Церковь, как посредница в деле спасения человека-25.

Понятие о спасении. Богообщение - цель жизни. Что требуется от человека? Домостроительство спасения. Человеческая сторона в деле спасения. Спасение возможно только в Церкви. Учение древнехристианских отцов. Спасение есть дело всей нашей земной жизни. Опровержение возражений.

Предопределение-32.

Учение Церкви. Опровержение возражений.

Общее понятие о таинствах-33.

Почему Господь благоволил сообщать верующим Свою Благодать через внешние средства? Значение таинств. Отличие таинств от обрядов.

Таинство крещения-34.

Пророчества о водном крещении: Установление таинства крещения: Необходимость крещения для всех людей: Совершители таинства крещения (и других таинств). Вещество таинства крещения - вода. Примеры водного крещения. Образ совершения крещения. Невидимые действия крещения. а) Прощение грехов и очищение от них. б) Воссоздание, или возрождение. в) Единение со Христом, примирение с Богом. г) Избавление от вечного осуждения.

От желающего принять крещение требуется: Крещение не повторяется: Восприемники при крещении. Обряды при крещении и их значение. Опровержение возражений.

Крещение младенцев-42.

Всеобщность первородного греха. Повеление Господне о крещении младенцев.

О человеке, не возрожденном благодатью крещения, Примеры крещения детей в апостольское время. Условия для крещения младенцев. Восприемники при крещении. Свидетельства древних отцов. Опровержение возражений.

Таинство миропомазания-46.

Понятие о таинстве. Необходимость этого таинства. Обетование о сем таинстве. Образ совершения миропомазания. Священное Миро. Невидимые действия миропомазания. Свидетельства древнехриих отцов. Опровержение возражений.

Таинство Святого Причащения-49.

Понятие о сем таинстве. Обетование Иисуса Христа о таинстве причащения. Заповедь Господа о сем таинстве. В Церкви сие таинство будет совершаться до пришествия Иисуса Христа: Жертвенное значение евхаристии. Приступать к таинству причащения должно с приготовлением. Каких благ удостаиваются достойно причащающиеся евхаристии? Свидетельства древнехристианских отцов.

Таинство покаяния-55.

Понятие о сем таинстве. Обетование о таинстве покаяния: Божественное установление таинства. Необходимость устного исповедания грехов. Благодатные действия покаяния. Апостолы и их преемники пользовались властью прощать грехи. Свидетельства древнехристианских отцов. Опровержение возражений.

Таинство елеосвящения-58.

Понятие о сем таинстве. Установление таинства. Видимая сторона таинства. Благодатные действия елеосвящения. Свидетельства древних отцов. Опровержение возражений.

Таинство брака-61.

Понятие о сем таинстве. Божественное установление таинства. Видимая сторона сего таинства. Невидимые действия таинства. Свидетельства древних отцов. Опровержение возражений.

Таинство священства-63.

Понятие о сем таинстве. Видимая сторона сего таинства. Невидимые действия таинства. Степени священства. Непрерывность священства. Свидетельства древних отцов. Опровержение возражений.

Введение.

Сбываются ныне пророческие слова апостолов (1 Тим. 4:1-3; 2 Тим. 4:3-4; 2 Пет. 2:1-3 и др.) Ветер сектантских лжеучений разносится по всей дорогой родине, одних колебля в вере, других отторгая от Церкви Православной, а у иных совсем "разрушая веру" (2 Тим. 2:18). Трудно найти приход, где бы так или иначе не шла пропаганда сектантских заблуждений, среди которых наиболее часто встречаются "баптизм" и "пашковщина." От пастырей Христовой Церкви всегда, а в особенности в настоящее тяжелое время, требуется быть сильными и "наставлять в здравом учении, а противящихся обличать" (Тит. 1:9). Желание прийти на помощь собратьям миссионерствующим в их трудном деле собеседования с сектантами, людьми, по выражению святого Киприана Карфагенского "искусными в извращении истины," побудило меня приступить с благословения Его Высокопреосвященства, Высокопреосвещеннейшего Арсения, Архиепископа Харьковского и Ахтырского к составлению настоящего "Руководства."

В предлагаемой книге, как при изложении истин православной веры, так и при опровержении сектантских возражений мною уделено место выдержкам из святоотеческих творений, чем, мне кажется, восполнен недостаток многих изданий богословско-полемической литературы. Пастыри, обремененные многочисленными обязанностями, часто лишены времени, а иногда и возможности за отсутствием достаточно полных (церковных или благочиннических) библиотек заняться чтением трудов святых отцов и учителей Церкви, что я и имел в виду при составлении "Руководства."

Считая, что моя книга не свободна от недостатков, я весьма был бы благодарен за все указания, которые будут приняты мною во внимание при новом издании, если таковое потребуется. Греческий текст приведен по Новому Завету, изданному с благословения Святейшего Синода в 1861 году.

Священное Предание.

Наши рекомендации