Первобытные религиозные верования. Основные формы первобытной религии
В современной этнографической, исторической, философской и иной литературе часто употребляется термин \"первобытная религия\" Он довольно точно определяет время существования явления, которое мы рассматриваем Но он не совсем т точный в своем буквальном смысле, потому что в первобытном обществе религиозные представления и идеи еще не набрали системного вида, их форма и содержание только становились Это был расплывчатый комплекс разрозненной их взглядов и чувств, но все же проникнутых единственной идеей о наличии сверхъестественного, и дополнялся действиями, направленными на него В первобытном обществе еще не было религии в полном смысле слова как не было \"первобытной\" государства, суда, войска, церкви Поэтому следует помнить об условности термина \"первобытная религия\"; лучше оперировать термином \"первобытные верованияання".
Первобытные верования достаточно полно выражали понимание первобытными людьми окружающего их мира Они выполняли определенные общественные функции: регулировали отношения между людьми в первобытной общине, способствовали органе изации коллективного производственного процесса, регулировали распределение добытого продукта, утверждали первоначальную мораль, удовлетворяли духовные потребности общества Отдельного религиозной общины не существовало, она была тождественна родовой общине Демократический характер рода отражался на демократическом характере религиозного культа, он осуществлялся всеми членами общины совместно духовенства как отдельной социальной группы не было, природный авторитет старейшин включал в себя и авторитет руководителя религиозного культа, если была необходимость в такомкому.
Первобытные религиозные верования и религиозный культ прежде всего начинались на анимистических представлениях о нематериальных, духовные сущности, о душе и духов Эти представления первоначально имели очень конкретный характер Душу отождествляли с дыханием, с кровью, считали, что она находится в сердце, в глазах временем стали считать, что она растворена во всей человеку, она есть, но не содержится нигде, и может существовать без т елая Так образовался первобытного анимизмамізм.
Свои представления о сверхъестественном люди образно преподавали в специальных рассказах - мифах, устно передавались из поколения в поколение Предметом мифов были практические действия людей в реальном мире, и здесь м мифы играли роль хранителя информации В мифах формировались и утверждались моральные принципы и нормы Наконец, мифы имели мировоззренческий смысл, они в художественной форме излагали взгляды на мир, его происхождения, суть, порядок Так, в гинейцив йоруба существует миф о ориша - предков, которые спустились с неба и, превратившись в камни, ушли под землю Среди ориша были и божества: Обатала и его жена Одудава - олицетворение неба и земли Согласно мифу Одудава родила пятнадцать детей, управляющих миром: Оругун знает воздухом, Олокун - солнцем, Ому - месяцем, смешанного - молнией и громом и т.д. Такова была первоначальная мифологемфологія.
Буйно расцветшая в первобытных религиозных верованиях магия Первобытные люди считали, что прежде чем браться за работу, обязательно нужно повлиять на сверхъестественные силы магическим средством: заклинанием, особыми с пением и танцами, принесением Это должно упросить или заставить действовать их в интересах людей Из этих специфических действий образовались первые религиозные обряды, религиозный шаровльт.
Ни магия не может существовать без системы запретов и ограничений, так называемых табу, которые распространялись на еду, отношения с иностранцами, проживания на определенной территории, на определенные предметы, особенно орудия труда и и оружие, на определенных лиц (вождей, царей, воинов, рожениц и т.п.) Многим из них можно найти рациональное объяснение, другие несут социальные функции С первобытных табу выросли современные культовые ограничения ба немногих религий: посты, пищевые ограничения, специфические культовые запреты и правила и иін.
В первобытных верованиях широко практиковался фетишизм - наделение сверхъестественными свойствами предметов, обожание их Фетиши - важные участники магических церемоний, им предоставляется большое сверхъестественное знает ачення, они участвуют в мифологических рассказах Фетиш сопровождает охотника или рыбака на его промысле, без фетиша невозможна счастливое путешествие, фетиши присутствуют на любом событии в жизни общины семьи или отдельного лица Это такой значительный атрибут религии, некоторые исследователи связывают с ним начало ее Численные фетиши участвуют и в современной религиозной культльті.
Все эти элементы первобытных верований - анимизм, мифология, магия, фетишизм - никогда не существовали поодиночке, они всегда были в комплексе.