ЛЕКЦИЯ № 3. Эзотерическая концепция происхождения высших знаний

Эзотерическая и экзотерическая составляющие духовных знаний

Каждая из рассмотренных выше основных концепций проис­хождения и сущности религии носит односторонний характер, поскольку в основе каждой из них лежат методологические подхо­ды, базирующиеся на гипертрофии локальных принципов, общая картина при этом неизбежно оказывается искаженной.

В настоящее время все больше ощущается потребность в инте­гральной концепции происхождения и сущности Высших Знаний, которая бы представляла собой органический синтез научных, философских и религиозных подходов. Концепцией, претендую­щей на данную роль, является эзотерическая концепция происхож­дения и сущности религии. Суть ее состоит в следующем.

Система знаний о глубинных основах Бытия включает в себя экзотерическую и эзотерическую составляющие,которые взаимо­связаны между собой как «внешнее» и «внутреннее», «открытое» и «скрытое», «явное» и «тайное».

Эзотерические знания— это знания о фундаментальных законах Мироздания, законах Тонких Миров, внешней формой выражения которых являются законы Плотного Мира, то есть нашей физиче­ской реальности.

Экзотерические знаниясуществуют в виде различных религиозных конфессий. Эти знания предназначены для приобщения подавляю­щего большинства людей к духовному Космосу с целью обеспечения им духовной защиты со стороны соответствующего церковного эгре-гора (духовного покрова) и гарантирования при условии соблюде­ния установленных религиозных ритуалов и правил поведения вос­ходящего посмертия. Постижение соответствующих экзотерических знаний является необходимых подготовительным этапом на пути к постижению эзотерических знаний.

В аспекте духовного совершенствования этим двум видам зна­ний соответствует «извилистая тропа» (экзотерики), и «прямой путь» (эзотерики). Или, говоря библейским языком, «широкие врата»и «узкие врата»вхождения в Царство Божие.

Основные этапы истории эзотеризма

Существуют различные подходы к определению основных эта­пов истории эзотеризма. Некоторые исследователи привязывают эзотерические ученья к эрам, соответствующим знакам Зодиака: доовновские эры, эра Овна, эра Тельца, эра Рыб, вплоть до насту­пающей сейчас эры Водолея. Эти авторы считают, что о доовнов-ских эзотерических знаниях говорить достоверно вряд ли воз­можно.

Начиная с римского императора Константина, эзотерические знания, стали официально запрещенными.

Возрождение эзотерической традиции на Западе после этого «темного века» шло по линии тамплиеры-розенкрейцеры-масо­ны-оккультисты конца XIX — начала XX вв. — современные оккуль­тисты.

На Востоке эзотерическая традиция не прерывалась (за исклю­чением Китая в эпоху империи Цинь).

На основе Восточной традиции с привлечением восстановлен­ного Западного эзотеризма возникли такие синкретические эзоте­рические учения, как теософия Е. Блаватской и выделившаяся из нее антропософия Р. Штейнера, а также Агни-Йога (Живая Этика) Рерихов.

Эзотерические традиции Востока и Запада

Эзотерические знания подразделяются на Западный эзотеризм, основывающийся на учении Гермеса Трисмегиста, картах Таро и каббале, и Восточный эзотеризм, основывающийся на учении Шамбалы, на учениях буддизма, веданты (Индия) и даосизма (Китай). Западный и Восточный эзотеризм подразделяются на ряд направлений и школ.

Западная духовностьоснована на дуализме между Богом-Твор­цом и человеком-творением: человек не может стать Богом, здесь он всего лишь «раб Божий», хотя он и «богоподобен» — создан «по образу и подобию Божьему».

Восточная духовностьне отрицает это различие в отношении «тварного» человека, но исследует «нетварное», истинно бессмерт­ное начало в человеке (Атман), между которым и Богом (Брахман) нет пропасти. Это божественное начало в человеке является самим Богом. Данное тождество подтверждено духовной практикой Вос­тока. Бог познается там не опосредствованно, через религию, а непосредственно, путем мистического прозрения. Можно гово­рить об относительной «безрелигиозности» высшего Востока, поскольку связь с Абсолютом осуществляется там не на религиоз­ном, а на метафизическом уровне.

Высшим духовным идеалом на Востоке является Богореализа-ция, которая означает полное отождествление с Богом. На Западе высший духовный идеал ограничивается «спасением души», что является гораздо более скромной метафизической задачей, чем Богореализация. На Западе человек лишь «богоподобен» и макси­мум, на что он здесь может рассчитывать в метафизическом отно­шении, — это «попасть в Рай». На Востоке человек в последней своей глубине является Богом и здесь его метафизическая цель — самому стать Богом.

Эзотеризм и религия

Эзотеризмявляется сердцевиной любой религии, ее глубинной сутью. Религия —это Вечные Истины, преподнесенные в форме, доступной для восприятия, хотя бы на подсознательном уровне, самым широким слоям населения, с целью обеспечения им духов­ного роста и восходящего посмертия (при условии соблюдения соответствующих ритуалов и религиозных заповедей). Религия предназначена для тех, кто выбирает долгий, «извилистый путь» духовного совершенствования, т. е. «широкие врата» в Царство Божие. Эзотеризм обеспечивает своим Адептам гораздо более труд­ный, но гораздо более быстрый «прямой путь» духовного совершен­ствования — «узкие врата» в Царство Божие. Без эзотеризма рели­гия превращается в пустую скорлупу. Каждая серьезная религия имеет свое эзотерическое зерно. Так, например, в православии — это исихазм, в исламе — суфизм, в иудаизме – каббала и т. д. Что касается каббалы, то ее значение выходит далеко за рамки иудаиз­ма, так как она представляет наряду с картами Таро и ученьем Гер­меса Трисмегиста основу всего Западного оккультизма. Неслучай­но крупнейший западный оккультист Дион Форчун назвала каббалу

в своей самой знаменитой работе «Мистическая каббала» йогой Запада.

Эзотеризм и философия.Философия является рационалистиче­ской формой мировоззрения, и поэтому она не способна прони­кать дальше Мира Плотного. Эзотеризм же с помощью сверхчув­ственных методов познания исследует все Планы Бытия, то есть и Миры Тонкие, а не только Мир Плотный.

Эзотеризм и парапсихология.Парапсихология представляет собой «онаученную», профанированную форму эзотеризма, посредством которой современная наука пытается примирить эзотеризм, построенный в основном на сверхчувственных мето­дах познания, и господствующее ныне сугубо рационалистическое мировоззрение. Парапсихология индифферентна по отношению и религиозному мировоззрению. Поэтому даже в атеистическом бывшем СССР, несмотря на официозный атеизм, оккультизмом в наукообразной форме, в форме парапсихологии, активно зани­мались не только отдельные лица, но и государственные иссле­довательские центры, прежде всего, связанные с различными спецслужбами.

Отметим в этой связи, что, согласно как зарубежным, так и оте­чественным исследованиям, доля лиц, обладающих оккультными способностями, в общей численности населения составляет в сред­нем порядка пяти процентов, то есть в СССР в начале 1990-х гг. численность данной категории лиц составляла более четырнадца­ти млн человек. Однако чтобы оккультные способности проявились в полной мере, их необходимо соответствующим образом развивать.

Научные знания

Научные знания базируются на чувственных восприятиях. Глав­ные критерии научного знания— возможность воспроизвести резуль­таты экспериментов, формирующих эмпирическую основу дан­ной научной дисциплины и возможность объяснить накопленные факты в системе понятий данной науки. Если теория считается истинной, то все факты, которые не вписываются в ее рамки, трак­туются как «антинаучный вымысел». На этом построен весь науч­ный консерватизм. В результате богатейший материал, накоплен­ный эзотерическими науками за тысячелетия их существования, долгое время академической наукой отвергался, поскольку не впи­сывался в рамки официальных научных теорий.

Наши рекомендации