Разделение вселенской церкви: католичество и православие

В своих официальных документах западная (Римо-католическая) и восточная (Православная, ортодоксальная) церкви именуют себя вселенскими. До XI в. существовала единая христианская вселенская церковь. Первой политической предпосылкой раскола был раздел в 395 г. Римской империи на восточную и западную. Это обстоятельство предопределило претензии каждой из сторон на единоличное руководство церковью.

Западная Римская империя вскоре была завоевана германскими племенами. На территории западных римских провинций со временем образовались самостоятельные феодальные государства. В Восточной Римской империи (будущая Византия) надолго сохранилась сильная императорская власть. Развитие восточных и западных областей некогда единого государства пошло различными путями.

Так под влиянием вполне конкретных исторических обстоятельств сформировались две характерные особенности восточного и западного христианства. У Западной Церкви – гибкость, быстрая приспособляемость; у Восточной – консерватизм, тяготение к традиции, к обычаям, овеянным и освященным стариной.

С середины IX в. происходила упорная борьба за господство в христианском мире между папством, представлявшим Западную Церковь, которую в то время возглавлял папа Николай I, и патриархией, представлявшей Восточную Церковь, возглавляемую патриархом Фотием.

В 857 году император Византии Михаил III низложил патриарха Игнатия и возвел на патриарший престол угодного ему Фотия. Папа Николай I счел это поводом для вмешательства и для укрепления своего влияния над восточной церковью. Он потребовал восстановить Игнатия, а заодно предъявил ряд территориальных претензий (в частности, по отношению к Болгарии). Византийский император не пошел на уступки, и папа объявил Игнатия истинным патриархом, а Фотия – низложенным.

С этого времени начинается противостояние двух церквей. Чтобы рассмотреть догматические разногласия восточной и западной церкви, укажем на те положения, которые приняты в католичестве и отвергнуты в православии.

1. Догмат о филиокве (лат. «и от Сына») – добавление к Символу веры, сделанное в VII в. Западной Церковью, суть которого состоит в том, что Дух Святой исходит не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына.

Католическая церковь строго централизована, имеет единый центр, единого главу. Центр католицизма и резиденция его главы, папы римского – Ватикан, крохотное государство в центре Рима. Государство Ватикан было создано в 1929 г. Папа – глава католической церкви – наместник Христа на земле. Его слово считается истиной в последней инстанции. У православия нет единого центра управления, как Ватикан. Если константинопольский патриарх и считается вселенским, то это означает, что он “первый среди равных”.

2. Вера в непорочное зачатие Девы Марии, т.е. непричастность самой Марии первородному греху, который выдвинул в 1942 году папа Пий IX.

3. Целибат (безбрачие) духовенства.

4. Существование частилища – места, куда попадает душа умершего, и где решается ее дальнейшая судьба – отправление в рай или ад.

5. Источником своего вероучения католики считают не только “священное писание” (Библию), но и “святое предание”, в которое они, в отличие от православных, включают не только решения первых семи вселенских, но и последующих соборов, а также суждения пап. При этом правом толкования Библии пользуется только церковь.

6. Таинство крещения производится путем обливания водой или погружения в воду; тогда как в православии – только погружением в воду.

7. Таинство миропомазания в католицизме производится, когда ребенку исполнилось семь-восемь лет, так называемая конфирмация. У православных – вскоре после рождения.

8. Таинство евхаристии (причащения) совершается у католиков на пресном хлебе, у православных – на квасном. Только духовенство у католиков могло причащаться хлебом и вином, миряне – только хлебом («под одним видом»).

Протестантизм

Протестантизм (от лат. protestans – публично доказывающий) — одно из трех, наряду с Католицизмом и Православием, главных конфессий (направлений) христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церквей и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией – широким антикатолическим движением XVI века в Европе.

Реформация (лат. – «преобразование») в XVI в., привела к расколу римско-католической церкви и к созданию новых вероучений, которые проявились с разной степенью интенсивности почти во всех странах католического мира. Реформационные процессы обрели в Европе XVI в. характер широких религиозных и социально-политических движений, выдвигавших требования реформы римской церкви и преобразования порядков, утверждаемых ее учением. Теоретики Реформации создали учения, отвечавшие новым веяниям общественного развития XVI-XVII вв.:

1. Было подвергнуто критике учение католической церкви «о греховности» земного существования человека. «Спасением» и «оправданием» всего земного мира ведает, согласно католическому учению, только папская церковь, наделенная особым правом распределять в мире “божественную благодать” через совершаемые ею таинства (крещение, покаяние, причащение и др.).

2. Центральным местом новых учений времен Реформации стала доктрина о непосредственной связи человека с Богом, об «оправдании верой», т.е. «спасении» человека не с помощью строгого выполнения обрядов, а на основе внутреннего Божьего дара – веры. Смысл учений об «оправдании верой» заключался в отрицании привилегированного положения духовенства, в отказе от церковной иерархии и главенства папы. Каждый христианин, будучи избранным и крещённым, получает «посвящение» на общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников (Церкви и духовенства). В протестантизме таким образом снимается догматическое различие между священником и мирянином, упраздняется церковная иерархия. Поэтому в протестантизме отсутствует исповедь и отпущение грехов, а также безбрачие священников и пасторов. Таким образом, протестантизм упразднил монастыри и монашество. Принцип всеобщего священства заложил основу демократического устройства общин (равенство мирян и духовенства, выборность, отчётность и т. д.).

3. Еще одно положение, принципиально отличавшееся от католического учения – признание «священного писания» единственным авторитетом в области религиозной истины: это влекло за собой отказ признания «священного предания» (решений римских пап и церковных соборов) и открывало возможность для более свободной и рациональной трактовки вопросов религии.

4. Первородный грех извратил природу человека, лишил его способности к добру, поэтому он может добиться спасения не с помощью добрых дел, Таинств и аскетизма, а только благодаря личной вере в искупительную жертву Иисуса Христа.

5. Протестантизм упразднил многие Таинства, оставив только Крещение и Евхаристию (причащение). Также упразднил молитвы за умерших (мертвому уже не поможешь), молитвы святым (на небе человека слышит лишь один Бог) и многочисленные праздники в их честь, почитание мощей и образов, считая это разновидностью идолопоклонства.

6. Молитвенные дома протестантов были освобождены от пышного убранства, от алтарей, образов и статуй, сняты колокола.

7. Богослужение протестантов предельно упрощено и сведено к проповеди, молитве и пению псалмов и гимнов на национальных языках.

8. Библия была переведена на национальные языки, а её изучение и толкование стало главной обязанностью каждого верующего.

Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, кальвинизм, унитариатство, анабаптизм и англиканство. В дальнейшем возникает ряд течений, известных как поздний, или неопротестантизм: баптисты, методисты, квакеры, адвентисты, пятидесятники, Армия Спасения и ряд других. Формирование большинства этих течений проходило под знаком «религиозного возрождения», возврата к идеалам раннего христианства и Реформации.

Теология протестантизма прошла в своем развитии ряд этапов. Это ортодоксальная теология XVI в. (Мартин Лютер, Жан Кальвин), непротестантская, или либеральная теология XVIII — XIX вв. (Фридрих Шлейермахер, Эрнст Трёльч, Адольф фон Гарнак), «теология кризиса», или диалектическая теология, появившаяся после Первой мировой войны (Карл Барт, Пауль Тиллих, Рудольф Бультман), радикальная, или «новая» теология, распространившаяся после Второй мировой войны (Дитрих Бонхеффер).

В настоящее время протестантизм получил наибольшее распространение в Скандинавских странах, США, Германии, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швейцарии. Мировым центром протестантизма по праву считаются США, где обосновались штаб-квартиры баптистов, адвентистов и других протестантских Церквей и деноминаций. Для современного протестантизма характерно стремление к интеграции, которое нашло выражение в создании в 1948 г. Всемирного совета Церквей.

Православие

К православию относятся 15 самостоятельных православных церквей с общей численностью 150 млн. верующих. Самой крупной и наиболее влиятельной из них является Русская православная церковь. Во главе каждой православной церкви стоит патриарх. Он избирается поместным собором, которому принадлежит высшая власть по всем вопросам веры, церковного управления и церковного суда. Патриарх осуществляет межцерковные связи, контролирует деятельность епархиальных архиереев, награждает титулами и высшими церковными отличиями, осуществляет надзор за всеми учреждениями центрального церковного управления. Ему принадлежит право помилования и смягчения церковных наказаний. Он собирает поместные соборы и председательствует на них. При патриархе учреждается священный синод, состоящий из постоянных и временных членов. При синоде имеются различные отделы, занимающиеся делами церкви.

В административном отношении православные церкви разделяются на епархии, возглавляемые епархиальными архиереями, назначенными синодом во главе с патриархом. Епархии делятся на округи, возглавляемые благочинными. Последние наблюдают за деятельностью приходского духовенства. В основании церковной иерархии стоит приход, возглавляемый избранным на общем собрании верующих церковным советом.

Основу православного вероучения составляет символ веры, утвержденный на первых двух вселенских соборах в 325 и 381 гг. В 12 членах (параграфах) этого символа веры сформулированы представления о Боге, его отношении к миру и человеку. Сюда относятся понятия о триединстве Бога, боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, крещении, загробной жизни и т.д.

Все основные догматы православной церкви сообщены человеку Богом, а потому являются истинными и вечными. Они непостижимы разумом. Основой познания символа веры является любовь к Богу. Главным средством усвоения верующими основных канонов православия является система богослужения.

История русской православной церкви представляет собой большой пласт истории христианской церкви и истории России.

Принятие христианства на Руси было длительным и сложным процессом, продолжавшимся несколько столетий. До принятия христианства Русь была языческой страной, её религией был политеизм. Для формировавшегося государства потребовалась монотеистическая религия, более соответствовавшая идее государственного единства.

Славяне через своих соседей были знакомы с несколькими монотеистическими религиями – иудаизмом, исламом и христианством. «Повесть временных лет» рассказывает, как князь Владимир выбирал для своей страны религию. К нему приезжали проповедники, киевские послы ездили по разным странам с целью познакомиться с богослужением, вероучением, моралью различных религий. Кроме того, при выборе религии, учитывались и политические интересы страны. Иудаизм, который исповедовали хазары и евреи, славяне отвергли из-за ассоциации с разорительными хазарскими набегами, а также из-за того, что евреи во всех странах Европы считались презираемым народом. Ислам налагал множество ограничений, непривычных для русских людей. Западный вариант христианства также отвергли из-за претензий папы римского на светскую власть и необходимости вести богослужение на непонятном латинском языке. Оставался восточный вариант христианства – православие.

С ним славяне были знакомы ещё до образования государства. Некоторые из них – воины и купцы, бывавшие в Византии, были крещены. В Киеве существовала значительная группа сторонников расширения торговых связей с Византией, опираясь на которых, христианство приняла княгиня Ольга – бабушка князя Владимира. При ней в Киеве был построен первый христианский храм – церковь Ильи Пророка. Взвесив эти соображения, Владимир остановил выбор на православии.

Князь Владимир решил принять крещение. Вместе с князем крестилась и его дружина. Затем началось крещение Руси. Киевляне в основной своей массе положительно приняли новую религию. Противники христианства не посмели выступить против князя. Были сброшены идолы языческих богов, после чего на реке Почайне состоялось массовое крещение киевлян. На этом месте был построен храм святого Василия Великого. При крещении Владимир принял имя Василий. В Киев был прислан митрополит Михаил и духовенство.

За пределами Киева христианство распространялось труднее. Насильственное его насаждение вызвало восстания в Новгороде, Ростове и других городах. Неурожай, непогоду, эпидемии болезней, феодальный гнёт люди рассматривали, как гнев богов, поэтому в борьбе против христианства нередко звучали и социальные лозунги. Распространение христианства продолжалось до начала XII в. Дольше всех язычество держалось у вятичей, живших на северо-востоке страны, где соседями славян были довольно многочисленные угро-финские племена – меря, весь, мурома, мордва, обладавшие достаточно развитой языческой религией.

Христианство оказало значительное влияние на все стороны жизни страны. Новая вера способствовала укреплению национального и государственного единстваКиевской Руси, помогла народу выстоять в сложных условиях феодальной раздробленности, монголо-татарского нашествия и последующих испытаниях.

Церковь выступала против грубых форм рабства, характерных для язычества, но, с другой стороны, проповедовала покорность властям и смирение. Благодаря христианству вырос международный авторитет Древнерусского государства. Расширились экономические, культурные, дипломатические отношения с ведущими странами того времени, особенно с Византией. Вырос уровень культурного развития Руси. Широко распространялась грамотность. Умение читать и писать из привилегии жрецов стало достоянием практически всех слоёв населения. Развивались новые отрасли хозяйства – огородничество, садоводство, различные виды ремёсел – строительство, иконопись, ювелирное и декоративно-прикладное искусство.

Темы для обсуждений

1. Христианское понятие греха.

2. Славянское язычество до христианизации Руси.

3. Толкование заповедей.

4. Основные ветви христианства.

5. Крестная символика.

Дополнительная литература к главе 6

1. Асмус В. История церкви: Курс лекций. М., 1998.

2. Деревенский Б. Иисус Христос в документах истории. СПб., 2001.

3. Знаменский П. История русской церкви. М., 1996.

4. Карев А., Сомов К. История христианства. М., 1990.

5. Карташев А. А. История русской церкви. М., 2005.

6. Мень А. Сын человеческий. М. 1991.

7. Мосли Р. Церковь первого века.

8. Тальберг Н.Д. История Русской Церкви. М., 2004.

9. Тальберг Н.Д. История христианской церкви. М., 2000.

10. Честертон Г. Франциск Ассизский // Вопросы философии. №1, 1989, стр. 83-128.

11. Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. – М.,1992.

12. Христианство. Словарь. Под ред. Л.Н.Митрохина. - М., Республика, 1994.

13. Христианство. Энциклопедический словарь. - М., "Большая Российская энциклопедия", 1993.

14. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. - М., Международные отношения, 2002.

15. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., Русское слово, 1997.

16. Покровский Д. Словарь церковных терминов. - М., Рипол, 1995.

17. Полный православный богословский энциклопедический словарь. - СПб., 1997.

18. Библия.

19. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. - Харьков, Епархиальная Типография, 1916

20. Ли Г.Ч. История инквизиции. Происхождение и устройство. - М., 2001

21. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. - Белгород, 1997

[1] Трансцендентное (от лат. transcendo - переступаю, перешагиваю)– запредельное, лежащее за пределами опыта.

[2] Сказанное, однако, нельзя полностью переносить на поздние формы магии, например на средневековую европейскую магию, в которой исходный субстрат (естественная магия) оказался дополненным представлениями и образами христианской демонологии и ангелологии.

[3] Политеизм (от гр. πολύς, «многочисленный, много» + гр. θεός, «бог, божество») букв. «многобожие».

[4] Монофизиты – от гр. моно «единый, один» и гр. phýsis «природа, естество».

[5] См.: Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. М., 1984. С. 71-78.

[6] Сакральный (от лат. sacralis - священный) – сфера явлений, предметов, людей, относящихся к божественному, религиозному, в отличие от светского, мирского, профанного.

[7] Шопенгауэр А. О воле в природе. Синология // Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. 2. М., 1993. С. 100.

[8] Нуминозное – от лат. numen «божественная воля, власть, сила Божества»

[9] Априори (лат. a priori «из предшествующего») - букв. «то, что предшествует опыту.

[10] Онтология (от греч. οντοσ— сущее, то, что существует и λογος— учение, наука) — раздел философии изучающий проблемы бытия; наука о бытии.

[11] Феномен – гр. φαινόμενον «являющееся»

[12] Позитивизм (франц . positivisme, от лат. positivus - положительный) – философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание – есть совокупный результат специальных наук. Позитивизм – это гносеологическая установка, согласно которой позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания.

[13] Амбивалентность (от лат. ambo - оба и valentia - сила) – двойственность чувственного переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает к себе у человека одновременно два противоположных чувства, например удовольствия и неудовольствия, любви и ненависти, симпатии и антипатии.

[14] Само слово «буддизм» создано европейцами в XIX веке. Сами буддисты называют свою религию просто Дхармой (Закон, Учение) или Буддхадхармой (Учением Будды).

[15] Слово Бодхисатва состоит из двух санскритских понятий бодхи – пробуждение, просветление; саттва – существо (здесь – будущий Будда).

[16] Гаутама – фамильное имя. Имя Сиддхартха можно перевести как «полностью достигший цели».

[17] Санскритский корень buddh тот же самый, что и в русских словах «будить», «пробуждаться», что абсолютно неудивительно, поскольку русский язык, как и санскрит, наряду с латынью, немецким, литовским и многими другими славянскими, германскими, романскими и т.п. языками, относится к индоевропейской языковой семье.

[18] Ваджрасанa (санскр.) – Поза Алмазной Несокрушимости, эпитет места Пробуждения; ныне Бодхгая, штат Бихар.

[19] В Древней Индии писали на пальмовых листьях, которые носили в корзинах

[20] Слово «карма» может быть переведено с санскрита как «дело», «действие» (и никоим образом не как «судьба» или «участь»).

[21] Впрочем, вопрос о том, имеет ли мир начало или же нет (равно как и вопрос о бесконечности мира), относился буддизмом к так называемым «неопределенным», «не имеющим ответа» вопросам, на которые Будда не давал ответа, храня «благородное молчание». Поэтому, строго говоря, по крайней мере с позиций раннего буддизма, вопрос о начале сансары не имеет ответа. Как говорится в одной из палийских сутт (сутр): «Недоступно мысли, о монахи, начало сансары. Не могут ничего знать о начале сансары существа, что, будучи объяты неведением и охвачены страстью, блуждают в ее круговороте от рождения к рождению».

[22] Апофатическая теология описывает Бога через отрицательные характеристики, подчеркивая Его трансцендентнсть.

[23] У монахов и монахинь обетов несколько сотен. Они подробно описываются в разделе «Виная» буддийской Трипитаки. Обеты монахов ориентируют их жизнь уже не на улучшение кармы (как в случае с мирянами), а на ее полное исчерпание и достижение нирваны.

[24] Санскритское слово «йога» образовано от корня «йудж» - связывать воедино, запрягать, сопрягать. Слово «йога» родственно русскому слову «иго» и английскому слову «yoke» — «ярмо», «иго». Таким образом, «йога» означает концентрацию, сосредоточение, связывание в один пучок всех сил для достижения цели. Этим словом в Индии издревле называли различные весьма сложные системы психофизического тренинга («психопрактика», «психотехника»), направленного на изменения сознания и перехода из профанного, мирского, сансарического состояния в сакральное состояние «бессмертия и свободы». О «правильной решимости» здесь говорится в смысле развития установки на углубленное и соответствующее традиции занятие йогическим созерцанием для перехода в нирвану.

[25] Архат – санскр. «достойный».

[26] После завоевания части Индии Александром Македонским в IV в. до н. э. там были созданы индо-эллинистические государства.

[27] Бодхисатва – «тот, чья суть стала просветленной»

[28] Полная форма - суннат расуль Аллах - сунна посланника Аллаха.

[29] Хадис – изречение, одобрение или действие Мухаммеда.

[30] Девятый месяц мусульманского лунного календаря, один из четырех священных месяцев в исламе. В доисламском календаре аравийских племен Рамадан приходился на летний период. Накануне ислама в Мекке существовала традиция посвящать этот месяц благочестивым делам.

[31] Куфр – неверие, отсутствие нравственного стержня, духовный вакуум, приводящий к саморазрушению личности и общества. Куфр означает рабство стереотипам и неспособность принять чудеса Бога. Куфр – корень всех грехов – то, что делает человека кафиром (неверным).

[32] Библия – от греч. Βιβλια (biblia), книги.

Наши рекомендации