел белый слон. Через положенное время она родила младенца, покинувшего ее тело также необычным путем - через подмышку. Немедленно изданный им клич услышали все боги Вселенной и возрадовались приходу того, кому удастся пресечь страдания бытия. Мудрец Асита предрек новорожденному свершение великого религиозного подвига. Младенца назвали Сиддхартхой, что значит "выполнивший свое назначение".
Мальчик рос в окружении красивых вещей, и его никогда не выпускали за пределы дворца. Царь, отец Сиддхартхи, стремился держать своего сына в неведении относительно жизненных невзгод, но тот, в конце концов, узнал о существовании болезней, старости, смерти. Сиддхартхе прискучила уединенная жизнь во дворце, и царевич захотел узнать мир за его стенами. Однажды Сиддхартха велел своему вознице вывести его за ограду дворца. Полученные впечатления полностью переменили его.
Живя во дворце, он имел все наслаждения жизни и всячески оберегался от невзгод. И посему для него было весьма неожиданно, выехав в один из дней за пределы дворца, увидеть немочного старика. Он поинтересовался у слуги, кто это, на что слуга объяснил принцу, что такое старость... Таким же потрясением было для него увидеть больного проказой и погребальную процессию. В конце концов, он увидел аскета, и тот же слуга объяснил ему, кто это. И тогда у принца и возникло желание найти путь к избавлению от страданий.
Надежды царя были разбиты в результате четырех знамений, о которых повествует буддийская традиция. Царевич задумался над тем, что же делает человека несчастным, а его жизнь такой тяжелой. И вот в возрасте 29 лет Сиддхартха покинул родной дом, отказался от возможности стать правителем, расстался с женой и сыном, чтобы попытаться найти ответ на мучившие его вопросы.
Нищенствуя, он странствовал и знакомился с аскетами, мудрецами и философами Индии. У бродячего аскета Каламы он учится йоги, у шрамана Рамапутры – технике медитации. Не удовлетворенный тем, чего он узнал и чему научился в своих поисках, он садится под деревом и клянется умереть, но не сойти с места, пока озарение не постигнет его. Так, в состоянии медитации, он проводит семь недель и достигает просветления.
И вот однажды, зайдя в реку, чтобы умыться, он обнаружил, что он довел себя до такого истощения, что ему не хватает сил, чтобы выйти из воды. Он смог лишь ухватиться за ивовую ветвь, чтоб его не снесло течением... и был вынужден воспользоваться помощью местной девушки, пришедшей постирать белье. Так он понял, что чрезмерная аскеза не может быть способом избавления от страданий. Он прекратил аскезу и принял пищу, которую ему поднесла девушка, чем вызвал негодование со стороны своих товарищей-аскетов.
И только отказавшись от аскетических самоистязаний, в результате глубоких размышлений он достиг желаемого: ему открылась истина, и он нашел путь к конечному "спасению" Это случилось на берегу речки Наиранджаны, в местечке Урувилва, в теперешнем Бодх-Гае (штат Бихар) сидя под священным деревом бодхи, Сиддхартха познал "Четыре благородных истины".
Очевидно, Будда был крайне просвещенным человеком для своего времени. Еще до достижения просветления он много путешествовал, изучал философию, а также религиозные методы своего времени (самоистязание, медитация и т.д.). Литература буддизма, в том числе та, которой можно доверять, не боясь быть обманутым тем, что она имеет целью приукрасить Будду в глазах последователей – мирян, или которая относится к буддизму Махаяны (и соответственно, обожествляет Будду), содержит ряд сведений, подтверждающих это, что позволяет предположить, что Будда имел возможность четко и ясно изложить свои взгляды на ряд серьезных философских вопросов, т.е. мог создать именно философское, а не религиозное или этическое учение.
Первая проповедь Будды, в которой он изложил четыре благородные истины пятерым аскетам, состоялась в Антилопьем парке. После этого началось быстрое распространение учение по Индии (в котором Будда принимал достаточно активное участие).
Вот так возникла идея Срединного пути, которая гласила, что как чревоугодие, так и чрезмерная аскеза - это вред. Суть в тонком балансе между противоположностями. (Более наглядно это передается притчей о музыканте, где приводится пример о том, что невозможно играть, когда струны расслаблены – так же трудно, как если бы они были перетянуты. И лишь, когда струна натянута в меру, она издает требуемый звук.)
Сев после этого медитировать, Сиддхартха достиг просветления. С этого момента его стали называть Буддой – или пробудившим свое сознание (это действительно однокоренные слова). Он же, подчеркивая, что он сам не является тем, что видят окружающие, отныне говорил о себе исключительно в третьем лице, именуя себя Татхагатой (дословно: "Так приходящий", или – "Видящий истинную суть вещей").
Суть своего учения Будда раскрыл в первой проповеди, так называемой Бенаресской проповеди, изложенной в "Дхармачакра правартана сутре".
Вся суть буддизма может уложиться в несколько строк, которые содержались в первой проповеди Будды Шакьямуни. Эту проповедь он прочитал пяти своим бывшим ученикам. Это так называемые "Четыре Благородные Истины".
Итак, первая истина (Истина о Страдании) гласит о том, что наша жизнь обусловлена страданиями. Вторая истина (Истина о Причине Страдания) говорит о том, что у этих страданий есть причина, которая кроется в несоответствии наших взглядов реальности, в омраченности нашего сознания такими состояниями как страсть, гнев и невежество. Третья истина (Истина о Пресечении Страдания) говорит, что можно избавиться от страданий, устранив их причину, то есть избавив себя от негативного поведения и причин его возникновения. Четвертая истина (Истина о Пути) гласит, что есть путь, ведущий к избавлению от страданий, это Восьмеричный Благородный Путь.
Как же можно достичь этого уничтожения желания? Этому учит последняя из четырех истин. Она говорит о "восьмеричном пути", ведущем к прекращению страданий: это праведная вера, праведная решимость, праведные слова, праведные дела, праведный образ жизни, праведные стремления, праведные мысли, праведное созерцание. Следуя этим "восьмеричным путем" человек достигает, в конце концов совершенства; он становится архатом (святым) и погружается в нирвану. Нирвана - последнее, идеальное состояние, к которому, по буддийскому учению, должен стремиться мудрец.
Но что же такое нирвана? Хотя это понятие занимает, пожалуй, центральное место во всей буддийской философии, оно не получило в ней точного определения, и в буддийской литературе встречаются разные его понимания. По мнению одних, нирвана - это полное уничтожение бытия. По мнению других нирвана - это прекращение только доступного познанию бытия и переход в некое иное, непознаваемое бытие. Как бы то ни было, нирвана означает прекращение той цепи перерождений, которая, согласно традиционным индийским воззрениям, усвоенным и буддистами, составляет удел всего живущего.
Это вечная цепь перерождений называется у буддистов "сансара". Она неотвратимо влечет всякое живое существо от одного перерождения к другому через сплошной ряд страданий. Смерть не избавляет человека от страданий бытия, ибо за ней следует новое рождение. Вырваться из этого дурного мучительного круга сансары может только тот, кто через долгий ряд перерождений достигнет состояния архата-святого отшельника, познавшего истину. Перерождаясь, живое существо может принимать не только человеческую, но и любую другую форму: оно может возродиться животным, растением, злым духом, божеством. Но высшей формой перерождения является рождение именно человеком, так как только из этого состояния возможен переход в идеальное состояние нирваны. Единственным средством достигнуть состояния архата, а через него нирвану, ранний буддизм считал собственные усилия человека, следование "восьмеричному пути". Никто и ничто не может спасти человека, избавить его от мучительной сансары и привести к нирване, если он не добьется этого сам.
Сорок пять лет Будда проповедовал Дхарму всем, "кто имел уши, чтобы слышать, глаза чтобы видеть и ум, чтобы понимать" — Дхарму, которая является прекрасной в начале, прекрасной в середине и прекрасной в конце. Он учил людей тому, что мы должны сами осуществить Просветление в своей собственной жизни.
Будда говорил, что он не учил ничему, кроме Четырех Благородных Истин. Все его лекции и поучения можно рассматривать лишь, как разъяснения и комментарии к ним. Своими последователями и учениками Будда называл не тех, кто верит в Будду, его учение (Дхарму) и в собрание всех просветленных (Сангху), а тех, кто независимо от того, слышали ли они о Будде и его учении или нет, следуют Четырем Благородным Истинам.
Первые пять человек, обращенные Буддой в новую веру, стали его учениками и образовали ядро буддийской общины. Будда проповедовал религиозные учения, получившие название "учение Будды" ("буддхадаршана", "буддхатама") или просто "дхарма" ("праведный закон").
Верующих называли "бауддхами" - приверженец Будды, а иногда и просто "шакьями". Умер Будда на восьмидесятом году жизни, оставив множество учеников и последователей.
В то время как мы ничего не знаем о наиболее ранних формах Буддизма, существует свидетельство о том, что наиболее ранние последователи верили в то, что был только один Будда и других не ожидается. Однако вскоре появилась и начала утверждаться доктрина о Майтрее, или "Грядущем Будде". Так буддисты верили в то, что второй Будда придет и очистит мир. Также они верили в то, что первый Будда предсказал имя Грядущего Будды – а это значит, что Грядущий Будда уже существует на земле, переходя от одной жизни к другой. То есть некто, живущий на земле, уже Майтрея. Будущим Буддой может быть официант, принесший Вам еду, ребенок, играющий на улице или Вы сами.
Буддийские школы и традиции
Всего в буддизме к настоящему времени более 200 конфессий. В частности, множество конфессий существует в Японии. Некоторые из них насчитывают всего лишь несколько десятков тысяч человек. Так, в конфессии дзи - 85 тысяч, в конфессии кагон - 70 тысяч, в конфессии хоссо - 34 тысячи, в конфеcсии рицу - 12 тысяч последователей. В настоящее время буддисты преобладают среди верующих в 8-ми странах мира. Буддисты хинаяны составляют такое большинство в Кампучии, Таиланде, Мьянме, Лаосе, Шри-Ланке; буддисты махаяны во Вьетнаме; буддисты-ламаисты - в Бутане и Монголии.
Наибольшие сложности в изучении раннего буддизма связаны с двумя обстоятельствами. С одной стороны, Будда не оставил собственноручных записей; большая часть того, что нам известно о раннем буддизме, содержится в источниках, написанных его учениками и систематизированных (объединенных) на первом соборе. В дальнейшем каждая школа давала свои комментарии на них, главным образом с философской точки зрения. Вопрос о том, что же представляло собой учение Будды, а не отдельных школ Хинаяны, во многом не выяснен до настоящего времени.
Другой сложностью в изучении раннего буддизма является тот факт, что у него нет единого канона: все буддисты изучают Абхидхармакошу Васубандхи и Вопросы Милинды Нагасены, но вот тексты Нагарджуны – уже нет. Известно, что многие произведения буддизма приписывались самому Будде, хотя на самом деле содержали философию, во многом не соответствующую (по мнению представителей других школ) первоначальному учению Будды. В частности, этим занимались представители Махаяны, заявив, что главные тексты Большой колесницы были скрыты Буддой, так как содержали слишком глубокие знания для того времени, и были открыты только тогда, когда для этого пришло время.
Буддизм представляет собой совершенно особое явление, о котором до сих пор имеется множество мнений, не соответствующих действительности, что частично объясняется тем, что буддизм как таковой – неоднородное учение (выделяют буддизм Хинаяны и Махаяны (иногда, в рамках последней – Ваджраяны)).