Работа с теоретическим материалом.
– Как вы понимаете значение слова разноспрягаемые?
– Опираясь на таблицы на с. 197 учебника, докажите, что глаголы хотеть, бежать, есть, дать разноспрягаемые.
Грамматическая сказка.
– В книге Г. Александровой «Занимательный русский язык» предложена грамматическая сказка «Английский крольчонок». Она поможет вам запомнить разноспрягаемые глаголы. В этой сказке говорится о том, как английский крольчонок попал в Россию. Но по-русски он совсем не умел разговаривать. Выучил только слова хотеть, есть, дать, так как они были самыми необходимыми для него. Так, когда он хотел покушать, то кричал: «Хотеть есть, дать!» И зайчиха, которая приютила его у себя, приносила ему еду. Однажды крольчонок увидел волка, но никак не мог вспомнить нужного слова, чтобы предупредить об опасности других зверей. Но, наконец, он закричал: «Бежать!» – и спас таким образом остальных зайцев. Теперь все его так и зовут Хотеть-есть-дать-бежать.
Упражнения 471, 472, 474.
Творческая работа.
– Вставьте вместо точек разноспрягаемые глаголы, определите их лицо и число.
1. Дома ..., что ..., в гостях – что дают.
2. Не угощай меня тем, чего я не ... .
3. Поищешь – найдешь, ... – добьешься.
Итог урока.
– Перечислите разноспрягаемые глаголы.
– Почему они так называются?
Домашнее задание: упражнение 473.
Урок 137.
глаголы Переходные и непереходные
Проверка домашнего задания.
Работа с текстом.
– Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы. Какова роль глаголов в этом стихотворении?
Тр..пинка продолж..ется –
Опять (в) траве теря..тся,
Опять (в) овраг (с) пуска..тся,
Б..жит через м..сток,
И (в) пол.. (вы) б..ра..тся,
И (в) пол.. вдруг конча..тся –
(В) р..дник большой (в) лива..тся,
Как (в) реку ручеек.
Работа с теоретическим материалом.
– Учащиеся выполняют упражнение под звездочкой на с. 198.
– Объяснение учителя.
– Рассмотрите предложения (под звездочкой на с. 199) и скажите, в каких случаях дополнения (существительные или местоимения) при переходных глаголах могут употребляться в форме родительного падежа.
– Сравните свой вывод со сведениями учебника.
Упражнения 475, 476.
Итог урока.
– Что такое переходные глаголы? Непереходные?
Игра на внимательность.Учитель читает словосочетания. Задача учащихся – хлопнуть в ладоши, когда услышат переходный глагол.
Изложить рассказ, списать предложение, излагать мысли, подчеркнуть суффикс, сделать сложение цифр, прикасаться к печке, запереть квартиру, расстилать скатерть, коснуться вопроса, приложить старания, загораем на пляже, загорелась зарница, соберем друзей, располагать временем.
Домашнее задание:упражнение 477.
Урок 138.
глаголы Переходные и непереходные
Проверка домашнего задания.
Лингвистическая задача.
– Подумайте, почему слово извиняюсь является нарушением правил этикета.
– Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, от какой части речи образовался суффикс -ся.
– Какими синонимами можно заменить это слово? (Извините, простите).
Работа с теоретическим материалом.
– Учащиеся выполняют упражнение под звездочкой на с. 200. Делают вывод. Сравнивают его с выводом учебника.
Упражнения 478, 479.
Подготовка к диктанту.
Учащиеся устно анализируют орфограммы в диктанте.
Диктант (упражнение 481).
Итог урока.
– Как отличить переходный глагол от непереходного?
Домашнее задание:упражнение 480.
Урок 139.
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение
Проверка домашнего задания.
Инсценировка.
– Просмотрите инсценировку и скажите, что обозначает наклонение глагола.
Грамотей русского языка. У глаголов есть постоянный контролер в виде наклонения, которое всегда соотносит действие с реальностью и показывает, реальное оно или предполагаемое, желаемое или только выражает побуждение к действию.
Изъявительное наклонение. Я Изъявительное наклонение, мои действия всегда реальны: уж если герой говорит: «Строю», – то обязательно это делает.
Условное и повелительное. А мы обозначаем действия не совершающиеся.
Условное. Вот я, Условное, обозначаю желаемое или предполагаемое действие, поэтому мой герой, вероятно, и пальцем не пошевелит.
Повелительное. А я, Повелительное наклонение, обозначаю лишь побуждение к действию, а будет ли мой герой работать, мне неизвестно.
– Перечислите наклонения глагола.
– В каком наклонении глагол обозначает реальное действие?
– Найдите корень в слове изъявительное. (-яв-)
– Подберите однокоренные слова. (Явь, явный, наяву.)
– Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам.
– Поставьте глагол писать в формы настоящего, прошедшего и будущего времени.
Упражнение 482 (коллективная работа).
Работа с перфокартами.
– Укажите, е или и нужно писать в окончаниях глаголов, поставив нужную гласную напротив соответствующего номера.
1) видит
2) обидит
3) зависит
4) сеет
5) веет
6) реет
7) тает
8) слышит
9) бежит
10) лает
Упражнение 483 (самостоятельная работа).
Итог урока.
– Чем отличаются глаголы в изъявительном наклонении от глаголов в условном и повелительном наклонениях?
Домашнее задание:упражнение 484.
Уроки 140–141.
ИЗЛОЖЕНИЕ
(упражнение 485)
1. Чтение текста упражнения 484.
– Почему текст называется «Витькина гайка»?
– Какие смысловые части можно выделить в тексте? (Описание завода, Витька пропал, ребята завинчивают гайки.)
– От чьего лица ведётся повествование? (Одного из одноклассников.)
– Прочитайте первое предложение рассказа. Назовите всех, на кого указывает местоимение «мы». (Витька и его одноклассники.)
– Опишите работу завода.
– Озаглавьте первую часть рассказа.
– Прочитайте вторую часть.
– Почему ребята потеряли Витьку?
– Где он был?
– Перестройте предложения с прямой речью так, чтобы повествование шло от Витькиного лица. Объясните знаки препинания.
– Расскажите о действиях Вити, его одноклассников.
– Почему Витя «потерялся»?
– Опишите его ощущения после завинчивания гайки. С какими чувствами он об этом рассказал ребятам?
– Расскажите об этой ситуации от лица Вити.
– Озаглавьте вторую часть.
– Прочитайте третью часть.
– Как ребята отреагировали на Витин рассказ? Опишите их эмоции.
– Озаглавьте третью часть.
2. Повторное чтение.
3. Самостоятельная работа.
Урок 142.
Условное наклонение