Формирование христианского культа

В древнейший период своего существования члены христианских общин собирались на молитвенные собрания ночью или рано утром. Часто эти собрания проходили в укрытых от посторонних местах: загородных домах, сараях, иногда в подземных кладбищах – катакомбах. Собравшиеся пели хором гимны в честь Христа, слушали поучения и проповеди тех, кто чувствовал себя «орудием духа Бога», зачитывали повествования о Христе. Заканчивались собрания скромной общей трапезой, состоявшей из белого хлеба и разбавленного водой красного вина. Собранием руководил выбранный общиной старшина – пресвитер, которому помогали служители и служительницы – диаконы и диакониссы. С течением времени в общине стали появляться особые хозяйственные руководители – епископы.

Еженедельно (в день иудейской субботы) христиане собирались для проведения своего обряда. К концу II в. эти еженедельные церемонии приобрели вид христианской мессы. Частично основываясь на службах иудейского храма, частично – на греческих мистериальных обрядах очищения, искупительной жертвы и причастия, месса медленно вырастала в удивительную смесь молитв, псалмов, чтения проповеди, декламации и венчающей их символической искупительной жертвы. Искупительная жертва заменила в христианстве кровавые жертвоприношения древних религий. Хлеб и вино, возложенные на алтарь, воспринимались теперь претворенными посредством акта освящения в плоть и кровь Христа и подносились Богу как повторение жертвенной смерти Иисуса на кресте. Затем в ходе напряженной и волнующей церемонии верующие причащались самой жизнью и субстанцией своего спасителя. Это был обычай, неземной по происхождению и прекрасный в своем развитии: его принятие было обусловлено той глубокой мудростью, с какой церковь приспосабливалась к символам своего времени и нуждам людей. Ни одна другая церемония не была способна так ободрить в существе своем одинокую душу и укрепить ее столь надежно перед лицом враждебного мира.

Библия

Библия[32] – собрание древних текстов, канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного Писания. Признаваемая тем и другим часть Библии, первая по времени создания, получила у христиан название Ветхий Завет (у иудеев – Танах), другая часть, прибавленная христианами и признаваемая только ими, называется Новый завет. За этой терминологией стоит христианское представление, согласно которому "завет" (мистический договор или союз), заключенный Богом с одним народом (евреями), сменен благодаря явлению Иисуса Христа Новым Заветом, заключенным уже со всеми народами.

Ветхий Завет состоит из памятников древневрейской литературы 12-2 вв. до н. э., написанных на древнееврейском (иврите) и отчасти арамейском языках. Он делится на три больших цикла:

1) Тора, или Пятикнижие пророка Моисея;

2) Пророки – несколько древних хроник и собственно пророческие сочинения, принадлежащие народным проповедникам VIII-V вв. до н. э. – Исайе, Иеремии, Иезекиилю и 12-ти «малым пророкам», а так же книга Даниила, датируемая II в. до н. э.

3) Писания, или Агиографы, – собрания текстов, относящихся к различным поэтическим и прозаическим жанрам (религиозная лирика, сборник афоризмов, назидательные повести, хроникальные тексты и др.).

Новый завет – комплекс из 27 специфически христианских книг, написанных в I–II вв. н. э., дошедших до нас на греческом языке. Это обязательная и наиболее важная часть Библии для христиан, которая в тоже время категорически отвергается иудеями. Новый завет состоит из:

1) четырех Евангелий, т. е. "благовестий" о жизни и учении Христа;

2) Деяний апостолов,

3) 21 послания апостолов – Павла, Петра, Иоанна, Иакова, Иуды (не Искариота!);

4) Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис.

Слово «библия» в самих священных книгах не встречается и впервые было использовано применительно к собранию священных книг на Востоке в IV веке Иоанном Златоустом и Епифанием Кипрским.

Ислам, считая искажёнными позднейшими переписчиками как Ветхий Завет (арабский Таурат – Тора), так и Новый завет (арабский Инджиль – Евангелие), в принципе признает их святость, и персонажи обеих частей Библии (напр. Ибрахим (Авраам), Юсуфм (Иосиф), Иса (Иисус)) фигурируют и в Коране и играют важную роль в исламе.

В настоящее время Библия полностью или частично переведена на 2 377 языков народов мира, полностью издана на 422 языках.

Вероучение

Христианству предстояло пройти долгий путь развития, прежде чем выработается стройная система его догматов.

Краткое изложение веры христианской содержит Катехизис (греч. «оглашение»). Главной целью христианства – спасение души человеческой, для чего необходимо:

1) познать истинного Бога,

2) вера в Бога,

3) нравственная жизнь.

В основе Катехизиса лежит учение апостола Павла о том, что в жизни христианина должны присутствовать вера, надежда и любовь (согласно 1-му Посланию Коринфянам 13:13). Таким образом, верующему христианину нужны:

1) учение о вере в Бога и участие в Таинствах церкви,

2) учение о надежде на Бога и о средствах утверждения в ней,

3) учение о любви к Богу и ко всему, что Он повелевает любить.

Учение о вере изложено в Символе веры. Учение о надежде базируется на молитве – как форме общения с Богом и евангельских заповедях блаженства. Учение о любви основано на нравственном законе, данном в Ветхом Завете.

Символ веры:

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век;

3. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

4. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

5. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

6. И воскресшаго в третий день по Писанием.

7. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

8. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

9. И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки.

10. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

11. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

12. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Сутью догмата о единстве Бога является утверждение, что есть только один единственный Бог, и нет никаких других богов, ни равных ему, ни высших, ни низших. Все представления о богах в нехристианских религиях являются ложными, извращенными. Догмат о Троице гласит о том, что Бог един и одновременно троичен (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой). Бог имеет три лица или ипостаси. Три лица в Боге различны только по своим свойствам: Бог-Отец не рожден и существует предвечно, Бог-Сын рожден от Отца, Дух Святой исходит от Отца. Усвоить основные идеи христианской церкви можно только верой, полное постижение разумом догматических истин невозможно.

Церковные Таинства

Таинством называется священное действие, которое мистическим образом воздействует на человека посредством благодати или спасительной силы Божией. Всего таинств семь:

1. Крещение. В крещении человек обретает духовное рождение.

2. Миропомазание. Это таинство, посредством которого верующему при помазании освященным миром частей тела во имя Христа подаются дары, укрепляющие в жизни духовной.

3. Причащение. В причащении человек питается духовно.

4. Исповедь. В исповеди человек врачуется от болезни духовной – грехов.

5. Священство. В священстве человек получает право возрождать и воспитывать других посредством учения и Таинств.

6. Брак. В браке человек освящает свое супружество.

7. Елеосвящение. При елеосвящении человек врачуется от болезней телесных посредством духовного исцеления.

Молитва

Надежда христианская – это успокоение сердца в Боге, уверенность, что Он всегда забоится о спасении верующих. Средствами приобретения спасительной надежды являются:

1) молитва,

2) учение Иисуса Христа о блаженстве,

3) действительное следование учению церкви.

Молитва – это форма общения с Богом. Молитвы по содержанию бывают покаянными, просительными и благодарственными. Можно молиться без слов умом и сердцем. Такую молитву называют духовной, внутренней молитвой. Молитва вербальная, т.е. словесная называется устной, или наружной. Одной лишь устной молитвы без внутреннего внимания и усердия недостаточно для получения благодати. Есть молитва универсальная, которая может быть образцом для всех молитв – это молитвы Господня:

«Отче наш, иже еси на небесех, да святится имя Твое, да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Яко Твое есть Царствие, и сила, и слава во веки. Аминь».

Эта молитва содержит в себе призывание, семь прошений и славословие. Эту молитву дал Иисус Христос своим апостолам по их просьбе: «Научи нас молиться» (Лк. 11:1).

Заповеди блаженства

1. Но, чтобы утвердиться в надежде спасения, к молитве следует присоединить подвиг жизни и достойную жизнь. Об этом Говорит Христос: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21). Руководством в таком жизненном подвиге может стать учение, Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

5. Блаженны милостивые, ибо помилованы будут.

6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими.

8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить на Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.

Заповеди Божии

Главные всеобщие заповеди были записаны на двух каменных скрижалях – плоских овальных камнях. Их десять:

1. Я есть Господь Бог твой, да не будет у тебя иных богов, кроме Меня.

2. Не сотвори себе кумира и никакого подобия того, что на небе вверху, на земле внизу, в воде ниже земли, не поклоняйся и не служи им.

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его: шестой день работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему: не делай в оный день никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих.

5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не лжесвидетельствуй.

10.Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Ереси

Арианство. В начале IV в. пресвитер Арий выступил с учением о том, что в божественной Троице только Бог-Отец является вечным. Первым в его творении был Сын или Логос. Сын поэтому не может быть равным Отцу, он лишь подобен ему. Арианство представляло попытку рационалистического толкования основного христианского догмата. Учение Ария было осуждено в 325 г. на первом Вселенском соборе в г. Никее. Собор принял краткое изложение основных догматов христианства, так называемый Никейский символ веры, определил время празднования пасхи, выработал 20 канонов или дисциплинарных и богослужебных правил.

Духоборцы. Второй Вселенский собор был созван в 381 г. в Константинополе. На соборе было осуждено учение константинопольского епископа Македония и его последователей-духоборцев, отвергавших божественность третьего лица Троицы, Духа Святого и считавших его первым творением и орудием Сына. Второй собор выработал формулу троичности Бога, дополнил и канонизировал Никейский Символ веры, который и сейчас служит руководством церкви.

Несторианство. В Византии в V в. в христианстве возникло течение несторианство. Его основателем был Несторий, патриарх Константинопольский (428-431гг.), который подверг рационалистической критике мистическое христианское понятие “богочеловека”. Согласно Несторию, дева Мария родила человека, который впоследствии, преодолев человеческую слабость, возвысился до Сына Божьего (мессии). Во Христе человеческое и божественное начало пребывают в относительном единстве, никогда полностью не сливаясь. На Эфесском соборе 431 г. (третьем Вселенском) несторианство было осуждено как ересь. Несториане бежали в Иран, Среднюю Азию, а затем в Китай.

Монофизитcтво. Как реакция на учение Нестория вскоре появляется точка зрения константинопольского монаха Евтихия, поставившего вопрос о соединении во Христе божественной и человеческой природы. Отвергая возможность соединения двух природ, он трактовал соединение как поглощение человеческого начала во Христе божественным. Таким образом, пострадал за человечество не бог-человек, а бог. Сторонники Евтихия были прозваны монофизитами, т.е. “приверженцами одной природы”. В 451 г. это учение было также осуждено Халкидонским собором (четвертым Вселенским). Монофиситы утвердились в Армении, Сирии, Египте и Эфиопии.

Монофелитство. В VII в. возникло учение монофелитов как компромисс между ортодоксальной догмой и монофиситами. По учению монофелитов, Христос обладал двумя природами (человеческой и божественной), но одной волей (божественной). Самостоятельность человеческой воли Христа исчезла в результате поглощения ее божественной волей. В 638 г. взгляды монофелитов были официально одобрены императором Византии Ираклием, но в 680-681 гг. их осудил Константинопольский собор (шестой Вселенский).

На первых Вселенских соборах были канонизированы основные церковные догматы.

Наши рекомендации