В отношении историко-культурных ценностей (ст. 19.2
КоАП)
3.1.1. Невыполнение требований охранных обязательств
в отношении историко-культурных ценностей
Непосредственным объектом правонарушения являются общественные отношения, позволяющие обеспечить историко-культурное наследие и установленный порядок его сохранения и использования.
Объективная сторона правонарушения состоит вдеяниях, противоречащих требованиям охранных обязательств.
Охранные обязательства устанавливаются для каждой материальной историко-культурной ценности либо каждого эталона фиксированной нематериальной историко-культурной ценности Министерством культуры Республики Беларусь и представляют собой индивидуальные условия их содержания и использования, другие ограничения деятельности их собственников (владельцев) и (или) пользователей, а также требования по обеспечению их сохранности, в том числе в случаях чрезвычайных ситуаций или в период вооруженных конфликтов.
Подписывая охранное обязательство, собственник историко-культурной ценности возлагает на себя следующие обязанности:
53) обеспечивать сохранность историко-культурной ценности;
54) обеспечивать доступ к историко-культурной ценности специалистам, которые с разрешения Министерства культуры Республики Беларусь имеют право на ее изучение;
55) периодически или по согласованию с Министерством культуры либо соответствующими учреждениями культуры предоставлять доступ к историко-культурной ценности гражданам на срок не меньше чем шесть месяцев в течение каждых десяти лет;
56) сообщать в Министерство культуры об обстоятельствах, которые угрожают сохранности историко-культурной ценности;
57) сохранять в целостности коллекции и другие собрания историко-культурных ценностей.
Эти требования фиксируются в охранном обязательстве, составленном по форме, установленной Министерством культуры Республики Беларусь, и подлежат исполнению всеми юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Охранное обязательство подписывается собственником либо, по его поручению, владельцем историко-культурной ценности в течение одного месяца. Невыполнение этого условия может привести к признанию названного объекта историко-культурной ценностью, которая содержится бесхозяйно.
Субъект правонарушения — физическое лицо, индивидуальный предприниматель.
Субъективная сторона характеризуется умышленной или неосторожной формой вины.
Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от восьми до двадцати пяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от восьми до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до двухсот базовых величин.
3.2. Нарушение порядка и (или) условий выполнения работ на историко-культурных ценностях либо совершение действий, создающих угрозу историко-культурным ценностям (ст. 19.3 КоАП)
3.2.1. Нарушение порядка и (или) условий выполнения работ на историко-культурных ценностях либо совершение действий, создающих угрозу уничтожения, повреждения историко-культурных ценностей
Непосредственным объектом правонарушения являются общественные отношения, позволяющие обеспечить историко-культурное наследие и установленный порядок его сохранения и использования.
Объективная сторона правонарушения выражается в действиях — нарушение порядка и (или) условий выполнения работ на историко-культурных ценностях либо создание угрозы уничтожения, повреждения историко-культурных ценностей.
Устанавливая ответственность за такие деяния, законодатель исходит из того, что любое использование историко-культурных ценностей должно осуществляться в соответствии с их историко-культурной значимостью, а также в соответствии с законодательством Республики Беларусь, индивидуальными условиями их хранения и использования, определенными Министерством культуры, с учетом необходимости обеспечения сохранности этих историко-культурных ценностей.
Несоответствующее использование историко-культурных ценностей (не в соответствии с их историко-культурным значением) влечет ответственность в соответствии с данной нормой. Одновременно с пользователей удерживается компенсация за вред, который причиняется историко-культурным ценностям либо зонам их охраны несоответствующим их использованием, а также за ограничение в связи с этим доступа граждан к историко-культурным ценностям.
Не считается несоответствующим использование историко-культурных ценностей по их первоначальному назначению.
Для обеспечения сохранности историко-культурных ценностей в местах их хранения запрещаются производство, размещение, хранение, использование машин, механизмов, вещей, осуществление иной деятельности, которая создает динамические и вибрационные воздействия, неблагоприятный температурный режим, химическое, радиационное, механическое загрязнение, взрывоопасную и пожароопасную угрозу, другие угрозы сохранности этих ценностей.
Любая деятельность, в том числе реставрационные работы, которая может оказать воздействие на материальные историко-культурные ценности, привести к их изменению, допускается только с разрешения Министерства культуры Республики Беларусь при условии научной обоснованности этого изменения и с учетом категории историко-культурных ценностей.
Порядок выдачи таких разрешений установлен постановлением Совета Министров № 762 от 15 июня 2006 г. в ред. от 6 мая 2009 г. «О некоторых вопросах охраны историко-культурного наследия»81.
Исключение составляют работы по обеспечению надлежащего технического и санитарного состояния историко-культурных ценностей, в том числе работы по текущему ремонту и техническому обслуживанию в пределах охранного обязательства.
Выполнение работ на историко-культурных ценностях без разрешения Министерства культуры, а также выполнение других работ, не обозначенных в разрешении, является самовольным и влечет ответственность в соответствии с данной нормой.
Субъект правонарушения — физическое лицо, индивидуальный предприниматель.
Ссубъективной стороны деяние характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от десяти до ста базовых величин, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин.
3.3. Уничтожение, повреждение либо утрата историко- культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности (ст. 19.4 КоАП)
3.3.1. Уничтожение, повреждение историко-культурных ценностей или материальных объектов, обладающих отличительными духовными, художественными ' и (или) документальными достоинствами и соответствующих одному из критериев отбора материальных объектов для присвоения им статуса историко-куль- турной ценности, совершенные по неосторожности, либо их утрата вследствие небрежного хранения, если в этих деяниях нет состава преступления
81Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2006. № 103. 5/22474.
Непосредственным объектом правонарушения являются общественные отношения, позволяющие обеспечить историко-культурное наследие и установленный порядок его сохранения и использования.
Объективная сторона правонарушения выражается в уничтожении, повреждении историко-культурных ценностей либо их утрате вследствие небрежного хранения.
Под уничтожением или утратой понимается либо физическое прекращение существования предмета (памятника, документа) вообще, либо приведение его в такое состояние, при котором он не может быть ни использован по функциональному назначению, ни восстановлен.
Под повреждением понимается изменение состояния защищаемого объекта, приводящее к неполной утрате его целостности либо иных свойств, например удаление фрагментов, нанесение различных надписей, рисунков и др., т. е. это приведение предмета в негодное состояние, когда он может быть использован по назначению и подлежит восстановлению.
Что касается уничтожения или повреждения природных комплексов и объектов, взятых под охрану государства, то подобные действия предполагают такое воздействие, при котором они теряют свой естественный вид (уничтожение или повреждение лесного массива либо части растений) либо нарушается экологический баланс этих природных объектов (загрязнение водоема и т. п.).
Повреждение предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность, может состоять в изменении их внешних признаков, например в вырывании страниц из книги, вырезании части документа и т. п. К иным действиям, повлекшим причинение вреда, можно отнести, например, разукомплектование комплексных движимых материальных историко-культурных ценностей, их загрязнение, затопление, рубку и т.п.
Соответственно для квалификации содеянного по настоящей статье способ уничтожения или повреждения указанных памятников значения не имеет. Оно может быть произведено химическим, механическим и иным способом.
Следует иметь в виду, что повреждение историко-культурных ценностей наказывается в административном порядке только в том
случае, если причиненный ущерб не превышает 250 базовых величин (иначе наступает уголовная ответственность).
Субъект правонарушения — физическое лицо, индивидуальный предприниматель.
Ссубъективной стороны правонарушение характеризуется неосторожной формой вины.
Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин.
Глава 6. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА ИСПОАЬЗОВАНИЯ ТОПАИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ (глава 20 КоАП)