Работа с теоретическими сведениями

– Назовите постоянные и непостоянные признаки глагола. Скажите, что они обозначают, и приведите примеры.

Учащиеся могут опираться на теоретические сведения на с. 192 учебника.

3. «Объясни ошибку!»

Один школьник написал: Волна – красавится. Что с чем он перепутал? Как вы объяснили бы ему его ошибку? Попробуйте сами написать без ошибок под диктовку такие примеры.

У колодца расколоться

Так хотела бы вода,

Чтоб в болотце с позолотцей

Отразились провода.

Так хотела бы водица

Убегать и расходиться.

(В. Хлебников.)

Очень знать нам хочется,

Звездная Медведица,

Как вам ночью ходится,

Как вам ночью ездится...

(В. Маяковский.)

Мы вас ждем, товарищ птица,

Отчего вам не летится?

(В. Маяковский.)

4. Работа с таблицей (по упражнению 459).

Лингвистические задачи.

1) Почему глаголы терпеть, зависеть относятся к исключениям, а глаголы греметь, звенеть, скрипеть, гореть и др. не входят в исключения, хотя являются глаголами II спряжения?

2) Почему считаются исключениями глаголы дышать,гнать, держать, слышать, а глаголы молчать, кричать, ворчать и др., не являясь исключениями, относятся ко II спряжению?

Ответ: эти глаголы не являются исключениями, так как имеют ударные окончания и трудностей с определением спряжения не возникает.

Исследовательская работа.

– Пользуясь схемой, сформулируйте правило. Проверьте на различных примерах.

[Й] Е

глаг. наст. вр.

Ответ: если основа настоящего времени имеет конечный согласный «й», то глагол относится к I спряжению и имеет в личных окончаниях Е.

Упражнение 460 (комментированное письмо).

Самостоятельная работа (по упражнению 461).

Итог урока.

Игра на внимательность.Учитель называет признак глагола. Задача учащихся – привести пример.

Домашнее задание:упражнения 457, 458.

Урок 132.
Повторение изученного в 5 классе

Работа с таблицей.

– Заполните таблицу, поставив «+» в соответствующем столбце.

Примеры -тся -ться
1. Рыболовы хотели верну... к трем часам.    
2. Они непременно верну... .    
3. Каждый человек должен труди... .    
4. Виктор заботи... о родителях.    
5. Отстающие по русскому языку ученики решили подтяну... .    

Творческий диктант.

– Вставьте подходящие по смыслу глаголы.

1. Пилой пилят, а ножом ... .

2. Красками красят, а белилами ... .

3. Дом строят, а колодец ... .

4. Зубы чистят порошком, а руки ... мылом.

5. Лед на реке колют, а траву на лугу ... .

Упражнения 462, 463.

Игра «Редактор».

– Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола.

Однажды Кот и Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, как заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», – сказывал Пес. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.

Домашнее задание:упражнение 464.

Урок 133.
Повторение изученного в 5 классе

Проверка домашнего задания.

Лингвистическая задача.

– Объясните, почему в одном случае в стихотворении употреблен глагол одеть, а в другом – надеть.

Мама песню напевала,

Одевала дочку ...

Одевала – надевала

Белую сорочку.

Мама песенку допела,

Мама девочку одела.

(Е. Благинина.)

Упражнения 466–468.

4. Игра «Догадайся!».

– Переведите на русский язык. Запишите. Подчеркните глаголы, укажите лицо и спряжение.

Памочнiца

Наташа жыве ў горадзе. Бацька Наташы працуе на заводзе. Мацi працуе ў бальнiцы. Наташа вучыцца ў шестым классе. Дома Наташа дапамагае маме. Наташа – добрая памочнiца. Яна мые посуд.

Творческий диктант.

– Вставьте подходящие по смыслу глаголы.

1. В ненастную погоду дым из трубы стелется низко, а в хорошую погоду ... кверху.

2. Глазами смотрит, а ушами ... .

3. Дождь вымочит, а солнце ... .

Домашнее задание:упражнения 469, 470.

Уроки 134–135.
Развитие речи. СОЧИНЕНИЕ-РАССКАЗ

1. Подготовительная работа.

Сегодня на уроке мы будем писать сочинение-рассказ на тему «Степа колет дрова». Но для начала давайте определимся, к какому типу текста мы его отнесем: повествование, описание, рассуждение. Обоснуйте.

В задании упражнения 465 предложена последовательность, в которой нужно вести повествование. Но прежде чем выбрать вступление, обратимся к рисунку.

– Какая ситуация отображена на рисунке? (Мальчик колет дрова.)

– Умеет ли мальчик колоть дрова? Докажите.

– Итак, перечислите все, что можно сказать о мальчике. (Важно, чтобы учитель удержал ребят от высказываний о личности мальчика: хвастун, хорохор, неудачник и т. д., – так как этого не видно на рисунке.)

– Можем ли мы, опираясь только на рисунок, охарактеризовать личностные качества мальчика?

В этом нам помогут вступления, предложенные в упражнении.

– Прочитайте их (I вариант – первое вступление, II – второе) и охарактеризуйте Степу, опираясь на рисунок. (Выслушивается несколько мнений.)

– Сформулируйте мораль получившегося рассказа. (Учитель должен обратить внимание ребят на то, что во втором тексте повествование ведется от первого лица, можно сделать вывод, что Степа самокритичен.)

– Из текста упражнения 458 подберите пословицу, которая больше всего соответствует вашему рассказу.

– Постройте структуру, по которой вы будете вести повествование.

Самостоятельная работа (написание сочинения).

Сочинение-рассказ (упражнение 465).

Урок 136.
Разноспрягаемые глаголы

Цифровой диктант.

– Укажите, е или и нужно писать в окончаниях следующих глаголов, поставив нужную букву напротив соответствующего номера.

1) пишет

2) желает

3) держится

4) колет

5) слышит

6) спорит

7) стелет

8) хвалит

9) смотрит

10) ищет

Наши рекомендации