Учебно-методический комплекс

Учебно-методический комплекс

ДИСЦИПЛИНЫ

«Социально-педагогическая работа

В детских оздоровительных лагерях»

Направление подготовки – 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Направленность (профиль) – Психология и социальная педагогика

Составлен на основании Федерального

государственного образовательного стандарта 2010 года

Составитель: Бурмистрова Е.В., к.п.н., доцент кафедры

социальной педагогики и социальной работы___________

(подпись)

Учебно-методический комплекс рассмотрен на заседании кафедры

социальной педагогики и социальной работы

«09» сентября 2015 г. Протокол № 1.

Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Маврин С.А.

__________

(подпись)

Омск, 2015

 
  Учебно-методический комплекс - student2.ru

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Омский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «ОмГПУ»)

УТВЕРЖДАЮ

Председатель учебно-методической комиссии:

д. пс. н., проф., зав. кафедройпрактической психологии

Вишняков И.А. /____________

(подпись)

Рабочая программа утверждена на заседании

учебно-методической комиссии факультета психологии и педагогики

по направлению «Психолого-педагогическое образование»

«07» сентября 2015 г. Протокол № 1.

Рабочая программа

ДИСЦИПЛИНЫ

Социально-педагогическая работа

Планируемые результаты

Освоение дисциплины направлено на формирование у бакалавра в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности следующих компетенций:

· способен собрать и подготовить документацию о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-медико-педагогическом консилиуме учебного учреждения (ПКСПП-7).

В результате изучения дисциплины студент должен овладеть следующими знаниями, умениями и навыками в рамках формируемых компетенций:

Качественные уровни сформированности компетенции ПКСПП-7

Код формируемой компетенции Уровни овладения Критерии Результаты
ПКСПП-7 пороговый 1. Основные закономерности психического и физического развития ребенка. 2. Особенности работы психолого-медико-педагогического консилиума. 3. Обязанности психолога и педагога в работе психолого-медико-педагогического консилиума. знать основные закономерности нормотипичного развития и варианты дизонтогенеза.
1. Производить всестороннюю оценку развития ребенка. 2. Взаимодействовать с родителями детей и специалистами психолого-медико-педагогического консилиума. 3. Грамотно оформлять документацию для представления на психолого-медико-педагогического консилиума. уметь использовать программы исследования развития ребенка.
1. Навыками подбора современных и эффективных методов изучения развития ребенка. 2. Методами анализа психического и физического развития ребенка. 3. Навыком работы по подготовки документации и работы в коллективе. владеть навыками диагностики и оформления результатов по образцу.
продвинутый 1. Основные закономерности психического и физического развития ребенка. 2. Особенности работы психолого-медико-педагогического консилиума. 3. Обязанности психолога и педагога в работе психолого-медико-педагогического консилиума. знать основные закономерности отклоняющегося развития и их причины.
1. Производить всестороннюю оценку развития ребенка. 2. Взаимодействовать с родителями детей и специалистами психолого-медико-педагогического консилиума. 3. Грамотно оформлять документацию для представления на психолого-медико-педагогического консилиума. уметь подбирать и реализовывать методы диагностики взаимодействовать с детьми, их родителями и коллегами.
1. Навыками подбора современных и эффективных методов изучения развития ребенка. 2. Методами анализа психического и физического развития ребенка. 3. Навыком работы по подготовки документации и работы в коллективе. владеть навыками подбора программ исследования, обработки полученных данных и оформления результатов, а также взаимодействия с детьми их родителями и коллегами.
высокий 1. Основные закономерности психического и физического развития ребенка. 2. Особенности работы психолого-медико-педагогического консилиума. 3. Обязанности психолога и педагога в работе психолого-медико-педагогического консилиума. знать основные закономерности нормотипичного и отклоняющегося развития ребенка, задачи и цели работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения и роль психолога и педагога в ней.
1. Производить всестороннюю оценку развития ребенка. 2. Взаимодействовать с родителями детей и специалистами психолого-медико-педагогического консилиума. 3. Грамотно оформлять документацию для представления на психолого-медико-педагогического консилиума. уметь самостоятельноформировать программы диагностики анализировать полученные результаты, оформлять документацию, находить «общий язык с детьми» и их родителями, доступно доводить результаты исследования и рекомендации до сведения родителей, эффективно взаимодействовать с коллегами.
1. Навыками подбора современных и эффективных методов изучения развития ребенка. 2. Методами анализа психического и физического развития ребенка. 3. Навыком работы по подготовки документации и работы в коллективе. владеть навыками составления программ исследования, количественной и качественной обработки полученных данных, грамотного оформления документации необходимой для работы консилиума, согласно требованиям, эффективного взаимодействия с детьми, их родителями и другими участниками психолого-медико-педагогического консилиума.

Количественные уровни оценки сформированности компетенции





Коды формируемых компетенции (кластера компетенций) Уровни овладения Баллы  
ПКСПП-7 пороговый 60-74  
 
 
продвинутый 75-89  
 
 
высокий 90-100  
 
 

Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» в программе данного курса предусмотрено использование в учебном процессе активных и интерактивных технологий проведения занятий: учебные дискуссии, технологии развития критического мышления, технологии поисковой и исследовательской деятельности, деловые игры, рефлексивные технологии. Эти технологии в сочетании с внеаудиторной работой решают задачи формирования и развития профессиональных исследовательских умений и навыков обучающихся как основы профессиональной компетентности в сфере образования.

Основные понятия (тезаурус)

Методика, технология, социально-педагогическая технология, социально-педагогическая деятельность, кружковая работа, игровая деятельность, КВН, КТД, досуговая деятельность, игровые технологии, детский праздник, временный детский коллектив, самоуправление, сплочение, социально-педагогическая диагностика, социально-педагогическая коррекция, социально-педагогическое сопровождение, социально-педагогическая поддержка.

Организация самостоятельной работы обучающихся, включая перечень учебно-методического обеспечения

Типовые задания для самостоятельной работы по данному курсу ориентированы на формирование у студентов компетентности в области современного социально-педагогического знания, на ориентацию студентов в проблемном поле исследовательских задач в реально существующих социокультурных условиях.

Задания для организации самостоятельной работы студентов

1. Подбор научно-педагогической литературы по заданной теме.

2. Работа с учебной и научной литературой, журналами и педагогическими изданиями.

3. Работа с электронными базами данных, материалами сайтов, ресурсами, связанными с проблемой исследовательского задания.

4. Выполнение учебно-исследовательского задания.

5. Разработка проекта программы социально-педагогической работы вожатого в отряде, программы деятельности социального педагога в условиях ДОЛ.

6. Разработка материалов по выбранному направлению с использованием информационных технологий, создание учебных презентаций.

7. Подготовка студентом материалов для проведения диагностики, организации практической социально-педагогической работы детьми, в условиях ДОЛ.

8. Составление батареи диагностических методик для работы в ДОЛ.

9. Разработка тематического мероприятия.

10. Проведение мероприятия.

11. Анализ результатов.

12. Оформление сценария организации детского досуга, тематического дня, детского праздника в ДОЛ.

13. Подготовка иллюстративного материала в процессе подготовки проекта.

14. Подготовка к участию в диалогических формах занятий (дискуссии, проблемные обсуждения, учебные конференции, деловые игры и т.п.).

15. Разработка и защита предлагаемого проекта, обсуждение результатов.

Темы для самостоятельной работы отражают актуальные проблемы развития педагогической науки и практики и определяются в процессе собеседования преподавателя и студентов с целью максимального содействия развитию учебно-профессиональных интересов будущих педагогов.

Темы для самостоятельной работы

Темы для самостоятельной работы студентов ориентированы на актуальные проблемы современной социально-педагогической теории и практики, определяются в процессе собеседования преподавателя со студентами с целью максимального содействия развитию становлению профессиональной компетентности обучающегося.

Перечень учебно-методического обеспечения представлен в приложениях, в разделах «Аннотации лекций» и «Планы семинарских занятий».

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При самостоятельном изучении вопросов студенту необходимо:

1. Внимательно прочитать и понять тему (проблему).

2. Подобрать учебную и научно-педагогическую литературу по изучаемой теме (проблеме).

3. Прочитать материал учебника, осмыслить полученную информацию.

4. Записать в тетрадь основные положения вопроса в виде тезисов.

5. Дополнить данные положения, обратившись к другим источникам.

6. Если при подготовке к занятиям встречаются вопросы, в понимании которых возникают затруднения, то необходимо получить консультацию преподавателя заранее.

7. Оформить собранный материал по вопросу и представить его преподавателю.

В ходе изучения данного курса студенту могут быть предложены различные виды заданий для самостоятельной работы и выступления на семинарах. По желанию студент может выбрать сам понравившееся задание и подготовить его.


 
  Учебно-методический комплекс - student2.ru

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Омский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «ОмГПУ»)

УТВЕРЖДАЮ

Председатель учебно-методической комиссии:

д. пс. н., проф., зав. кафедройпрактической психологии

Вишняков И.А. /____________

(подпись)

Фонд оценочных средств утвержден на заседании

учебно-методической комиссии факультета психологии и педагогики

по направлению «Психолого-педагогическое образование»

«07» сентября 2015 г. Протокол № 1.

Фонд оценочных средств

ДИСЦИПЛИНЫ

Вопросы к зачету

Зачет может быть проведен традиционно или в виде эстафеты умений и навыков. Традиционный зачет содержит следующие вопросы:

1. Как Вы понимаете цель деятельности вожатого в летнем лагере?

2. Раскройте содержание воспитательной деятельности в лагере.

3. Раскройте смысл и содержание трудовой и спортивно-оздоровительной деятельности в лагере.

4. Охарактеризуйте значение режима дня в лагере.

5. Раскройте способы организации самоуправления и получения обратной связи в отряде. Их роль для развития коллектива.

6. Принципы распределения обязанностей между вожатыми в отряде.

7. Какие Вы знаете варианты организации отрядного досуга?

8. Чем должен характеризоваться стиль общения вожатого с детьми?

9. Варианты диагностики настроения детей в отряде, их значение.

10. Приведите примеры и способы оформления отрядного уголка. Как Вы понимаете его назначение?

11. Первая медицинская помощь при перегреве ребенка. Профилактика солнечных ударов. Значение солнечных и воздушных ванн в оздоровлении детей.

12. Первая медицинская помощь при чрезвычайных ситуациях на воде. Профилактика ЧП на воде.

13. Первая медицинская помощь при травмах: перелом, растяжение, вывих.

14. Первая медицинская помощь при травмах ушиб, рана. Профилактика травм.

15. Первая медицинская помощь при укусах насекомых, клещей.

16. Организация выхода за территорию лагеря.

17. Первая помощь при отравлениях. Меры по предупреждению отравлений в отряде.

18. Необходимые вещи гардероба и предметы быта, которые необходимо взять вожатому в лагерь.

19. Перечислить и охарактеризовать не менее 20 игр, которыми Вы владеете и сможете организовать в лагере. Раскройте принципы классификации игр.

20. Особенности налаживания отношений с администрацией лагеря и обслуживающим, техническим персоналом.

Эстафета умений и навыков организуется по тематическим станциям. Студенты делятся на группы по 5 – 7 человек. Переходя от станции к станции, студентам необходимо ответить на вопросы и выполнить практические задания, с которыми они ознакомились в процессе работы.


Учебно-методическое и информационное обеспечение курса

а) основная литература:

1. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Учеб. пособие для студ. вузов и ссузов. – М.: AcademiA, 2008. – 301 с.

2. Методика и технологии работы социального педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся на фак. соц. педагогики и соц. работы / под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. - 4-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2007. - 191 с.

3. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Социальная педагогика" / М.В. Шакурова. - 4-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2007. - 266 с.

4. Шептенко П.А. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. "Социальная педагогика" / П. А. Шептенко, Г. А. Воронина; Под ред. В. А. Сластенина. - 2-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2007. - 206 с.

б) дополнительная литература:

1. Ах, лето! Работа с детьми в летних загородных и пришкольных лагерях [Текст] : учебное пособие / сост. С. В. Савинова, В. А. Савинов. - Волгоград : Учитель, 2008. - 77 с.

2. Большакова Э.Н. Сценарии школьных праздников. – СПб.: «Паритет» (СПб.: Лениздат), 2007. – 153 с.

3. Бурмистрова Е.В. Методика и технология организации досуговой деятельности социальным педагогом [Текст] : учеб. пособие / Е. В. Бурмистрова ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2010. - 127 с. –

4. Вараксин В.Н. Организация отдыха и досуговой деятельности детей : пособие для работников детских оздоровительных центров / В. Н. Вараксин. - М. : Школьная пресса, 2006. - 96 с.

5. Гонеев А.Д. Работа учителя с трудными подростками : учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Л. В. Годовникова. - М. : AcademiA, 2008. - 237 с.

6. Дик Н.Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей. Книга современного руководителя. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. – 352 с.

7. Ерошенко И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков. – М.: ВЛАДОС, 2004.

8. Игровые модели досуга и оздоровления детей : разработки занятий, развив. программы, проекты, тематич. смены / сост. Е. А. Радюк. - Волгоград : Учитель, 2008. - 207 с.

9. Игры на каждый день с тинейджерами: организаторам развивающего досуга / Авт.-сост. А.А. Даников, Н.С. Данилкова.– Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007. – 229 [2] с.

10. Истратова О.Н. Большая книга подросткового психолога [Текст] / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. - 3-е изд. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010. - 637 с

11. Как помочь детям адаптировать в детском лагере: психологическое сопровождение, занятия, упражнения, рекомендации / Авт.-сост. Т.В. Молоканова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 139 с.

12. Как сделать отдых детей незабываемым праздником : материалы авт. смен / сост. А. П. Гузенко [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2007. - 282 с.

13. Коган М.С. С игрой круглый год в школе и на каникулах. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2006. – 150 с.

14. Культура взаимодействия детей и взрослых [Текст]. Вып. 1 (39) / ред.: Е. А. Александрова, Н. Б. Крылова. - М. : [б. и.], 2009. – 247 с.

15. Лазарева Н.С. Энциклопедия детских праздников [Текст] : энциклопедия / Н. С. Лазарева, Н. В. Прохорова. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 319 с.

16. Летний оздоровительный лагерь : массовые мероприятия (театрализованные, тем. вечера и праздники, конкурсы, игры, викторины, спорт. состязания) / сост. Л. И. Трепетунова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2007. – 280 с.

17. Летний оздоровительный лагерь: нормативно-правовая база (планирование, программа работы, должностные инструкции, обеспечение безопасности в пришкольных и загородных лагерях_ / Сост. Е.А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 197 с.

18. Лето: опыт, проблемы и пути их решения / Сост. М.М. Гильмутдинова, Л.Р. Шарипова. – Уфа, 2005.

19. Портфель вожатого: сценарии мероприятий; программы организации отдыха детей; практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства / сост. А. А. Маслов. – Волгоград : Учитель, 2007. – 237 с.

20. Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклоняющимся поведением [Текст] : психолог. диагностика, игровые технологии / сост. И. Н. Хоменко. - Волгоград : Учитель, 2009. - 85 с.

21. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей: диагностические критерии, коррекционная работа, психологические методики. – Ростов-н/Д: Феникс, 2007. – 154 с.

22. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников : практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. - 2-е изд. - М. : АЙРИС ПРЕСС, 2008. - 127 с.

23. Шаламова Л.Ф. Вожатый – старт в профессию: учеб.-метод. пособие для доп. проф. образования кадров / Л.Ф. Шаламова, А.Ю. Ховрин. – М.: Пед. общество России, 2005. – 190 с.

24. Широкова Г.А. Справочник педагога-психолога ДОУ [Текст] : справочное издание / Г. А. Широкова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2011. - 446 с.

в) перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ЭБС:

1. Летний лагерь [Электронный ресурс] : электрон. пособие / сост. Е. Н. Арсенина [и др.]. - 2-е изд., испр. - Электрон. текстовые дан. - Волгоград : Учитель, 2010. - эл. опт. диск (CD-ROM) : цв. - (Школьные каникулы и праздники). - Систем. требования: 256 МБ ОЗУ; 24-х CD-ROM; Pentium-II; Windows 98/NT/2000/XP. - (в кор.)

2. Работа вожатого и воспитателя [Электронный ресурс] : электрон. пособие / сост. Ю. Д. Беляков [и др.]. - Электрон. текстовые дан. - Волгоград : Учитель, 2009. - эл. опт. диск (CD-ROM) : цв. - (Школьные каникулы и праздники). - Систем. требования: 256 МБ ОЗУ; 24-х CD-ROM; Pentium-II; Windows 98/NT/2000/XP. - (в кор.)

3. Библиотека Гумер – гуманитарные науки URL: http://www.gumer.info

4. Научная онлайн-библиотека Порталус URL: http://www.portalus.ru

5. Свободная энциклопедия Википедия URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/

6. Онлайн-словари русского языка и энциклопедии URL: http://www.onlinedics.ru

7. Статьи, психологические тесты URL: http://www.oksanochka.com/003/001/024_4.shtml

8. Профессиональные психологические тесты URL: http://vsetesti.ru/cat/tests/

9. Психологический клуб «Пространство» URL: http://www.pro-vo.ru

10. Трудные дети URL: http://www.otrok.ru

11. Детская психология URL: http://www.childpsy.ru/lib/books/id/9191.php

12. Главсовет.ru URL: http://www.glavsovet.ru/junior/

13. Детская психология для родителей URL: http://www.psyparents.ru

14. Психология URL: http://laiko.narod.ru/index.html

15. Педагогика: разработки, теория методы URL: http://pedagogika43.narod.ru/index.html

16. Сайт Министерства культуры Омской области URL: http://www.sibmincult.ru

17. Детский портал «Солнышко» URL: http://www.solnet.ee

18. Сайт Городского дворца детского (юношеского) творчества г. Омска URL: http://gdtomsk.narod.ru/kr/metod/gph.htm

19. Промета URL: http://prometa.ru

20. Методики для вожатых «Летний лагерь» URL: http://summercamp.ru/index.php5/

21. Вожатый.ru URL: http://vozhatyi.ru/

22. Школьный образовательный портал URL: http://www.s-cool.ru

23. Всероссийский детский центр «Океан школа подготовки вожатых URL: http://www.okean.org/info/spv

г) информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости):

Работа с информационным порталом ОмГПУ.

Уровень / ступень

образованиябакалавриат

С указанием

шифра, названия44.03.02

направленияПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

и профиляПСИХОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Наименованиесоциально-педагогическая работа

дисциплиныв детских оздоровительных лагерях

Код дисциплины

в учебном планеБ1.В.ОД.8.2.

Количество зачетных

единиц / кредитов3

а) для дисциплин с формой промежуточной аттестации в виде зачета, дифференцированного зачета

Код формируемой компетенции Виды учебной деятельности студентов Продукт текущей аттестации Аудиторная или внеаудиторная Баллы (максимум)
Текущая аттестация
ПКСПП-7 Учебно-исследовательская, коммуникативно-рефлексивная, творческая, интеллектуально-аналитическая, контрольно-оценочная Посещение лекций и семинаров, обзор научных источников, реферирование, участие в дискуссиях, активных групповых формах, внеучебная деятельность со школьниками Аудиторная и внеаудиторная
Премиальные баллы
ПКСПП-7 Учебно-исследовательская, творческая, научно-исследовательская Статья, презентация, участие в групповых формах работы, участие в научной конференции Аудиторная и внеаудиторная
Всего премиальных баллов: (10)
Итого по дисциплине:

Технологическая карта дисциплины студента

Студент ___________________________________________________________________

Факультет психологии и педагогики

Направление ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Профиль ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Курс /семестр 2 курс, 4 семестр

Группа ____________________________________________________________________

Наименование дисциплины / курса социально-педагогическая работа в детских оздоровительных лагерях
Количество зачетных единиц / кредитов

а) для дисциплин с формой промежуточной аттестации в виде зачета, дифференцированного зачета

Виды учебной деятельности студентов Форма отчетности Баллы (максимум) Сроки сдачи Полученный балл Подпись преподавателя
Текущая аттестация
Учебно-организационная Посещение лекций, семинаров, участие в работе мастер-классов, круглых столов      
Учебно-исследовательская Проведение мини-исследований      
Интеллектуально-аналитическая Проведение мини-иследований      
Коммуникативно-рефлексивная Работа на учебных занятиях, участие в дискуссиях, презентация и реализация проекта, обработка результатов      
Творческая Внеучебная работа со школьниками      
Всего в ходе текущей аттестации:    
Премиальные баллы
Учебно-исследовательская Презентация      
Творческая Участие в групповых формах работы      
Научно-исследовательская Статья, участие в научной конференции      
Всего премиальных баллов:    
Итого по дисциплине:    

Методические рекомендации для преподавателей

При организации и проведении занятий преподавателю следует:

- использовать проблемное изложение материала для активизации мыслительной деятельности студентов, что помогает им в решении нестандартных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности;

- учить студентов составлению алгоритма по осмыслению прочитанной научной информации в рамках изучаемой темы по дисциплине;

- учить студентов анализировать учебный материал, сопоставлять различные точки зрения и подходы при рассмотрении вопросов в рамках изучаемых тем, выделять главное и делать выводы;

- уделить внимание интеграции знаний студентов в области различных отраслей педагогической науки, общих основ педагогики, теории обучения, теории воспитания, социальной педагогики и психологии;

- стимулировать активность студентов по разработке творческих проектов, направленных совершенствование деятельности социального педагога, педагога-психолога;

- на практических занятиях преимущественно использовать методы активного обучения: работу в творческих группах, дискуссии, деловые игры и пр.;

В ходе изучения дисциплины целесообразно проводить промежуточные контрольные срезы знаний студентов, позволяющие осуществлять обратную связь и выявлять «пробелы» в освоении студентами учебного материала, что дает возможность преподавателю корректировать свою деятельность в нужном направлении.

Приложения:

Аннотации лекций.

Раздел 1. Основы организации социально-педагогической работы в детском оздоровительном лагере

Типы детских оздоровительных лагерей и особенности организации детского досуга в них. Ценностные ориентиры организации жизни и деятельности детей в детском оздоровительном лагере. Нормативно-правовые основы работы воспитателя детского оздоровительного лагеря. Особенности проявления возрастных особенностей детей в условиях ДОЛ и прогнозируемые трудности в работе с ними.

Рекомендуемая литература:

1. Вифлеемский А. Вожатый в детском оздоровительном лагере // Народное образование. – 2005. – № 3. – С. 74 – 77.

2. Воронова Б. Современные гигиенические требования к организации летнего отдыха детей и подростков // Народное образование. – 2005. – № 3. – С. 77 – 84.

3. Дик Н.Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей. Книга современного руководителя. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. – 352 с.

4. Летний оздоровительный лагерь: нормативно-правовая база (планирование, программа работы, должностные инструкции, обеспечение безопасности в пришкольных и загородных лагерях_ / Сост. Е.А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 197 с.

5. Лето: опыт, проблемы и пути их решения / Сост. М.М. Гильмутдинова, Л.Р. Шарипова. – Уфа, 2005.

6. Шаламова Л.Ф. Вожатый – старт в профессию: учеб.-метод. пособие для доп. проф. образования кадров / Л.Ф. Шаламова, А.Ю. Ховрин. – М.: Пед. общество России, 2005. – 190 с.

Раздел 2. Организация досуговой деятельности как социально-педагогическая технология

Социально-педагогическая технология: понятие и сущность. Классификация социально-педагогических технологий. Социально-педагогические технологии общего типа. Социально-педагогические технологии частного типа: диагностические, диагностико-прогностические, прогностические технологии, целевые реализационные, экспертно-оценочные технологии. Особенности организации взаимодействия и социально-педагогической работы в детском оздоровительном лагере. Социально-педагогические основы организации досуговой деятельности в условиях детского оздоровительного лагеря. Основные формы организации досуговой деятельности в детском оздоровительном лагере: кружковая работа, игровая деятельность, КВН, КТД, спортивная деятельность.

Рекомендуемая литература:

1. Бурмистрова Е.В. Методика и технология организации досуговой деятельности социального педагога. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2010.

2. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М.: Academia, 2004. – 158 [1] с.

3. Дик Н.Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006.

4. Летний оздоровительный лагерь : массовые мероприятия (театрализованные, тем. вечера и праздники, конкурсы, игры, викторины, спорт. состязания) / сост. Л. И. Трепетунова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2007. – 280 с.

5. Портфель вожатого: сценарии мероприятий; программы организации отдыха детей; практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства / сост. А. А. Маслов. – Волгоград: Учитель, 2007. – 237 с.

6. Шаламова Л.Ф. Вожатый – старт в профессию: учеб.-метод. пособие для доп. проф. образования кадров / Л.Ф. Шаламова, А.Ю. Ховрин. – М.: Пед. общество России, 2005.

Раздел 3. Методика организации и досуговой деятельности в детском оздоровительном лагере

Специфика организации досуговой деятельности в детском оздоровительном лагере. Социально-педагогические аспекты работы воспитателя в детском оздоровительном лагере. Особенности организации взаимодействия и работы воспитателя в детском оздоровительном лагере. Действия воспитателя в нестандартных ситуациях. Игровые технологии в деятельности социального педагога. Виды игр, используемые в детском оздоровительном лагере: игры в автобусе, игры с залом, игры на сплочение и выявление лидера, игры в плохую погоду, спортивные и подвижные игры, загадка, ребусы, викторины. Методика организации и проведения массовых шоу-мероприятий в детском оздоровительном лагере. Организация работы по подготовке детских массовых мероприятий. Выбор и работа творческих групп по блокам подготовки. Определение структуры шоу-мероприятия. Подготовка, оформление и проведение КТД.

Рекомендуемая литература:

1. Бурмистрова Е.В. Методика и технология организации досуговой деятельности социального педагога. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2010.

2. Дик Н.Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006.

3. Летний оздоровительный лагерь : массовые мероприятия (театрализованные, тем. вечера и праздники, конкурсы, игры, викторины, спорт. состязания) / сост. Л. И. Трепетунова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2007. – 280 с.

4. Портфель вожатого: сценарии мероприятий; программы организации отдыха детей; практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства / сост. А. А. Маслов. – Волгоград: Учитель, 2007. – 237 с.

5. Шаламова Л.Ф. Вожатый – старт в профессию: учеб.-метод. пособие для доп. проф. образования кадров / Л.Ф. Шаламова, А.Ю. Ховрин. – М.: Пед. общество России, 2005.

Раздел 4. Деятельность социального педагога по сплочению временного детского коллектива в условиях ДОЛ

Развитие детского коллектива в условиях оздоровительного лагеря. Задачи вожатого на каждом из этапов развития детского коллектива в условиях оздоровительного лагеря. Особенности руководства временным детским коллективом. Организация взаимодействия во временном детском коллективе. Конфликты во временном детском коллективе. Психолого-педагогические условия сплочения временного детского коллектива в условиях ДОЛ. Факторы групповой сплоченности. Особенности руководства и самоуправления в детском лагере. Самоуправление в детском лагере и его особенности. Формы и технологии деятельности социального педагога по сплочению временного детского коллектива в условиях ДОЛ. Предотвращение плохого отношения и защита прав детей в детском лагере.

Рекомендуемая литература:

1. Как помочь детям адаптировать в детском лагере: психологическое сопровождение, занятия, упражнения, рекомендации / Авт.-сост. Т.В. Молоканова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 139 с.

2. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Учеб. пособие для студ. вузов и ссузов. – М.: AcademiA, 2008. – 301 с.

3. Культура взаимодействия детей и взрослых [Текст]. Вып. 1 (39) / ред.: Е. А. Александрова, Н. Б. Крылова. - М. : [б. и.], 2009. – 247 с.

4. Микляева Н.В. Теория воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н.В. Микляева, Ю. В. Микляева. – М.: Академия, 2010. – 207 с.

Раздел 5. Диагностическая и коррекционная работа социального педагога в условиях ДОЛ

Социально-педагогические функции деятельности воспитателя в детском оздоровительном лагере. Диагностика личности ребенка в детском лагере. Особенности проведения диагностики детей разных возрастов с проблемами в поведении и общении в условиях ДОЛ. Факторы выбора методик диагностики. Особенности коррекционной деятельности социального педагога в ДОЛ. Социально-педагогическая работа с разными категориями детей в детском оздоровительном лагере (дети с трудностями в общении, дети с ослабленным здоровьем, воспитанники детских домов и др.). Социально-педагогическое сопровождение и поддержка детей с проблемами в развитии, общении и поведении в условиях ДОЛ.

Рекомендуемая литература:

1. Гонеев А.Д. Работа учителя с трудными подростками : учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Л. В. Годовникова. - М. : AcademiA, 2008. - 237 с.

2. Истратова О.Н. Большая книга подросткового психолога [Текст] / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. - 3-е изд. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010. - 637 с.

3. Как помочь детям адаптировать в детском лагере: психологическое сопровождение, занятия, упражнения, рекомендации / Авт.-сост. Т.В. Молоканова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 139 с.

4. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Учеб. пособие для студ. вузов и ссузов. – М.: AcademiA, 2008. – 301 с.

5. Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклоняющимся поведением [Текст] : психолог. диагностика, игровые технологии / сост. И. Н. Хоменко. - Волгоград : Учитель, 2009. - 85 с.

6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога : Учеб. пособие: В 2 кн. Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста / Е. И. Рогов. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 383 с.

7. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей: диагностические критерии, коррекционная работа, психологические методики. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2007. – 154 с.

8. Система взаимодействия классного руководителя с учащимися старших классов [] : методические рекомендации / Авт.-сост. А. А. Литвинова. - Волгоград : Учитель, 2007. - 125 с.

9. Справочная книга социального педагога: справочное издание / Р. В. Овчарова. - М.: Творч. центр " Сфера ", 2004. - 480 с.

10. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников : практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. - 2-е изд. - М. : АЙРИС ПРЕСС, 2008. - 127 с.

11. Широкова Г.А. Справочник педагога-психолога ДОУ [

Наши рекомендации