Особенности и жанры устной профессиональной речи
Цели:
- сформировать теоретические знания о жанрах и языковых особенностях устной профессиональной речи;
- выработать навыки осуществления устной научной коммуникации в сфере профессиональной деятельности;
- воспитывать интерес к профессиональной деятельности.
Вопросы для обсуждения:
- Особенности и жанры устной профессиональной речи.
-Актуальные проблемы сферы строительства, архитектуры и дизайна.
- Научно-реферативный доклад.
Грамматическая справка:
Профессиональная устная речь - это коммуникация между специалистами на профессиональные темы, которая осуществляется в устной форме, в официальной или неофициальной обстановке, то есть коммуникация как особый, вспомогательный, вид деятельности, обеспечивающий осуществление основной профессиональной деятельности» [1, c. 3 Гарбовский].
Особенности устной профессиональной речи определяют сфера профессиональной деятельности, характер коммуникативной ситуации, цели, задачи, условия общения.
Профессиональная устная речь представляет собой совокупность жанров, обслуживающих разные сферы профессиональной коммуникации. Жанровое разнообразие устной профессиональной речи зависит от особенностей коммуникативных задач, решаемых членами определенного коллектива в ходе выполнения должностных обязанностей.
Знание жанров профессиональной речи и умение использовать их в профессиональном общении, помогает специалистам предвидеть ход коммуникации, правильно ее планировать, адекватно реагировать на коммуникативные действия учащихся и в итоге достигать намеченных целей.
«Жанр − очень важное понятие в профессиональной коммуникации, поскольку представители той или иной специальности объединяются еще и определенным набором устных и письменных жанров, используемых ими в профессиональном общении» [А.В. Коренева].
Устная профессиональная речь реализуется в следующих жанрах: публичная речь, информативное сообщение, деловая беседа, доклад и т.д.
Для устной профессиональной речи характерны текстовые и лексические повторы, вставки, уточнения, использование тропов и сравнений, приемов адресации речи, слов субъективно-модального и эмоционально-оценочного характера, что отражает особенности зрительного и слухового восприятия, характерно употребление предложений неусложненной конструкции, синтаксическая неполнота конструкций, простота субъектно-предметных отношений и т.д.
Текст 1
Самовольно возведенные объекты
На сегодняшний день в сфере строительства является актуальным вопрос о признании права собственности на самовольно возведенные строения.
Самовольной постройкой является недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей, в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не является ее собственником, не имеет возможности ее продавать, дарить, менять, закладывать, сдавать в аренду или осуществлять иную деятельность по распоряжению данным имуществом, так как не может доказать документально ее существование и принадлежность.
Закон не запрещает признание права собственности на самовольно возведенные строения при соблюдении ряда условий:
1) земельный участок должен быть предоставлен под существующую застройку в установленном законом порядке;
2) необходимо получить согласие в государственных органах, отвечающих за соответствие зданий и сооружений градостроительным, санитарным, пожарным нормам и правилам;
3) возведенный объект не должен нарушать законных прав и интересов третьих лиц.
Право собственности на самовольно возведенный объект по законодательству может быть признано судом общей юрисдикции (если объект возведен физическим лицом) или арбитражным судом (если объект возведен юридическим лицом).
Решение суда является в данном случае документом, подтверждающим право собственности на самовольно возведенный объект. Решение суда подлежит государственной регистрации в органах юстиции и становится действительным после такой регистрации. Аналогичным образом право собственности может быть признано и на незавершенный строительством объект. Однако в дальнейшем необходимо будет оформлять сдачу объекта в эксплуатацию.
Задание 1.Ответьте на вопросы:
Какие объекты относятся к самовольно возведенным строениям? Является ли собственником лицо, осуществившее самовольную постройку? При соблюдении каких условий Закон не запрещает признание права собственности на самовольно возведенные строения? Каким судом по законодательству может быть признано право собственности на самовольно возведенный объект? Какой документ подтверждает право собственности на самовольно возведенный объект?
Задание 2.Трансформируйте текст в устное выступление, добавив в текст речевые приказы. При выступлении обратите внимание на темп речи, громкость, дикцию.
Задание 3.К данным ниже словосочетаниям подберите антонимы:
Недвижимое имущество, нарушение строительных норм, самовольно возведенный объект, сдавать в аренду, признание права собственности, законные права.
Задание 4.Выпишите из текста предложения, осложненные деепричастными оборотами. Трансформируйте их в сложноподчиненные предложения.
Задание 5. Найдите в Гражданском кодексе статью «Самовольная постройка». Передайте содержание статьи.
Текст 2