Слова авторитетных ученых про следование четырем мазхабам

СЛОВА АВТОРИТЕТНЫХ УЧЕНЫХ ПРО СЛЕДОВАНИЕ ЧЕТЫРЕМ МАЗХАБАМ

С ИМЕНЕМ АЛЛАХА, МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО

Хафиз ибн Раджаб в одной из своих статей под названием "ар-Радд ‘аля ман иттаба’a гайра аль-Мазахиб аль-Арба’a" (2/624) , которая была опубликована в сборнике его статей, говорит : Мудрость Аллаха состоит в том, что религия и ее положения должны быть защищены путем назначения имамов среди людей, в отношении знания и понимания которых умма имеет единогласие, а также в том, что они достигли самого высокого уровня из Ахлю ар-рай и аль-хадис в знании шариатских постановлений и издании фатв. Таким образом, люди стали обращаться к этим имамам за фатвами и ссылаться на них в понимании постановлений. Так, Аллах направил имамов, чтобы они установили основы вероучения для мазхабов, разъяснив эти основы и принципы, поскольку мазхаб каждого имама имеет свои определенные правила, которыми они руководствуются и в свете которых определяются и разъясняются вопросы дозволенного и запретного. Это Милость Аллаха по отношению к Своим рабам и один из путей, посредством которого защищена религия. И не будь так, то люди наблюдали бы множество странных вещей, в результате которых каждый, обольстившийся собою глупец, вводил бы людей в заблуждение. Эти глупцы утверждали бы, что являются большими имамами и единственными руководителями этой общины, за которыми нужно следовать и на которых нужно опираться, исключая всех остальных. Но, хвала Аллаху дверь, ведущая к гибели и величайшему бедствию закрыта и опасность этого зла отступила. И это признак великой Милости и благосклонности Аллаха к Своим рабам. Тем не менее, есть те, кто утверждают, что достигли степени иджтихада и рассуждают о науке, вступая в противоречия с традицией четырех имамов. Утверждения некоторых из них могут быть приняты, поскольку они подкреплены доказательствами, а часть их может быть отвергнута. Что касается тех, кто не достиг степени иджтихада, то у них нет иного выбора, кроме как следовать четырем имамам и присоединиться к тому, на чем объединилась община.

Ибн Аби Хатиму, да помилует его Аллах, в конце его жизни читали его книгу «аль-Джарх уа ат-та’диль», а в ней говорится:«Такой-то – слабый, такой-то – оставлен, такой-то – лжет, такой-то – лжец». И он разрыдался. Затем сказал: «Возможно, мы говорим недоброе о людях, которые уже заняли свои места в Раю». И ты теперь, когда подходишь к вопросу, который передают ханбалиты, или шафииты, или ханафиты, или маликиты, не смотри только на текст книги, а посмотри и на авторов этих книг. Где они и где ты? Посмотри на этих правоведов: чего они достигли из расположения к ним, прекрасных отзывов о них, праведных дел. И посмотри на себя, о «определитель более сильного», посмотри, кто ты такой?! Если желаешь прочесть что-то из книги какого-нибудь, например ханбалитского, правоведа, то посмотри на его биографию и посмотри на свою биографию, не обманывай себя! Затем, он ведь не один такой. Ты увидишь, что имам за имамом, поколение за поколением высказывают то же мнение. Небрежность к этой основе привела людей к тому, что они потеряли разум в фикхе и не имеют правильного представления о его вопросах".

См. "Шарх мифтах филь-фикх".

МАЗХАБ МЕСТНОСТИ


Сказал 'Али Ибн Аби Талиб: «Осуществляйте судейство так, как осуществляли его (до этого), ведь, поистине, мне не нравится разногласие. Это для того, чтобы у людей была единая община до моей смерти, как умерли мои сподвижники» Аль-Бухари, 3504.
Отправил послание 'Умар Ибн 'Абдульазиз в разные земли: «Пусть каждый народ осуществляет судейство тем, на чем собрались их факыхи» Ад-Дарими, 1/159.
Сказал Малик Харуну ар-Рашиду, когда тот хотел собрать всех людей на одном мазхабе: «О правитель верующих! В сердцах жителей каждой страны уже укрепилось то, в чем они убеждены и на чем строят свои деяния. А отвратить народ от подобных вещей трудно»

См. "Аль-интика", 80-81, "Ас-сияр", 8/79.

МУХАДДИС И ФАКЫХ

Передается от аль-А'маша, от аш-Шафи'и и Ахмада известная фраза: «Мухаддисы — аптекари, а факыхи — лекари» «Аль-факых валь-мутафаккых», 1/434, «Ас-сияр», 10/23, «Тарих Димашк», 51/334. Сказал аль-Хатыб аль-Багдади: «Поистине, знание хадисов не достанется никому, кроме того, кто ограничит себя только этой наукой и не будет заниматься другими. И сказал аш- Шафи'и: «Хочешь совместить знание фикха и хадиса? Вряд ли получится!»«Аль-джами' лиахляк ар-рави», 2/173.Сказал аль-А'маш об одном человеке: «И пусть знает, что многочисленные передачи из книг с хадисами не делают человека факыхом. Факых же это тот, кто постигает их смыслы и усердно размышляет над ними»

См. "Насыха ахль аль-хадис,"№15

ПУТЬ ВЕЛИКИХ ИМАМОВ


Шейх Амир Бахджат : ''Есть ли проблема в том, чтобы кто-то обучался по одному из четырех мазхабов, или нет в этом проблем? Нет в этом никаких проблем! Наоборот: это и есть ясный путь, по которому принято идти в познании фикха со времен четырех имамов до нашего времени....Таким образом, что касается обучения, ясно. Школы правоведения, имамы ислама: Муваффакуддин Ибн Кудама, Ибн Таймия, да помилует его Аллах - все имамы в религии - ан-Навави, Ибн Хаджар, Ибн Раджаб, аль-Изз ибн Абдуссалям, Ибн Дакык аль-Ид, и другие - если возьмешься перечислять, то не будет конца у этого списка имамов ислама, и все они изучали фикх по этим мазхабам. Таков путь, такова дорога. Подобно человеку, который желает достичь понимания грамматики. Хочет изучать грамматику. Как ты будешь изучать грамматику? Он отвечает: "Я не признаю эти книги, я хочу..." - Требующий знание, не изучал даже "аджрумию", ничего не знает, закончил курсы арабского языка с низкой оценкой и говорит: "Я хочу брать грамматику оттуда, откуда ее брали ученые грамматики! Откуда Ибн Малик брал? Откуда Сибавейх брал? Откуда брал грамматику Ибн Хишам? Брали из арабской речи. Дайте мне Коран, дайте сунну, дайте древние арабские поэмы, дайте мне арабскую речь, я буду изучать грамматику по этому пути". - Может ли он получить какие-нибудь знания? Даже если что-то получит, то знание, которое через обучение верным путем он получил бы за пять минут, он получит за пять лет. Так или не так? Пока постигнет, что подлежащее стоит в именительном падеже. Ему нужно будет анализировать арабскую речь. Скажет: "Ну почему тут огласовка "дамма"? Почему так?" Если с этого начнет человек, при отсутствии инструментария это может привести не к познанию грамматики, а к бедам. Так или нет? Это может привести к ошибочным, несостоятельным выводам. Разве не так? И мы говорим: в каждой науке есть свой путь изучения, по которому шли обладатели знания поколение за поколением, и шли по ним научные школы, шли по ним обладатели знания, развивали понимание и знание по ним, и стали их выпускниками. И по ним идет требующий знание. Таким образом нет проблем в вопросе обучения по одному из мазхабов. ...Независимо от того, муджтахидом или мукаллидом является тот, кто обучается по ним. Например, некий муджтахид, достиг степени иджтихада, говорит: "Я хочу научиться ханафитскому мазхабу. Изучить его". - Есть в этом проблема? Нет в этом проблем, будь изучающий муджтахидом или мукаллидом.'' "Методом имама Абу Ханифы в вынесении постановлений в мазхабе, в вынесении постановлений в фикхе было обсуждение в собрании. Это собрание посещали самые большие из ученых. Не думай, что это было собрание, на котором его слушали, записывали и уходили. Нет. К нему приходили Абу Юсуф, Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани, Хафс ибн Гыяс, самые большие мухаддисы, самые большие языковеды, самые большие правоведы, шариатские судьи. Все они приходили на его собрание. И поднимался вопрос. Затем (имам) говорил: "Каково твое мнение, Абу Юсуф?" И он высказывался по вопросу. Затем его опровергал второй, третий, и обсуждение могло продолжаться месяц. Это было организацией первой "академии правоведения", если посчитать, что это был первый пример подобного рода. Это было "академией правоведения". Затем, когда заканчивалось обсуждение, имам, выслушав всех, выносил решение. Говорил: "Ты сказал так-то, на это ответ такой. А на это ответ такой и такой". И когда вопрос был решен, постановление записывалось в фикх имама Абу Ханифы".

ШЕЙХ АМИР БАХДЖАТ: ФИКХ ПРИВЕРЖЕНЦЕВ ХАДИСА (АХЛЬ АЛЬ-ХАДИС, АХЛЬ АЛЬ-АСАР)


"Из недопонимания, которое случается в наше время, то, что некоторые люди спрашивают: "Мне изучать фикх по пути приверженцев хадиса, или изучать фикх по мазхабу имама Ахмада?" - Это очень удивительный вопрос. Потому что тот, кто задает его, не знает, что значит "фикх приверженцев хадиса". Если фикх мазхаба имама Ахмада не стоит во главе фикха приверженцев хадиса, то нет у приверженцев хадиса фикха, или мазхаба. Если мазхаб имама Ахмада, мазхаб имама Малика - это не фикх приверженцев хадиса, то что тогда такое "фикх приверженцев хадиса"? Фикх представителей последних поколений, которые написали объяснения к сборнику "Булуг аль-марам", или к сборнику "Мунтака аль-ахбар" и тому подобное - это фикх приверженцев хадиса? В то время как фикх Ахмада - это не фикх приверженцев хадиса? - Это вид неверных представлений, которые присутствуют в умах некоторых людей сейчас".


См. "Шарх зад аль-мустакни", 1.

ИЗ ПРИМЕРОВ ТАКЛИДА ШЕЙХА ИБН УСАЙМИНА И ШЕЙХА ИБН БАЗА.

Шейх Ибн Усаймин о своем таклиде за шейх уль-Ислямом Ибн Таймией. Говорит шейх Ибн Усаймин: "Иногда может что-то произойти, что касается человека, который имеет уровень иджтихада, но у него нет времени для иджтихада. То есть он не имеет возможности возвратиться к книгам, доводам, рассмотреть мнения обладателей знания. Тогда его обязанностью будет таклид, и он делает таклид.И, например, мы (шейх говорит о себе), если не можем познать положение по какому-то вопросу, и в этом есть затруднение для нас, то мы в основном делаем таклид за шейх уль-Ислямом Ибн Таймией, да помилует его Аллах".

См. "Шарх аль-усуль мин 'ильм аль-усуль", 637.

Шейх Ибн Усаймин о своем таклиде за известными мухаддисами в вопросах достоверности хадисов. Это не совсем тот таклид, который подразумевается в "усуль аль-фикхе", но полезно будет упомянуть.Спросили шейха о постановлениях поздних мухаддисов, шейх ответил:"Мы делаем за ними таклид, кроме как в том, в чем нам станет ясным обратное их словам. А если нет, то мы делаем таклид за аль-Альбани, делаем таклид за Ибн Хаджаром, и делаем таклид за хафизами помимо них".

См. "Шарх зад аль-мустакни" 215.

И посмотрим, каково было мнение шейха Ибн Усаймина по этому вопросу. Говорит шейх, излагая свое мнение и передавая мнение шейха Абдуррахмана ас-Са'ди: "Простой мусульманин обязан (уаджиб) следовать (делать таклид) за учеными своей страны, которым доверяет. Это упомянул наш шейх Абдуррахман ас-Са'ди и сказал: "Обычные мусульмане не могут следовать за учеными других стран, потому что это приведет к беспорядкам и раздорам". И если такой скажет: "Я не буду делать малое омовение (вуду) после употребления в пищу мяса верблюда, поскольку среди ученых некоторых стран есть те, которые сказали, что это не делает обязательным совершение малого омовения", - мы скажем: это невозможно, ты обязан сделать малое омовение, потому что таков мазхаб твоих ученых, а ты - их мукаллид".

См. "Лика аль-баб аль-мафтух" 19/32.

Шейх Ибн Баз говорит, что делать в намазе таравих дуа по случаю завершения чтения Корана желательно и ссылается на то, что так поступали недждийские шейхи, которые старались следовать сунне, и на то, что это дело унаследовано от предшественников. Хотя из сунны про это ничего конкретного не известно. "Не переставали предшественники (саляфы) завершать прочтение Корана и читать дуа в молитве рамадана, мы не знаем о наличии спора между ними относительно этого, и ближе (к правильному) будет, если он (молящийся отдельно или имам) будет читать (это дуа), но пусть не делает его долго, если за ним молятся люди....И так же наши шейхи при том, как они старались следовать сунне, делали это. Переняли это последние из них от первых из них. И не скрыто, что имамы (недждийского) призыва из числа тех, кто старается следовать сунне. И в итоге в этом нет проблем, ин ша Аллах, нет в этом проблем, наоборот, это желательно".

Кого имел ввиду имам Ахмад, когда сказал: "Не делайте таклид ни за мной, ни за Маликом, ни за аш-Шафии, ни за ас-Саури"?

См. "Маса’иль аль-Имам Ахмад" 276-277.

Говорит шейх уль-Ислям Ибн Таймия: "А что касается подобных Малику, аш-Шафии, Суфьяну, подобных Исхаку ибн Рахавейху и Абу Убейду, то сказал (имам Ахмад) в нескольких местах, что не разрешается ученому, способному работать с доводами, делать за ними таклид. И сказал: "Не делайте таклид ни за мной, ни за Маликом, ни за аш-Шафии, ни за ас-Саури".

См. "Маджму' аль-фатауа 20/226.


Кого имел ввиду имам Абу Ханифа, когда говорил: "Если достоверен хадис, то это мой мазхаб"?Сказал венец исследователей ханафитского мазхаба Ибн Абидин аль-Ханафи: "И не скрыто, что это для того, кто является годным для анализа шариатских текстов, определения тех, по которым выносится решение и отмененных".

См. "Хашия аля ад-дурр аль-мухтар" 1/68.

Кого имел ввиду имам аш-Шафии, когда говорил: "Если достоверен хадис, противоречащий моим словам, то действуйте по хадису и оставьте мои слова"?
Сказал хафиз, имам хадисоведения Абу Амр Ибн ас-Салях аш-Шафии: "Действие по явному смыслу сказанного аш-Шафии - дело не пустяковое. не каждому правоведу допустимо проявлять самостоятельность в действии в соответствии с доводом, который он увидел в хадисе".

См. "Аль-Маджму' шарх аль-мухаззаб" 1/105.

Так же сказал имам ибн ас-салях: "и кто из шафиитов найдет хадис, противоречащий его мазхабу, то пусть проанализирует его, если в нем достигли полноценности условия абсолютного муджтахида, или муджтахида в этом разделе, или муджтахида в этом вопросе - тогда ему следует проявить самостоятельность в действии в соответствии с ним (хадисом). а если в нем не достигли полноценности (условия муджтахида) и тяжело для него противоречие хадису после того, как он поискал и не нашел достаточного ответа на это противоречие, то он может поступать в соответствии с ним, если поступал в соответствии с ним самостоятельный имам помимо аш-Шафии. и это будет для него оправданием в оставлении мазхаба своего имама в этом случае".
И написал вслед за этими словами имам ан-Навави: "То, что он сказал, прекрасно и именно так следует поступать. И Аллах лучше знает".

См. "Аль-Маджму' шарх аль-мухаззаб" 1/105.

Сказал имам Абу Закария ан-Навави аш-Шафии, после того, как перечислил муджтахидов шафиитского мазхаба, противоречивших имаму аш-Шафии, следуя хадисам, и указал, что редко они были в этом правы: "То, что сказал аш-Шафии не значит, что каждый, кто увидел достоверный хадис, может сказать: "Это - мазхаб аш-Шафии", - и действовать по его внешнему смыслу. Это касается только того, у кого есть степень муджтахида в мазхабе с упомянутыми ранее условиями, или степень близкая к ней. Так же условием этого является чтобы преобладающим у него было мнение, что аш-Шафии не встретил этот хадис, или не знал о его достоверности. Это возможно только после прочтения всех книг аш-Шафии и подобного этому из книг его сподвижников, передававших от него, и тому подобного. И это сложное условие, мало кто описан его наличием. То, что мы упомянули, поставили (имамы мазхаба) условием именно потому, что аш-Шафии оставил действия по внешнему смыслу многих хадисов, которые видел и знал, однако у него был довод на их слабость, или их отмененность, или в наличии того, что ограничивало бы их смысл, или их истолкование и тому подобное".

См. "Аль-Маджму' шарх аль-мухаззаб" 1/105.

Сказал выдающийся шафиитский ученый Ибн Джамаль аль-Ансари аш-Шафии: "Запрет аш-Шафии делать таклид за ним и за другими - он для того, кто достиг степени иджтихада".

См. "Фатх аль-маджид фи ахкам ат-таклид", 62.

Как понимали эти высказывания мухаккыки маликитского мазхаба?Говорит выдающийся ученый и исследователь Шихабуддин аль-Карафи аль-Малики: "Многие правоведы-шафииты опираются на это (упомянутые ранее слова аш-Шафии) и говорят: "Мазхаб аш-Шафии - вот это, потому что хадис об этом достоверен". - И это ошибка. Ведь необходимо, чтобы отсутствовало то, что препятствует этому, а знание об отсутствии того, что препятствует этому, останавливается на том, кто пригоден для исследования шариата, так что с его стороны слова об отсутствии препятствия для хадиса будут результатом хорошей работы. а что касается исследования не абсолютного муджтахида, то оно не имеет значения. И говорящему такое шафииту нужно сначала стать пригодным для этого исследования, прежде чем он заявит о своей фатве, но ведь он не таков и ошибается в этих своих словах".

См. "Шарх танкых аль-фусуль", с. 354.

Говорит шейх Абу Бакр Абдуллах ибн Мухаммад аль-Малики - учитель большого маликитского имама Мухаммада аль-Мазири - в биографии Асада ибн Фурата: "Широко известно от Асада, да помилует его Аллах, что он придерживался из мнений мединцев и иракцев того, что на его взгляд соответствовало истине. И он имел на это право по причине его обширных знаний в разных науках, его поиска знаний в них, и множества ученых-исследователей, которых он встретил".

См. "Рияд ан-нуфус фи табакат уляма аль-Кайрауан уа Ифрикыя", 263.


Шейх Абдуссалям аш-Шувейыр: Результаты изучения фикха не по одному из четырех мазхабов. "... И, в действительности, бывали у меня требующие знание, которые начинали свою учебу не этими четырьмя следуемыми мазхабами, а смешивая разные школы, или следуя мазхабу, которому не принято следовать, у которого нет своей школы, нет специальных (учебных) трудов, и их мышление в фикхе становилось неупорядоченным - будь уверен, что не будет у тебя порядка ни в структурировании, ни в знании разногласий, ни в чем-то другом".


См. "Аль-Хиляф аль-фикхи уа кайфияту дирасатих".

СЛОВА АВТОРИТЕТНЫХ УЧЕНЫХ ПРО СЛЕДОВАНИЕ ЧЕТЫРЕМ МАЗХАБАМ

Наши рекомендации