Целостная модель свободной школы Т.П. Войтенко
В образовании истина не требует доказательств, доказательств как раз теперь требуют от нее.
Из канонов ДМТ
Войтенко Татьяна Павловна – кандидат психологических наук, доцент Калужского государственного педагогического института им. К.Э. Циолковского.
Классификационные параметры технологии
Уровень и характер применения: общешкольная метатехнология.
Философская основа: экзистенциализм + гуманизм.
Методологический подход: природосообразный, личностно ориентированный.
Ведущие факторы развития: биогенные + социогенные.
Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная.
Ориентация на личностные сферы и структуры: ЗУН + СУД.
Характер содержания: общеобразовательный + развивающий.
Вид социально-педагогической деятельности: поддержка, социализация.
Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп + индивидуальный.
Преобладающие методы: развивающие.
Организационные формы: классно-урочная + клубная.
Преобладающие средства: вербальные + практические.
Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: поддержка, сотрудничество.
Направление модернизации: альтернативное.
Категория объектов: все категории.
Целевые ориентации
¶ Образовательная цель школы – саморазвитие личности.
¶ Основной задачей педагогов становится создание условий для развития самосознания ребенка, его способности к самообучению.
¶ Развитие навыков целеполагания, планирования, самоконтроля, формирование умения делать выбор, адекватно оценивать собственные возможности и интересы.
¶ Задача педагогического взаимодействия – научить ребенка понимать и любить себя и окружающий мир, жить в полную силу.
Концептуальные положения
v Сущностной характеристикой онтогенеза человека является развитие его субъектности.
v Процесс развития субъектности имеет диалоговый характер: все собственно человеческие способности первоначально разворачиваются в некотором интерпсихическом пространстве, объединяющем соучастников развития – со-бытийной общности.
v Движущие силы развития – действия соучастников со-бытия. Развитие человека проходит через смену со-бытийных общностей.
v Важной характеристикой онтогенеза является полнота. Полный онтогенез – полный цикл развития внутреннего «Я» человека – обеспечивается прохождением всех со-бытийных общностей.
Стадии развития человека (со-бытийные общности), по В.И. Слободчикову:
воплощение (7-9 месяцев);
оживление (1 год);
одушевление (5-6 лет);
персонализация (17-18 лет);
индивидуализация (39-42 года);
универсализация.
v Учебные дисциплины являются не содержанием образования, а средством, материалом, на котором организуется образовательный процесс.
v Содержание образования для каждого конкретного ученика не может быть строго фиксированным – ученик должен иметь возможность сам определять содержание своего образования и выбирать такой путь обучения, который поможет лично ему достичь наилучших результатов.
v Понимание личности ребенка как целостной не допускает возможности отдельного воспитания какой-либо ее «части» (например, воли, хороших манер, трудолюбия, чувств и т.д.) с помощью специфических, подходящих именно для этой «части», методов.
v Целостное понимание личности требует и целостной организации воспитательного процесса.
v Целостное воспитание личности ребенка – есть искусство создания образцов для подражания.
v Исходным во взаимодействии взрослого с ребенком является отношение к нему как к человеку, обладающему неповторимым жизненным опытом, уникальным психологическим складом и возможностями духовного роста.
Особенности содержания
Четыре образовательно-возрастные школьные ступени представляются как ступени развития внутреннего «Я» ребенка, его самости:
1 ступень (дошкольное образование) – пробуждение самосознания;
2 ступень (начальное образование) – самопознание и принятие себя;
3 ступень (основное образование) – самоопределение;
4 ступень (среднее образование) – самостроительство.
Отношение к ученику как к целостной личности со всеми присущими ей талантами как в учебной, так и во внеучебной сферах.
Содержание образования в нашей школе представлено тремя блоками (включающими соответствующие программы и образовательную среду): когнитивным, аффективно-экспрессивным, нормативно-социальным.
Программы когнитивного блока ориентированы, в основном, на развитие познавательной сферы ребенка и усвоение знаний. Это программы таких предметных курсов как математика, родной язык, естествознание и т.д.
Аффективно-экспрессивные программы затрагивают эмоциональный мир ребенка и служат развитию его потребности самоосознания и самовыражения. Это достигается через занятия музыкальным и литературным творчеством, техническим и художественным конструированием, драматизацией, хореографией и т.д.
Ведущей ориентацией нормативно-социального блока является развитие социальных умений и качеств личности – самостоятельности, ответственности, умения делать выбор, определять цель и работать в сотрудничестве с другими. Для реализации этих задач также имеются соответствующие образовательные модули («практическая жизнь», «социальные контакты» и т.д.).
Деление программ на виды является скорее рабочим приемом, помогающим педагогам не упустить из поля внимания важность развития всех сфер личности ребенка.