Информационная система организации, общие подходы к ее формированию, обобщенные представления ИС
Информационная система нужна организации для того, чтобы обеспечивать
информационно-коммуникационную поддержку ее основной и вспомогательной деятельности.
Любая организация существует в некоторой внешней среде. Эта же организация порождает свою внутреннюю среду.
В соответствии с источником возникновения информации по отношению к организации имеется внутренняя и внешняя информация, составляющая в целом информационные ресурсы этой организации.
Результатом обследования являются:
• модель деятельности компании
• модель ее информационной инфраструктуры
На основе этих моделей разрабатываются:
• проект корпоративной информационной системы
• требования к программно-аппаратным средствам
• спецификации на разработку прикладного программного обеспечения
«Информационная система (в широком смысле слова) понимается как набор взаимосвязанных элементов, совместное функционирование которых направлено на сбор, обработку, хранение и распространение информации ради поддержки принятия решения, координации, контроля и анализа всего того, что происходит внутри и за границами организации»
Автоматизированной информационной системойназывается комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства и информационные ресурсы, а также системный персонал и обеспечивающий поддержку динамической информационной моделинекоторой части реального мира для удовлетворения информационных потребностей пользователей
Информационная система с точки зрения бизнеса (в чисто прикладном ракурсе) представляет собой организационное и управленческое решение, основанное на информационных технологиях, предназначенное для работы в любом окружении»
Это определение принципиально важно, поскольку отражает организационную и управленческую природу информационных систем.
Поддержка динамической информационной модели предметной области — это то общее, что свойственно любой информационной системе независимо от характера информационных ресурсов, которыми она оперирует, и, следовательно, от информационных технологий, на которых она основана.
Определения и виды информационных технологий: предметные, обеспечивающие, функциональные
Информационная технология (ИТ) — это система методов, правил, процедур, выполняемых с помощью программ, инструкций и технических средств с целью получения информационных про-дуктов
Инструментарием для ИТ служат программы, компьютер и средства коммуникаций. Информационная система и информационная технология соотносятся между собой как целое — часть, т.е. ИТ — это часть информационной системы, которая предназначена для соединения остальных ее компонентов в единое целое.
Технологическое обеспечение — это совокупность методов и средств сбора, передачи и обработки информации на базе вычислительной техники и средств коммуникаций.
Все информационные технологии делятся на базовые и прикладные.
Базовые ИТ— это набор потенциальных программных средств, еще не содержащих алгоритмы расчета, необходимых для решения конкретных задач. К такого рода технологиям можно отнести Excel, Access, ОЛИМП и т.д.
Прикладные ИТ— это базовые информационные технологии, содержащие алгоритмы обработки данных (автоматизированные системы бухгалтерского учета, автоматизированные системы эко-номического анализа и т.д.).
Информационная технология состоит из следующих типовых процедур, каждая из которых содержит операции или действия:
1) процедура получения исходных данных, содержащая операции сбора, регистрации, ввода и контроля и передачи;
2) процедура обработки данных, содержащая логические (поиск, группировка, сортировка) и вычислительные операции;
3) процедура потребления результатов решения задач, содержащая операции контроля правильности результатов, передачи пользователю, архивирования, ксерокопирования.
Рассмотрим наиболее важные из них.
Под информационной технологией (ИТ) понимается система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска и обработки информации на основе применения средств вычислительной техники.
Упорядоченная последовательность взаимосвязанных действий, выполняющихся с момента возникновения информации до получения результата, называется технологическим процессом.
Очевидно, что технология принятия решений всегда имела информационную основу, хотя обработка данных и осуществлялась вручную. Однако с внедрением средств вычислительной техники и процесс управления появился специальный термин автоматизированная информационная технология.
Чтобы терминологически выделить традиционную технологию решения экономических и управленческих задач, введем термин предметная технология, которая представляем собой последовательность технологических этапов по модификации первичной информации в результатную. Например, технология бухгалтерского учета предполагает поступление первичной документации, которая трансформируется в форму бухгалтерской проводки.
Обеспечивающие ИТ - технологии обработки информации, которые могут использоваться как инструментарий в различных предметных областях для решения различных задач. Информационные технологии обеспечивающего типа могут быть классифицированы относительно классов задач, на которые они ориентированы. Обеспечивающие технологии базируются на совершенно разных платформах, что обусловлено различием видов компьютеров и программных сред, поэтому при их объединении на основе предметной технологии возникает проблема системной интеграции. Она заключается в необходимости приведения различных ИТ к единому стандартному интерфейсу, обмену данными и др.
Функциональная ИТ представляет собой такую модификацию обеспечивающих ИТ, при которой реализуется какая-либо из предметных технологий. Например, работа сотрудника кредитного отдела банка с использованием ЭВМ обязательно предполагает применение совокупности банковских технологий оценки кредитоспособности ссудозаемщика, формирования кредитного договора и срочных обязательств, расчета графика платежей и других технологий, реализованных в какой-либо информационной технологии: СУБД, текстовом процессоре и т.д. Трансформация обеспечивающей информационной технологии в чистом виде в функциональную (модификация некоторого общеупотребительного инструментария в специальный) может быть сделана как специалистом-проектировщиком, так и самим пользователем. Дальнейшее развитие функциональной ИТ – автоматизированное рабочее место (АРМ).