Фурье Франсуа Мари Шарль
Жизнь
Шарль Фурье родился 07.04.1772 года в городе Безансьон, в семье зажиточного торговца тканью. Отец умирает, когда Шарлю исполняется 11 лет. Он посещает гуманитарную гимназию, но не может противиться желанию матери и учится на торговца в Лионе и Руэне, после того, как его, как не имеющего аристократического происхождения, не допускают к государственной службе.
Во время Французской революции и в годы правления Конвента он теряет практически всё своё состояние. До конца жизни ему приходится зарабатывать как маклер, кассир, помощник торговца, коммивояжер. Все его попытки посвятить себя только наукe терпят крах – из-за недостатка денег, не исключено, что и из-за неспособности вести экономические дела.
В 1803 – 1804 годах он публикует серию статей, где впервые представляет общественности свои идеи «универсальной гармонии» и «расчёта социального и эротического притяжения». В 1808 г. публикуется его первая книга, «Théorie des quatres Mouvements», («Теория четырёх движений»). В 1815 – 1816 гг. Фурье переезжает в город Талиссо и начинает перерабатывать свои манускрипты. Там ему встречается его первый «ученик», Жюст Мюиро. В 1819 году Фурье завершает работу над «Grand traité» («Большое сочинение, в 8 томах), которое он издаёт в 1821 году, однако, в сильно сокращённом виде (удалены были, большей частью, эротические пассажи). После периода экономического бедствия и постоянных странствий между Безансьоном, Парижем, Лионом и Юра, в 1829 г. публикуется самая ясная формулировка экономических аспектов его теории – «Le nouveau monde industriel et sociétaire» («Новый мир промышленности и обобществления»).
Под конец своей жизни он вступает в конфликт с Робертом Оуэном и последователями Сен-Симона, ссорится со своими учениками, ежедневно в полдень ожидает перед дверьми своего дома мецената, который бы профинансировал первый Фаланстер. Постепенно Фурье становится известным и даже очень уважаемым человеком. Последний труд, увидевший свет ещё при его жизни в 1835 -1836 гг. назывался «La fausse industrie» («Фальшивая промышленность»). Фурье умирает 10.10.1837 года в Париже, в свое квартире, которую он, как и все предыдущие, превратил в теплицу, полную цветов и растений.
Политическое влияние
Шарль Фурье считается представителем раннего утопического социализма, предшественника марксизма и анархизма. Либертарная мысль Фурье во многих областях ближе анархизму, чем социализму. Немецкий социалист Август Бебель в своей книге, посвящённой Фурье, называет его «отцом анархизма». Синдикалист Рудольф Рокер положительно отзывался о Фурье как об одном из родоначальников свободного социализма в Европе. Его идеи ещё были значительными во времена Первого Интернационала: экономические положения «Коммунистического манифеста» были переняты Марксом и Энгельсом из манифеста В. Консидерана «Принципы социализма», который был учеником Фурье. Важнейшими темами для Фурье были свободная любовь, сексуальная эмансипация и феминизм.
Основные идеи
Фурье отвергает государственную монополизацию в любой области. Он критикует тенденции многих социально-революционных моделей установить единые масштабы не только в общественной и трудовой жизни, но и в мире мыслей, чувств и отношений. По его мнению, общественная гармония не возникает посредством угнетения (экономических, властных, половых) инстинктов, а лишь посредством проживания различных, скомпонованных в каждом индивиде по-разному, «сил притяжения» или «сил ассоциации», которые касаются талантов, эмоциональной жизни и т.п. Он видит счастливого человека как человека, движимого чувствами, страстями. Изменять страсти Фурье не собирается, т.к. считает, что они уравновешиваются противонаправленными страстями, а все вместе они могут служить расцвету или «взлёту» (фр. essort) человека.
Для иллюстрации этой идеи можно использовать теория Исаака Ньютона об универсальной силе гравитации и притяжения между небесными телами (теория действительно повлияла на Фурье): как звёзды и планеты, чья гравитация должна бы привести к тому, что всё, что оказывается в поле их влияния, будет притянуто и поглощено, через взаимное уравновешивание удерживаются на своих гармонических орбитах; так и у людей – освобождённые и взаимодействующие, они сами создадут порядок общественного космоса.
«Порядок» для Фурье – это всегда «самосоздающийся порядок», и поэтому идеальный порядок рассматривается им как возможная, социально- и эмоционально-революционная модель, которую он называл Phalansterium (от фр. Phalanstère, гр. Phalanx – боевая единица и от лат. Monasterium – монастырская община). Этот товарищеский порядок, называемый Фурье «гармонией», является не только экономической, но и любовной общностью. Аскетическая, отчасти сдобренная христианской, в частности – протестантской теологией (см. Макс Вебер), трудовая мораль капитализма, деградировавшая телесную любовь к чему-то вроде поощрения, утвердившаяся и в программах марксизма и социал-демократии, подвергается радикальной критике. В этом одно из самых важных достижений Фурье для либертарного социализма: освобождение труда невозможно без освобождения сексуальности, и наоборот.
Фурье считается отцом термина «феминизм». Он интенсивно занимался проблемой равноправия между мужчинами и женщинами. В книге «Из новго мира любви» он пишет: «Гармония не возникает, когда мы сталкиваемся с глупостью, ограничивающей женщин кухней и кастрюлей. Природа одарила оба пола одинаково способностью к наукам и искусствам».