Вопрос 2. Принципы земельного права

Вопрос 1. Предмет и метод земельного права.

Земельное право— вся совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, склады­вающиеся по поводу рационального использования и ох­раны земли как национального богатства России.

Земля включает всю территорию, на которой Россия вправе устанавливать свой земельный порядок, — по­верхностный слой земной коры в пределах террито­рии субъектов РФ, внутренних вод и территориального моря. Основу земельного права составляют гражданское, адми­нистративное и экологическое право.

Земельное право рассматривается как самостоятельная отрасль системы российского права, имеющая собственный предмет и специфические методы урегулирования обще­ственных отношений.

Предмет земельного права— это все общественные от­ношения, возникающие в связи с распределением, исполь­зованием и охраной земель, иначе говоря, земельные пра­воотношения.

Метод правового регулирования— это способ воздей­ствия юридических норм на общественные отношения.

Методы правового регулирования присущи только государству в лице его органов, они касаются только юридических норм и обеспечиваются государствен­ным принуждением.

Методы земельного права — это способы и приемы воз­действия на поведение людей, соответствующие характеру и природе земли как национального природного достояния, жизненно необходимого гражданам.

В юридической литературе принято различать методы:

административно-правового (или организационно­го) воздействия посредством обязательных к испол­нению предписаний и запретов. Для этого метода ре­гулирования характерно проявление отношений в системе «власти и подчинения»;

диспозитивный, определяющий пределы поведения участников земельных отношений, предоставляя им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках этих установленных пределов. Иначе он называется — метод дозволения.

Земельное право управомочивает землепользователей свободно действовать, в то время как орган государственного управления обязан воздерживаться от каких-либо решений, влекущих ограничение хозяйственной свободы землепользо­вателя. Если законом допускается административно-право­вое вмешательство во внутрихозяйственные дела землеполь­зователей, то это возможно лишь в строго указанных в законе случаях, таких, например, как при угрозе порчи земли, не­принятии мер по сохранению ее плодородия и т.д.

Чаще всего используется смешанный метод, т.е. в ос­новном свободное дозволение, и в ограниченных законом случаях — администрирование.

В учебной литературе принято выделять несколько раз­новидностей административно-правового и диспозитивного методов.

Вопрос 2. Принципы земельного права.

Основные принципы земельного законодательства

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.


Наши рекомендации