Вопрос 2. Принципы земельного права
Вопрос 1. Предмет и метод земельного права.
Земельное право— вся совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны земли как национального богатства России.
Земля включает всю территорию, на которой Россия вправе устанавливать свой земельный порядок, — поверхностный слой земной коры в пределах территории субъектов РФ, внутренних вод и территориального моря. Основу земельного права составляют гражданское, административное и экологическое право.
Земельное право рассматривается как самостоятельная отрасль системы российского права, имеющая собственный предмет и специфические методы урегулирования общественных отношений.
Предмет земельного права— это все общественные отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель, иначе говоря, земельные правоотношения.
Метод правового регулирования— это способ воздействия юридических норм на общественные отношения.
Методы правового регулирования присущи только государству в лице его органов, они касаются только юридических норм и обеспечиваются государственным принуждением.
Методы земельного права — это способы и приемы воздействия на поведение людей, соответствующие характеру и природе земли как национального природного достояния, жизненно необходимого гражданам.
В юридической литературе принято различать методы:
административно-правового (или организационного) воздействия посредством обязательных к исполнению предписаний и запретов. Для этого метода регулирования характерно проявление отношений в системе «власти и подчинения»;
диспозитивный, определяющий пределы поведения участников земельных отношений, предоставляя им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках этих установленных пределов. Иначе он называется — метод дозволения.
Земельное право управомочивает землепользователей свободно действовать, в то время как орган государственного управления обязан воздерживаться от каких-либо решений, влекущих ограничение хозяйственной свободы землепользователя. Если законом допускается административно-правовое вмешательство во внутрихозяйственные дела землепользователей, то это возможно лишь в строго указанных в законе случаях, таких, например, как при угрозе порчи земли, непринятии мер по сохранению ее плодородия и т.д.
Чаще всего используется смешанный метод, т.е. в основном свободное дозволение, и в ограниченных законом случаях — администрирование.
В учебной литературе принято выделять несколько разновидностей административно-правового и диспозитивного методов.
Вопрос 2. Принципы земельного права.
Основные принципы земельного законодательства
1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;
2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;
3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;
4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;
5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;
7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;
10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;
11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.