Общий организационный закон соответствия разнообразия управляющей системы разнообразию управляемого объекта. Его определение,сущ., особенности проявления и осн. Характ

В любой соц. Организации неопределенность поведения управляемого объекта, порождаемая внешними и внутренними возмущениями, может быть уменьшена за счет соотв. Увеличения разнообразия органа управления (изм. Его структуры или функций)

Норма управляемости:

30-50 человек – в простых видах деят.

7-10 человек в технологиях средней сложности

3-5 человек в высокотехнологичных отраслях

Закон необходимого разнообразия, по которому разнообразие управляющей системы должно быть не меньше разнообразия управляемого объекта. Чем сложнее объект управления, тем сложнее должен быть и орган, который им управляет.

Следовательно, суть этого закона состоит в том, что управляющая подсистема должна обладать достаточным разнообразием управляющих воздействий и пропускной способностью для переработки информации и выдачи управляющих решений, с тем чтобы успешно справиться с разнообразием системы и обеспечить ее функционирование и развитие в соответствии с заданной программой. Это означает, что информация должна содержать максимум сведений, позволяющих обеспечить формирование управляющих воздействий соответственно разнообразию объекта управления.

22. Частные законы организации: своеобразия, пропорциональности и композиции, непрерывности и ритмичности движения производственных фондов, дифференциации и универсализации функций.

Закон композиции и пропорциональности формулируется так: каждая материальная система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности или заданном подчинении (пропорции).

Сознательная реализация закона композиции и пропорциональности в организации требует обязательного использования следующего набора принципов: планирования, координации и полноты.

Принцип планирования: каждая организация должна иметь обоснованный план деятельности и развития.

Принцип координации: каждая организация должна следить за стратегическими, тактическими и оперативными изменениями и вносить соответствующие коррективы в механизм выполнения.

Принцип полноты: каждая организация должна выполнять весь набор функций производства и управления на своем участке деятельности либо своими силами, либо с помощью привлеченных организаций.

Закон своеобразия:для каждой организационной системы существует наилучшая и только ей присущая организационная структура производства и управления.

К частным законам обычно относят законы, действующие в отдельной сфере или отрасли. Исследователи" считают частным законом управления производством непрерывность, ритмичность в движении производственных фондов, т.е. непрерывность и ритмичность процесса производства, непрерывность материально-технического снабжения и реализации изготовленной продукции, обновление основных производственных фондов предприятия (фирмы). Соблюдение эт_их условий позволяет достичь оптимальной скорости оборота производственных фондов, что является основой их рационального использования, источником повышения эффективности производства.

23. Частные законы управления организацией: закон единства и целостности системы управления; информированности и упорядоченности; зависимости эффективности решения задач управления от объема использования информации; закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления.

Закон единства и целостности системы управления. Данный закон гласит, что система управления должна обладать организационным и функциональным единством.

Она должна содержать все необходимые элементы, объективно соответствующие целям и задачам управления. Функциональная целостность означает, что система управления должна реализовывать все функции управления, необходимые для достижения целей системы.

Единство системы управления означает, что она образует собой единую систему, а не сумму частей, фрагментов, блоков. Это означает, что вся система управления должна быть построена на основе единых принципов, подходов, единых интересов, что не означает унификацию, единообразие звеньев, уровней и подходов в управлении.

Информационная среда в виду ее важности является объектом управления наряду с персоналом, финансами, производством и др. Под упорядоченностью понимается гармоничное развитие всех элементов организации: системы управления, персонала, подразделений, экономики и т.д., а также наличие между элементами установленного взаимодействия (взаимовлияния) коэффициентов пропорциональности.

Формулировка закона информированности-упорядочности: чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования (самосохранения).

Закон эффективности. Закон определяет устойчивые связи и зависимости, которые объективно существуют в процессе управления между качеством выполнения задач управления и объемом информации.

Для решения каждой задачи управления органам управления требуется определенный объем информации.

Механизм действия закона показывает, что с увеличением объема поступающей информации эффективность принимаемого решения быстро растет. Однако после накопления определенного объема информации дальнейшее ее увеличение уже не приводит к существенному повышению эффективности. Поскольку дальнейшее увеличение объема информации приводит к возрастанию времени на принимаемое решение. Это связано с обилием сведений, требующих больших затрат на обработку, осмысление, сопоставление и анализ. Качество же принимаемых решений повышается менее интенсивно, поскольку оно уже приблизилось к наилучшему.

Знание механизма данного закона позволяет:

рационально организовывать информационный поток, документооборот при построении информационных систем;

обосновывать структуры информационного поля в автоматизированных системах управления;

планировать мероприятия по повышению живучести, надежности и помехозащищенности средств и систем связи, сбора, обработки, передачи и отображения информации.

Закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления. Этот закон отражает одно из важных требований к управлению – его оперативность.

24.Отраслевые законы организации: своеобразия, пропорциональности и композиции, непрерывности и ритмичности движения производственных фондов, дифференциации и универсализации функций.

Закон композиции и пропорциональности формулируется так: каждая материальная система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности или заданном подчинении (пропорции).

Сознательная реализация закона композиции и пропорциональности в организации требует обязательного использования следующего набора принципов: планирования, координации и полноты.

Принцип планирования: каждая организация должна иметь обоснованный план деятельности и развития.

Принцип координации: каждая организация должна следить за стратегическими, тактическими и оперативными изменениями и вносить соответствующие коррективы в механизм выполнения.

Принцип полноты: каждая организация должна выполнять весь набор функций производства и управления на своем участке деятельности либо своими силами, либо с помощью привлеченных организаций.

Закон своеобразия:для каждой организационной системы существует наилучшая и только ей присущая организационная структура производства и управления.

К частным законам обычно относят законы, действующие в отдельной сфере или отрасли. Исследователи" считают частным законом управления производством непрерывность, ритмичность в движении производственных фондов, т.е. непрерывность и ритмичность процесса производства, непрерывность материально-технического снабжения и реализации изготовленной продукции, обновление основных производственных фондов предприятия (фирмы). Соблюдение эт_их условий позволяет достичь оптимальной скорости оборота производственных фондов, что является основой их рационального использования, источником повышения эффективности производства.

Закон дифференциации и универсализации функций: в организациях действуют противоположно направленные процессы: специализация функций, реализуемых ее элементами, с одной стороны, и их интеграция, универсализация — с другой[i]. За счет этого потенциальные возможности отдельных элементов усиливаются, их взаимодействие улучшается, и потенциал всей системы возрастает.

25.Специфические законы соц. Орг: соц. Упр., состязательности кадров управления, необх. Периодической смены команды. Статистическая и динамич. Карьера менеджера. Специфические законы присущие соц.орг. и распространяющиеся на ее членов.

Закон состязательности кадров управления: любая система, включая организацию, должна обладать четким механизмом объективного отбора и дальнейшей оценки управленческого персонала. Такой отбор и оценка проводятся на основе конкуренции между сотрудниками, отсюда и пошло название закона. При стимулировании сотрудников к участии в такой конкуренции организация может опираться на уже указанные теории мотивации.

система социального управления целостна, что обусловлено культурными, политическими и экономическими факторами общественного развития. Это проявляется в неразрывной цепи отношений управления (от высших органов управления до низших его звеньев), в единстве социального управления со всеми его составными частями на основе гармонизации разных целей и интересов общества, в сочетании основных функций и методов управления;

К основным принципам социального управления относят принципы:

• единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении;

• единства воздействия всех методов управления для поддержания целостности социальной

26. Принципы – основные исходные положения теории организации.

Принципы организации-руководящие установки в деятельности организаций, оптимальные нормы, основные правила, устройства организаций ,которые сформированы людьми и носят субъективный характер.

Общий организационный закон соответствия разнообразия управляющей системы разнообразию управляемого объекта. Его определение,сущ., особенности проявления и осн. Характ - student2.ru Принципы статической орг-ии

Структурные принципы Принципы процесса Принципы конечного результата

Принципы динамической орг-ии

Принципы оптимальности

принципы рационализации

специфические принципы

социальной организации

частные принципы управления

частные принципы организации

принципы приоритета

принципы соответствия

принципы построения процесса

Принципы статической организации:

Структурные

1.Разделение труда – разделение работы всех видов на составляющие компоненты + дифференциация и универсализация

2. Властные полномочия ,как система принудительных санкций, которыми должны быть наделены руководители организации и ответственность.

3. Единство командования – в организации работник не может в одно и тоже время иметь более одного руководителя ,перед которым он ответственен за порученную работу .

4.Единство руководства- организация есть инструмент достижения цели,а руководство организацией должно ее определить и мотивировать их достижение.

5. Рациональное соотношение централизации и децентрализации властных полномочий ,как средство придания инициативы руководителей нижнего уровня управления.

6. Иерархическая (подчиненность низших)или скалярность координации.

Принципы процесса:

1.Спарведливость (равенство)-беспристрастного отношения руководителей организации к ее персоналу.

2.Дисциплина-безусловное соблюдение персоналом организации нормативного порядка и распоряжений руководителя.

3.Вознаграждение-адекватная результату система оплаты труда и морального стимулирования.

4. Корпоративный дух- внутренние идеалы и правила ,определ. поведение и мышление, замкнутые придела организации.

5. Единство команды –это коллектив организации, сплоченный общей целью действий и отличающийся полным сходством взглядов на пути ее достижения.

Принципы конечного результата:

1.порядок-устанавливаемое и поддерживаемое правильное налаженное состояние и соотношение организационных составляющих.

2.стабильность-приведение всех процессов ,функция организации в устойчивое состояние ,обеспечивающее ей высокую конкурентоспособность и выживаемость во внешней среде.

3.Инициатива –внутреннее побуждение персонала организации к новым формам деятельности, предприимчивость менеджеров организации.

Развитие принципов организации: 4. Линдол Урвик 29 пр-ов 3. Лютер Гьюри «менеджер как система мышления»20 пр-ов

2. Анри Файол .14 пр-ов

1. Тейлор

Система дополнилась новыми принципами .

1. прибыль не един-ая и не главная цель организации

2. департаментализация

3. диапазон контроля

4. необходимость соответствия людей структуре и др.

Принципы оптимальности:

совокупность свойств, характер ,качество функционирования организации и ее приспособленность к достижению поставленной цели.

Принципы рационализации:

Механизм объективных организационных изменений, усовершенствование, формирование, более целесообразные организации.

Частные принципы управления :

Это наиболее общие ,основополагающие правила.

Принципы организационного производства:

Ситуационные принципы, обусловленные складывающейся ситуацией или особым характером деятельности.

27. Принципы динамической организации:

1.Цели - в организации,как системе,социально значимая цель имеет высший приоритет ,которая определяет функции и задачи.

2. функций над структурой при создании орг-ии , поскольку структура орг-ии создается для реализации определенного набора функций.

3.Структур над функциями в действующих организациях – поскольку взаимосвязи со временем отлаживаются ,лишние функционируют ,необходимые появляются.

4.Субъекта управления над объектом при создании структур.подразделения –при создании организации учредители должны подбирать под себя персонал ,продукцию,расположение структурных подразделений.

5.Объекта управления над субъектом –руководитель и главный специалист должны подбираться под структурное подразделение.

Принципы соответсвия:

1. Между теми целями выделенными ресурсами – каждой ц6ели должен соответствовать набор материальных , финансовых , временных ресурсов,в т.ч их необходимый резерв.

2. Соответствие распорядительства и подчинение ,у каждого работника должен быть один руководитель ,который отдает распоряжения и кол-во функций при выполнении конкретной работы .

3. Эффективность и экономичность –для каждой организации должно быть найдено соответствие между эффективностью и затратами при приоритете эффектов.

4. Между процессами функц. и тех. и организационными ресурсами организации.

Принципы построения процесса:

1. Направлен на достижение целей ,а не на устронение возникающих воздействий.

2. Мах сокращение субъективного фактора

3. Обеспечение оптим. инф-ти о процессе.

4. Обоснованность процедур и операций каждого этапа процесса.

Наши рекомендации