Припоминание теоретического материала

29.12.2014

Русский язык

3-Б класс

Тема. Произношение и обозначение на письме безударных гласних в корне слова. Диктант

- Сегодня на уроке мы закрепим уже имеющиеся у нас знания по теме “Состав слова”. Будем образовывать новые слова. Как вы думаете, зачем нужно учиться образовывать новые слова?

(Это необходимо для того, чтобы наша речь была красивой, многообразной, грамотной.)

- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число. А начнем мы с минуток красивого письма.

III. Чистописание

1. Буквенный диктант.

- Выпишите безударные гласные, которые спрятались в словах.

Смельчак, связать, кричать, дрожать, далекий, тяжелый, воздушный, мирить, пастух, веселый.

- В какой части слова стоят безударные гласные?

(Безударные гласные стоят в корне слова.)

Как проверить безударную гласную в корне слова?

(Чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно изменить слово так, чтобы безударный звук стал ударным. Например, волна' – во'лны. Или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне. Например, смельча'к – сме'лый.)

- Назовите безударные гласные в корне, которые нужно проверять?

(Безударные гласные А, Е, И, Я, О нужно проверять.)

-Напишите эти буквы в соединении, как показано на примере.

2. Разбор слов по составу.

Лыжи, лыжня, лыжник

-Что вы можете сказать об этих словах?

(Эти слова однокоренные.)

-Докажите.

(Они имеют общий корень -лыж- и близкие по смыслу. Лыжи – это плоские деревянные дощечки для хождения по снегу. Лыжня – след, накатанный лыжами. Лыжник – человек, который катается на лыжах.)

-При помощи какой части слова образованы слова лыжня лыжник?

(При помощи суффикса.)

-Что еще вы можете сказать о словах?

(Это все существительные.)

-Докажите.

(Слова обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? (лыжник), что? (лыжи, лыжня).)

-Запишите красиво и аккуратно слова в тетрадь. Самостоятельно разберите их по составу.

-С чего вы начали разбор слова по составу?

(Сначала выделили в слове окончание, затем основу, корень слова, суффикс.)

Работа с предложением

-Нам предстоит поработать с предложением.

Лыжня привела ребят к домику лесника.

-Запишите предложение в тетрадь каллиграфическим почерком.

Подчеркните грамматическую основу предложения.

Что мы называем грамматической основой?

(Грамматическую основу предложения составляет подлежащее и сказуемое.)

-Что такое подлежащее?

(Подлежащее – это главный член предложения. Обозначает о ком или о чем говорится в предложении и отвечает на вопрос кто? или что?)

-Что такое сказуемое?

(Сказуемое – это главный член предложения, показывает то, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы: что делает?, что сделает?)

-Как называются остальные члены предложения?

(Второстепенные члены предложения.)

- Установите связь слов в предложении.

-Найдите в предложении слово с приставкой. Выделите приставку.

Словарная работа

-Восстановите слова. Выделите во всех словах основу.

Припоминание теоретического материала

Сейчас проведём блиц-турнир.

Блиц-турнир – значит надо отвечать быстро, четко и постараться безошибочно.

· Из каких частей состоит слово? (Из корня, основы, приставки, суффикса и окончания.)

· Какая часть самая главная? Почему? (Корень – это обязательная часть слова, которая сохраняется во всех родственных слова.)

· Что такое корень слова? (Корень – это общая (одинаковая) часть однокоренных слов.)

· Как определить в слове корень? (Нужно подобрать несколько родственных слов, найти у них общую часть. Она и будет корнем.)

· Что такое окончание? (Окончание – это изменяемая часть слова.)

· Как найти окончание в слове? (Необходимо изменить слово. Часть, которая изменяется и будет окончанием.)

· Для чего служит окончание? (Окончание служит для связи слов в предложении.)

· В каждом ли слове есть окончание? (Нет. Не в каждом. Её нет, например, в словахкот, человек.)

· Что такое основа слова? (Основа – это все слово без окончания.)

· Как образуются однокоренные слова? (Однокоренные слова образуются при помощи приставок и суффиксов.)

· Что такое приставка? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)

· Как безошибочно определить в слове приставку? (Для того чтобы правильно выделить в слове приставку, нужно правильно определить в слове корень, так как приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем. Или можно подобрать родственное слово с другой приставкой или родственное слово без приставки.)

· Что такое суффикс? (Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых сло.)

· Что нужно знать, чтобы правильно выделять суффикс в слове? (Нужно соблюдать порядок разбора слов по составу, потому что, если в слове правильно найдено окончание, верно обозначен корень, то можно без труда выделить суффикс.)

· В какой последовательности выполняется разбор слова по составу. (Окончание, основа, корень, суффикс, приставка.)

Наши рекомендации