Тема 12. Статистика социально-экономического развития страны
1. В основе системы показателей лежат следующие экономические категории рынка:
£ заготовка товара, сбыт товара
£ качество, количество товара
R издержки обращения, прибыль от реализации товаров, основные средства для торговли
£ инфраструктура рынка
R цена, товарооборот, товарный запас
2. К системе национальных показателей статистики рынка, состоящей из нескольких блоков, каждый из которых характеризует определенный рыночный процесс, НЕ относится:
£ состояние и формирование рынка
£ состояние и поведение цен
£ наличие и движение товаров
£ инфраструктура рынка
R оптовая и розничная торговля
3. Система национальных счетов - это:
£ метод изучения экономики, основанный на конъюнктуре рынка
£ метод изучения экономики и ее результатов на основе построения балансовых макроэкономических моделей
R метод изучения экономики и ее результатов на основе изучения инфраструктуры рынка
£ метод изучения экономики на основе соотношения факторов спрос-предложение
£ метод изучения экономики через ВВП
4. В системе национальных счетов показатели группируются по:
£ по подразделениям экономики
R по отраслям экономики
R по секторам экономики
£ по товарообороту товаров
£ по сбыту товаров
5. Показатель создан в предприятиях рыночной сферы; характеризует часть стоимости конечных товаров и услуг, образованную в результате деятельности предприятий сбыта, закупок, торговли и услуг:
£ валовая добавленная стоимость (ВДС)
R валовой внутренний продукт (ВВП)
£ чистый основный продукт (ЧОП)
£ валовая основная прибыль (ВОП)
£ чистая добавленная стоимость (ЧДС)
6. Валовая добавленная стоимость (ВДС) =
£ валовая основная прибыль - чистый основной продукт (ВОП - ЧОП)
£ чистый основный продукт - валовой внутренний продукт (ЧОП - ВВП)
£ амортизация - промежуточное потребление (А - ПП)
R валовой выпуск - промежуточное потребление (ВВ - ПП)
£ потребительская прибыль - валовой выпуск (ПП - ВВ)
7. ПП - промежуточное потребление складывается из:
R стоимости всех продуктов
R стоимости всех услуг
£ стоимости всех произведенных продовольственных товаров
£ стоимости всех произведенных непродовольственных товаров
£ стоимости всех произведенных продовольственных и непродовольственных товаров
Варианты задач для контрольной работы № 1
Вариант первый
Задача 1
На основании приведенных данных вычислить среднюю урожайность пшеницы по колхозу для каждого периода.
Бригада | Базовый период | Текущий период | ||
урожайность (ц/га) | посевная площадь (га) | урожайность (ц/га) | валовой сбор (ц) | |
21,0 | 22,0 | |||
22,0 | 24,0 | |||
24,0 | 25,0 |
Обосновать выбор формы средней и сравнить полученные результаты.
Задача 2
. Для приведенного распределения рабочих по размеру заработной платы определить моду и медиану. Найти среднемесячную заработную плату одного рабочего и дисперсию заработной платы.
Месячная зарплата, руб. | Число рабочих |
400-500 | |
500-600 | |
600-700 | |
700-800 | |
800-900 | |
900-1000 | |
Итого |
Задача 3
Имеются данные по трем группам рабочих с разным стажем работы:
Стаж работы (лет) | Число рабочих | Средняя зарплата, руб | Стандартное отклонение зарплаты, руб |
До 3 | |||
3-10 | |||
Более 10 |
Определить:
- среднюю зарплату для всей совокупности рабочих, используя групповые средние
- общую дисперсию и стандартное отклонение зарплаты для всей совокупности, используя правило сложения дисперсий.
Проанализировать полученные результаты.
Вариант второй
Задача 1
Месячный выпуск продукции мебельными фабриками в регионе характеризуется следующими данными:
Мебельная | Ноябрь | Декабрь | ||
фабрика | фактический выпуск продукции (млн руб.) | % выполнения плана | плановый выпуск продукции (млн руб.) | % выполнения плана |
14,2 | 101,4 | 19,8 | 102,5 | |
17,6 | 98,5 | 22,8 | 100,9 | |
24,1 | 99,5 | 34,2 | 98,7 |
Определить выполнение плана по выпуску продукции мебельными фабриками за каждый месяц. Обосновать применение соответствующих формул для расчета средних величин и сравнить полученные результаты.
Задача 2
Возрастная группа | Численность безработных, в % к итогу | |
Мужчины | Женщины | |
15-22 | 7.7 | 11.2 |
22-29 | 18.5 | |
29-36 | 11.9 | 11.7 |
36-43 | 50.9 | 49.5 |
43-50 | 4.2 | |
50-57 | 5.7 | 3.8 |
57-64 | 2.6 | 1.3 |
Итого |
По данным определить:
- средний и модальный возраст безработных мужчин , средний и модальный возраст безработных женщин;
- коэффициенты вариации;
Сравнить полученные показатели.
Задача 3
Для изучения уровня заработной платы рабочих на предприятии выборочно обследовано 500 мужчин и 300 женщин. Результаты исследования показали, что у мужчин средняя заработная плата составила 1200 руб. при стандартном отклонении 200 руб., а у женщин - соответственно 800 руб. и 150 руб. Определить общую среднюю зарплату рабочих на заводе, а также определить зависит ли вариация уровня зарплаты от пола работающего.
Вариант третий
Задача 1
По приведенным данным вычислить среднюю урожайность по зерновым культурам колхоза за каждый период.
Культуры | Базовый период | Текущий период | ||
урожайность ц/га | валовой сбор (ц) | урожайность ц/га | посевная площадь (га) | |
рожь | 25,0 | 26,5 | ||
кукуруза | 40,2 | 42,0 | ||
ячмень яровой | 20,0 | 22,0 |
Дать обоснование соответствующих формул для расчета средней и сравнить полученные результаты.
Задача 2
Среднемесячный душевой доход, руб. | Численность населения, в % к итогу |
До 200 | 5.6 |
200-400 | 21.1 |
400-600 | 17.0 |
600-800 | 10.1 |
800-1000 | 6.1 |
Свыше 1000 | 40.1 |
10. По имеющимся данным определить:
- среднемесячный душевой доход в целом;
- модальный и медианный среднемесячный душевой доход;
- стандартное отклонение дохода
Задача 3
Имеются данные по трем группам рабочих с разным стажем работы:
Стаж работы (лет) | Число рабочих | Средняя зарплата, руб | Стандартное отклонение зарплаты, руб |
До 3 | |||
3-10 | |||
Более 10 |
Определить, влияет ли фактор, положенный в основу группировки, на результативный признак.
Вариант четвертый
Задача 1
На основании приведенных данных вычислить средний размер вклада в каждом из периодов по региону.
1985 год | 1989 год | |||
средний размер вклада (руб.) | число вкладов (тыс. чел.) | средний размер вкладов (руб.) | сумма вкладов (млн руб.) | |
В городах | 130,4 | 254,2 | ||
В сельской местности | 83,5 |
Обосновать выбор формы средней и сравнить полученные результаты
Задача 2
Среднемесячный душевой доход, руб. | Численность населения, в % к итогу |
До 200 | 15.3 |
200-400 | 50.6 |
400-600 | 23.5 |
600-800 | 7.3 |
800-1000 | 2.2 |
Свыше 1000 | 1.1 |
По имеющимся данным определить:
1. среднемесячный душевой доход в целом, модальный и медианный доход;
2. дисперсию дохода
Задача 3
По имеющимся данным определить общую дисперсию цен на недельные туры в Испанию (по правилу сложения двух дисперсий). Сделать выводы.
Месторасположение курорта | Число туристических фирм | Средняя цена недельного тура, долл. | Дисперсия цен тура в группе |
Коста-Брава | 528,57 | 2728,04 | |
Коста-дель-Соль | 588,33 | 8851,14 |
Вариант пятый
Задача 1
Определить средние затраты времени на производство единицы продукции по предприятию за каждый период.
Цеха | Базисный период. | Текущий период. | |||||||
затраты времени на единицу продукции (ч.) | производс-тво (шт.) | затраты времени на единицу продукции (ч.) | затраты времени на весь выпуск (тыс. ч.) | ||||||
4,0 | 3,8 | ||||||||
4,5 | 4,2 | ||||||||
Обосновать выбор формы средней и сравнить среднюю выработку по периодам
Задача 2
Среднемесячный душевой доход, руб. | Численность населения, в % к итогу |
До 200 | 10.9 |
200-400 | 30.0 |
400-600 | 22.9 |
600-800 | 14.0 |
800-1000 | 8.3 |
Свыше 1000 | 13.9 |
По имеющимся данным определить:
· среднемесячный душевой доход в целом, а также медианный и модальный доход;
· коэффициент вариации дохода
Задача 3
В коллективных хозяйствах района средняя урожайность зерновых составила 19 ц/га при стандартном отклонении 3 ц/га, а в фермерских хозяйствах – соответственно 26 ц/га и 4 ц/га. Определить:
- среднюю урожайность зерновых по району, если известно, что посевная площадь под зерновыми в коллективных хозяйствах в 9 раз превышает площадь фермерских хозяйств;
- общую дисперсию урожайности зерновых в районе (по правилу сложения двух дисперсий).
- сделать выводы.
Вариант шестой
Задача 1.
На основании данных о заработной плате рабочих по цехам определить среднюю заработную плату по предприятию в целом в каждом из периодов.
Цех | Базисный период | Текущий период | ||
средняя заработная плата (тыс. руб.) | число рабочих | средняя заработная плата (тыс. руб.) | фонд заработной платы (тыс. руб.) | |
Обосновать выбор формы средней и сравнить полученные результаты
Задача 2
Среднемесячный душевой доход, тыс. руб. | Численность населения, млн. чел. |
До 5 | 6,6 |
5-10 | 39,8 |
10-15 | 45,6 |
15-20 | 33,4 |
20-25 | 21,6 |
Свыше 25 | 1,7 |
11. По имеющимся данным:
- определить модальное и медианное значение среднемесячного дохода
- коэффициент вариации
Задача 3
С целью установления зависимости между урожайностью и сортом винограда на основе выборки определили урожай на 10 кустах винограда:
Сорт винограда | Число проверенных кустов | Урожай с каждого куста, в кг | ||||
Куст №1 | Куст №2 | Куст № 3 | Куст №4 | Куст №5 | ||
Сорт А | - | - | ||||
Сорт Б | ||||||
Сорт В | - | - | - |
Используя правило сложения двух дисперсий, определить зависит ли сорт от урожайности?
Вариант седьмой
Задача 1
На основании данных о выполнении плана товарооборота отделами обувного магазина за 2 месяца определить выполнение плана товарооборота по магазину в целом. Обосновать выбор формы средней, сравнить полученные результаты.
Отделы | 1 квартал | 2 квартал | ||
план товарооборота, млн руб. | выполнение плана, % | фактический товарооборот, млн руб. | выполнение плана, % | |
мужская обувь | 102,3 | 101,1 | ||
женская обувь | 97,5 | 102,3 | ||
детская обувь | 99,1 | 99,8 |
Задача 2
Группы вкладчиков по размеру вклада, тыс.руб | Число вкладчиков, тыс. чел |
До 50 | |
50-100 | |
100-150 | |
150-200 | |
200-250 | |
Более 250 | 0,109 |
По имеющимся данным рассчитать:
- средний размер вклада
- модальное и медианное значение вклада
- дисперсию вrлада
Задача 3
С целью установления зависимости между урожайностью и сортом винограда на основе выборки определили урожай на 10 кустах винограда:
Сорт винограда | Число проверенных кустов | Урожай с каждого куста, в кг | ||||
Куст №1 | Куст №2 | Куст № 3 | Куст №4 | Куст №5 | ||
Сорт А | - | - | ||||
Сорт Б | ||||||
Сорт В | - | - |
Используя правило сложения двух дисперсий, определить зависит ли сорт от урожайности?
Вариант восьмой
Задача 1
На основании приведенных данных определить средний объем научно-исследовательских работ в расчете на 1 специалиста по вузам региона за каждый месяц.
Вузы | Базисный период | Текущий период | ||
объем работ на 1 специалиста (млн руб.) | численность специалистов (чел) | объем работ на 1 специалиста (млн руб.) | общая стоимость НИР (млн руб.) | |
0,063 | 0,516 | 268,836 | ||
0,143 | 1,129 | 423,375 | ||
0,093 | 0,930 | 317,130 |
Дать обоснование применения формул для расчета средней и сравнить полученные результаты.
Задача 2
Группы рабочих по возрасту, лет | Число рабочих |
До 20 | |
20-30 | |
30-40 | |
40-50 | |
Старше 50 |
По имеющимся данным рассчитать:
- средний возраст рабочих
- модальное и медианное значение возраста
- стандартное отклонение
Задача 3
Есть две группы людей с разным месячным доходом (тыс. руб.):
Группа А | 2, 2, 2, 3 |
Группа В | 5, 5, 6 |
В какую группу отнести человека с месячным доходом 4 тыс. руб?
Указание: чтобы определить, в какую группу отнести новую единицу совокупности, следует рассчитать такую статистическую характеристику, которая показывала бы наилучший способ объединения в группы единиц совокупности. Этой характеристикой является межгрупповая дисперсия. Чем она выше, тем группы дальше отстоят одна от другой.
Вариант девятый
Задача 1
На основании приведенных данных определить средний товарооборот на 1 магазин района за каждый из периодов.
Группа магазинов | Базисный период | Текущий период | ||
средний товарооборот на 1 магазин (тыс. руб.) | число магазинов | средний товарооборот на 1 магазин (тыс. руб.) | Суммарный товарооборот (тыс. руб.) | |
продовольственные | ||||
промтоварные | ||||
хозяйственные |
Обосновать выбор формы средней и сравнить полученные результаты.
Задача 2.
Среднемесячный душевой доход, тыс. руб. | ||
800-900 | 1,2 | 4,2 |
900-1000 | 0,7 | 3,0 |
Свыше 1000 | 1,2 | 7,7 |
По имеющимся данным рассчитать:
- среднедушевой доход населения в области в 1995 и 1996 годах
- медианные размеры среднемесячных душевых доходов в 1995 и 1996 годах
- коэффициенты вариации в 1995 и 1996 годах
- сделать выводы
Задача 3
Имеются следующие данные по объему товарооборота в зависимости от типа предприятий региона:
Вид предприятий | Численность предприятий | Средний товарооборот, млн. руб. | Дисперсия товарооборота |
Городские | 0.49 | 0.054 | |
Поселковые | 0.78 | 0.086 | |
Сельские | 1.58 | 0.108 |
Используя правило сложения двух дисперсий, определить есть ли влияние фактора, положенного в основу группировки на результативный признак.
Вариант десятый
Задача 1
На основании приведенных данных рассчитать среднюю себестоимость одноименной продукции, произведенной предприятиями республики, за два месяца.
Предприятия | Базисный период | Текущий период | ||
себестоимость единицы прод. (тыс. руб.) | произведено (шт.) | себестоимость единицы прод. (тыс. руб.) | себестоимость выпуска (тыс. руб.) | |
1 | 7 | 6000 | 6,5 | 40950 |
2 | 9 | 5500 | 8,8 | 49280 |
3 | 10 | 4500 | 9,5 | 44650 |
Обосновать выбор формы средней и сравнить полученные показатели
Задача 2
Группы студентов-эаочников по возрасту, лет | Число студентов, чел. |
20-25 | |
25-30 | |
30-35 | |
35-40 |
По имеющимся данным рассчитать:
- средний, медианный и модальный возраст студентов-заочников
- стандартное отклонение возраста
Задача 3
.Имеются следующие данные по двум группам рабочим:
Группы рабочих | Число рабочих | Средняя часовая выработка, в шт. | Дисперсия выработки |
Квалифицированные | 5,5 | 0,23 | |
Малоквалифицированные | 3,5 | 0,38 |
Используя правило сложения двух дисперсий, определить тесноту связи между квалификацией и средней выработкой рабочих.
Варианты задач для контрольной работы № 2
Вариант первый
Задача 1
Производство кожаной обуви за год в республике характеризуется следующими данными:
янв. | фев. | март | апр. | май | июнь | июль | авг. | сент. | окт. | нояб. | дек. | ||||
Определить абсолютные приросты, темпы роста и прироста, абсолютное содержание одного процента прироста, а также средние показатели динамики. Результаты представить в виде таблицы.
По результатам расчетов сделать выводы.
Построить линейный тренд.
Задача 2
Определить индивидуальные индексы цен, физического объема продаж и общий индекс товарооборота по следующим данным:
Наименование | Средняя цена за 1 кг, (руб.) | Количество проданной продукции (ц) | ||
продукта | базисный | отчетный | базисный | отчетный |
говядина | ||||
свинина |
Вариант второй
Задача 1
Производство чулочно-носочных изделий в регионе характеризуется следующими данными (тыс. пар):
янв. | фев. | март | апр. | май | июнь | июль | авг. | сент. | окт. | нояб. | дек. |
Определить абсолютные приросты, темпы роста и прироста, абсолютное содержание одного процента прироста, а также средние показатели динамики. Результаты оформить в виде таблицы.
По результатам расчетов сделать выводы.
Построить линейный тренд.
Задача 2
. Имеются следующие данные о продаже и ценах на продукты на одном из рынков города:
Продукт | Ед. изм. | Продано, тыс.ед. | Цена единицы, руб. | ||
В базисном | В текущем | В базисном | В текущем | ||
Молоко | л | 2.5 | |||
Картофель | кг | 1.5 | |||
говядина | кг | 1.5 |
Определить общее изменение физического объема продаж, общее изменение цен, абсолютную экономию населения от снижения цен.
Вариант третий
Задача 1
Коэффициент выбытия основных производственных фондов на предприятии характеризуется следующими данными:
1985 | 1986 | 1987 | 1988 | 1989 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | |
Квыб (%) | 0,5 | 0,9 | 1,1 | 1,0 | 0,8 | 1,1 | 0,5 | 0,4 | 0,5 |
Определить абсолютные приросты, темпы роста и прироста, абсолютное содержание одного процента прироста, а также средние показатели динамики. Результаты представить в виде таблицы.
По результатам расчетов сделать выводы.
Построить линейный тренд.
Задача 2
По данным о затратах времени на производство единицы продукции определить индекс переменного состава, постоянного состава и индекс структурных сдвигов в целом по совокупности сборочных цехов предприятия. Пояснить смысл полученных индексов.
Цеха | Базисный период | Текущий период | ||
затраты времени на единицу продукции (ч.) | произведено продукции (шт.) | затраты времени на единицу продукции (ч.) | произведено продукции (шт) | |
4,7 | 4,8 | |||
5,0 | 4,8 | |||
4,8 | 4,7 |
Вариант четвертый
Задача 1
Коэффициент обновления основных производственных фондов на предприятиях машиностроения региона характеризуется следующими данными.
1985 | 1986 | 1987 | 1988 | 1989 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | |
Кобн | 4,2 | 4,5 | 4,3 | 5,5 | 4,6 | 4,2 | 3,8 | 3,6 | 4,1 |
Определить абсолютные приросты, темпы роста и темпы прироста, а также средние показатели динамики. Результаты представить в виде таблицы. По результатам расчетов сделать выводы.
Построить линейный тренд.
Задача 2
На основании данных о продаже картофеля на рынках города вычислить:
· индекс цен постоянного состава
· индекс цен переменного состава
· индекс структурных сдвигов
Рынок | Цена 1 кг (руб.) | Продано картофеля (ц.) | ||
базисный | отчетный | базисный | отчетный | |
Пояснить смысл полученных индексов.
Вариант пятый
Задача 1
На основании данных предприятия об уровне фондоотдачи по годам определить абсолютные приросты, темпы роста и прироста, абсолютное содержание одного процента прироста, а также средние показатели динамики. Результаты представить в виде таблицы. а. По результатам расчетов сделать выводы.
Годы | 1975 | 1976 | 1977 | 1978 | 1979 | 1980 | 1981 | 1982 | 1983 | 1984 | 1985 |
Фондоотдача (р/р) | 1,03 | 1,06 | 0,99 | 0,94 | 0,87 | 0,86 | 0,81 | 0,58 | 0,59 | 0,59 | 0,60 |
Построить линейный тренд.
Задача 2
Имеются данные об урожайности и посевных площадях зерновых культур в 1991 и 1995 гг.
Культура | Урожайность, ц/га | Посевная площадь, млн.га | ||
Пшеница | 28.1 | 16.9 | 9.2 | 8.2 |
Рожь | 16.4 | 12.6 | 6.5 | 3.2 |
Ячмень | 35.1 | 28.3 | 0.78 | 0.47 |
Определить индексы урожайности зерновых культур – переменного, фиксированного состава, индекс структурных сдвигов. Рассчитать абсолютные приросты.
Вариант шестой
Задача 1
Производство моющих средств в республике за год характеризуется следующими данными (тыс. тонн).
янв. | фев. | март | апр. | май | июнь | июль | авг. | сент. | окт. | нояб. | дек. |
3,6 | 2,9 | 3,6 | 3,2 | 2,9 | 3,1 | 1,1 | 2,5 | 2,7 | 3,3 | 1,4 | 1,5 |
Определить абсолютные приросты, темпы роста и прироста, абсолютное содержание одного процента прироста, а также средние показатели динамики. Результаты представить в виде таблицы. По результатам проведенных расчетов сделать выводы.
Построить линейный тренд.
Задача 2
Имеются данные о производстве и себестоимости продукта А по двум фабрикам за два периода:
Фабрика | Произведено, тыс. ед. | Себестоимость ед. продукта, руб | ||
В базисном | В отчетном | В базисном | В отчетном | |
№1 | ||||
№2 |
Определить изменение себестоимости продукта А по каждой фабрике, а также индексы переменного, фиксированного состава, индекс структурных сдвигов.
Вариант седьмой
Задача 1
Для анализа динамики розничного товарооборота в организациях потребительской кооперации республики за год определить:
а) абсолютные приросты, темпы роста и прироста, абсолютное содержание одного процента прироста. Результаты оформить в виде таблицы.
б) Средние показатели динамики. По результатам расчетов сделать выводы.
Месяцы | янв. | фев. | март | апр. | май | июнь | июль | авг. | сент. | окт. | нояб | дек. |
розничный товарооборот потреб. кооперации (млрд руб) | 4,0 | 5,1 | 6,9 | 7,8 | 9,5 | 12,1 | 13,9 | 16,4 | 18,7 | 21,3 | 23,4 | 27,2 |
Построить линейный тренд.
Задача 2
Себестоимость и объем производства на предприятии характеризуется следующими данными.
Виды продукции | Себестоимость единицы продукции (тыс руб) | Произведено продукции (тыс. шт.) | ||
базисный | отчетный | базисный | отчетный | |
А | ||||
Б |
Вычислить:
– общий индекс затрат на продукцию;
– общий индекс физического объема продукции (Ласпейреса);
– общий индекс себестоимости продукции (Пааше) и сумму экономии от снижения себестоимости.
Вариант восьмой
Задача 1
Производительность труда на предприятии характеризуется следующими данными.
Годы | 1975 | 1976 | 1977 | 1978 | 1979 | 1980 | 1981 | 1982 | 1983 | 1984 | 1985 |
выработка на 1 рабочего (тыс. руб./чел) | 15,83 | 16,13 | 16,37 | 17,08 | 17,22 | 17,89 | 18,15 | 17,35 | 18,10 | 18,40 | 19,74 |
Определить абсолютные приросты, темпы роста и темпы прироста, а также средние показатели динамики. Результаты представить в виде таблицы.. По результатам расчетов сделать выводы.
Построить линейный тренд.
Задача 2
Определить индивидуальные индексы цен, физического объема продаж и общий индекс товарооборота по следующим данным.
Наименование | Средняя цена за ед. (тыс. руб) | Кол-во проданной прод. (шт.) | ||
товара | базисный | отчетный | базисный | отчетный |
платья | ||||
халаты | ||||
блузки |
Вариант девятый
Задача 1
На основании данных о численности промышленно-производственного персонала предприятия (чел) по годам определить:
а) абсолютные приросты, темпы роста и прироста, абсолютное содержание одного процента прироста. Результаты оформить в виде таблицы.
б) средние показатели динамики. По результатам расчетов сделать выводы.
1980 | 1981 | 1982 | 1983 | 1984 | 1985 | 1986 | 1987 | 1988 | 1989 | 1990 |
1222 | 1264 | 1424 | 1453 | 1439 | 1491 | 1525 | 1586 | 1607 | 1632 | 1631 |
Построить линейный тренд.
Задача 2
На основании данных о продаже молока на двух рынках вычислить:
· индекс цен переменного состава
· индекс цен постоянного состава
· индекс структурных сдвигов
Рынок | Цена за 1 л., руб. | Продано молока (тыс. л.) | ||
базисный | отчетный | базисный | отчетный | |
1 | 1,8 | 2,0 | 46 | 39 |
2 | 1,9 | 1,8 | 65 | 92 |
Пояснить различия между полученными показателями индексов и сделать выводы.
Вариант десятый
Задача 1
Продолжительность жизни населения РФ характеризуется следующими данными:
Годы | 1988 | 1989 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 |
Продолжительность жизни в городах | 69,9 | 69,6 | 69,2 | 69,0 | 67,9 | 66,0 |
Определить показатели, характеризующие уровни ряда (цепные и базисные): абсолютные приросты, темпы роста и темпы прироста, абсолютное значение одного процента прироста, а также средние показатели динамики. Результаты представить в виде таблицы.
По результатам расчетов сделать выводы.
Построить линейный тренд.
Задача 2
На основании данных об оплате труда работников сельского хозяйства республики за два месяца определить:
· индекс заработной платы переменного состава
· индекс заработной платы постоянного состава
· индекс структурных сдвигов
Среднемесячная заработная плата одного работника (тыс. руб) | Среднесписочная численность работников (тыс. чел) | |||
базисный | текущий | базисный | текущий | |
колхозы | 57,3 | 58,4 | 159,3 | 158,3 |
совхозы | 71,5 | 72,2 | 85,7 | 80,0 |
Пояснить смысл полученных индексов.
Контрольная работа № 3
Задание.
На основе данных официальной статистической отчетности получить статистическую совокупность и провести полный статистический анализ изучаемого явления, выбрав соответствующую методологию расчета.
Использовать необходимые статистические графики и сводные таблицы, аналитические группировки для представления результатов.
По результатам расчетов сформулировать выводы.
Вопросы к экзамену
1. Понятие статистики. История развития статистики как науки. Основные задачи и объекты статистики.
2. Предмет и метод исследования в статистике. Основные понятия статистики.
3. Статистическое наблюдение, сущность и основные понятия.
4. Формы, виды и способы статистического наблюдения.
5. Точность и ошибки статистического наблюдения.
6. Сводка статистических данных - сущность и задачи.
7. Метод группировок - сущность, задачи, виды группировок.
8. Статистические ряды распределения - понятие, виды, способы представления.
9. Статистические таблицы и графики.
10. Понятие абсолютной, относительной величины. Виды абсолютных величин.
11. Виды относительных величин.
12. Понятие средней. Средняя арифметическая и средняя арифметическая взвешенная. Свойства средней.
13. Средняя гармоническая, степенные виды средних. Структурные средние.
14. Понятие вариации. Основные показатели вариации.
15.Правило сложения дисперсий и его практическое использование.
16.Ряды динамики. Понятие, классификация, правила построения.
17. Основные показатели рядо