Слова современных ученых относительно къысас и къуссас.

Спросили шейха Ибн База относительно дозволенности использования того, что передают из случаев, произошедших с похороненными, и он ответил: “Достаточно призывать на основании того, что пришло в хадисах пророка (мир ему и благословение Аллаха). Важно побуждать людей к повиновению Аллаху и предостерегать их от грехов, как это делал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники. Что же касается различных рассказов и историй, которые могут быть правдивыми, а могут и не быть таковыми, то это лучше оставить”. См. “Фатауа Ибн Баз” 13/348.

Шейх аль-Альбани говорил: “Пусть верующий и разумный человек посмотрит на положение многих мусульман сегодня, которых постигло то, что постигло предыдущих! Поистине, их проповедники пребывают в рассказах къысас, отстранившись от полезного знания и праведных деяний, подтверждая то, о чем известил пророк (мир ему и благословение Аллаха), сказав: «Вы обязательно последуете по следам тех, кто был до вас (людей Писания)!»” См. «аль-Джами’» 1/410.

Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Тот, кто желает прямого руководства, пусть ищет его в ниспосланном с небес Писании, и не ищет его в баснях и рассказах монахов, аскетов, философов и им подобных! Наоборот, следует искать руководство только в небесном Писании. И по этой причине, то, что содержится в книгах по увещеваниям из рассказов о некоторых аскетах и поклоняющихся, то мы говорим их авторам и читателям: Лучше для вас предоставить людям Книгу Аллаха Всевышнего и Всемогущего и то, что достоверно пришло от Его посланника (мир ему и благословение Аллаха). Рассказывайте это, разъясняйте и толкуйте это (Коран и Сунну), из того, что необходимо понять, чтобы в этом была польза для творений. Ведь нет другого пути к руководству, кроме как посредством того, что пришло от Всевышнего Аллаха!”

Также шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “В знании, которое передано от Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), будь это Коран или Сунна, есть достаточность и исцеление. И нет нужды нам искать увещевателя, смягчающего сердца не посредством Корана и Сунны! Наоборот, мы не нуждаемся в подобном, так как в знании, наследованном от Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), содержится все, что достаточно для исцеления всех недугов в вопросах имана и знания!” См. “Тафсир сура аль-Бакъара” 1/184.

Спросили шейха Салиха аль-Фаузана: «Саляфы часто упоминали о рассказчиках (къуссас) и порицали их метод. Каков их метод, и каким должно быть наше отношение к ним?»

Шейх ответил: “Саляфы, да смилуется над ними Аллах, предостерегали от къуссасов поскольку они в большинстве случаев опираются в своих словах на то, что влияет на людей из рассказов и сообщений, которые не являются достоверными. Они не опираются на достоверные доказательства и не обучают людей законоположениям их религии и вопросам вероубеждения, поскольку нет у них понимания религии. В наше время этим людям (къуссасам) можно уподобить джама’ат таблиг с их известным манхаджем, у которых есть суфизм и искажения. Они также опираются в основном только на устрашающие тексты, способствуя тем самым тому, что люди отчаиваются в милости Аллаха Всевышнего”. См. “аль-Аджуиба аль-муфида” 109.

Спросили также шейха аль-Фаузана: «Является ли использование къысас в призыве, какими бы они ни были, манхаджем саляфов? Или же лучше человеку ограничиваться рассказами, которые упоминаются в Коране и Сунне?»

Шейх ответил: “Да, человеку следует ограничиваться в увещевании тем, что пришло в Коране из историй предшествующих народов, а также тем, что пришло в Сунне от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) из рассказов о предшествовавших общинах. И не следует человеку заниматься тем, что не установлено в Коране и Сунне! Не следует занимать этим себя и слушающих!” См. “аль-Иджабат аль-мухимма” 183.

Спросили также шейха аль-Фаузана: «Некоторые проповедники избрали метод для призыва молодежи в это время. Они рассказывают перед группой молодых людей различные истории про наркоманов, всевозможных нечестивцев и ослушивающихся родителей, чтобы это стало поводом для их покаяния. Дозволено ли такое деяние? Поступали ли таким образом праведные предшественники?»

Шейх ответил: “Я боюсь, что это из числа распространения непристойностей! Если речь идет о наркоманах или ослушивающихся родителей, то достаточно привести устрашающие тексты (Корана и Сунны), запрещающие ослушание родителей. Также привести доказательства на запрет одурманивающего и угрозы в адрес поступающих таким образом. А наркотики хуже, чем опьяняющие напитки… Достаточно доводов из Корана и Сунны, без того, чтобы прибегать к различным случаям и рассказам, которые могут быть и недостоверными, или же это может быть реальностью, имевшей место, однако будет из области распространения непристойностей!*” См. “аль-Аджуиба аль-мухимма” 146.

*[Распространять информацию о совершенных грехах запрещено даже тому, кто не совершал сам этого греха! ‘Али ибн Абу Талиб говорил: “Тот, кто рассказывает о своих пошлостях и тот, кто услышав их, передает это другим, одинаково грешны!” аль-Бухари в “аль-Адабуль-Муфрад” 324. Шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим.

Шубайль ибн ‘Ауф говорил: “Было сказано: «Тот, кто услышал о мерзостях и распространил это, подобен тому, кто начал это!»” аль-Бухари в “аль-Адабуль-Муфрад” 325. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.

Сообщается, что ‘Ата считал необходимым наказывать тех, кто распространял слухи о прелюбодеянии, и говорил: “Они распространяют пошлости!” аль-Бухари в “аль-Адабуль-Муфрад” 326. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным].

Спросили шейха Ахмада ан-Наджми: «Уважаемый шейх! Саляфы запрещали сидеть с къуссасами, так что же под этим подразумевается? И относится ли к тому, что порицали саляфы, упоминание тех рассказов, которые поведали Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) в Коране и Сунне?»

Шейх ответил: “Под «къуссас» или «къассасун» подразумеваются те, кто в своих увещеваниях опираются на рассказы. Это сейчас присутствует и окружает нас. Увещеватели наших дней, которые опираются на къысас, и являются къуссасами! Это путь многих призывающих современности. Ты можешь увидеть, как они только и делают, что рассказывают различные рассказы и истории. Они не стремятся обучать людей вероубеждению, или законоположениям шариата, как обязательная молитва, правило ее совершения и то, что связано с ней. Однако они то и дело, что рассказывают рассказы и истории, о чем я уже говорил. Что же касается того, что сообщил Аллах из къысас Корана, как упоминание о предшествующих общинах, то это не имеет отношения к тем къысас, которые порицали саляфы! Так же обстоит и с рассказами, о которых поведал пророк (мир ему и благословение Аллаха), как например, история о слепом, плешивом и прокаженном, и т.п. Запретным же является частое рассказывание къысас. И если основа в призыве к Аллаху – это увещевание с помощью Корана и Сунны Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), а все иное, если и произойдет, то иногда и в малом количестве, не будет в этом проблем. Поистине, запрещено рассказывать рассказы (къысас) часто!” См. “Фатауа аль-джалия”, вопрос № 43.

Доктор Мухаммад ас-Саббагъ в своей книге «Тарих аль-къуссас» (История рассказчиков) передал в сокращенном виде слова исследователя книги «аль-Музаккир уа-ттазкир уа-ззикр» – Халида ар-Раддади, который говорил: “Кто-то может подумать, что сейчас не существует опасности исходящей от къуссасов, и что это дело является лишь историческим исследованием, которое не имеет отношения к нашему времени. Это предположение является ошибочным и далеким от правильного! Причина этого в том, что эти къуссасы к сожалению не переставали существовать, именуясь иными названиями и сея нечестие на земле. Если раньше обманщики и лжецы были известны под названием «къуссас», то в наше время они проявляются под названием «проповедники», «призывающие», «наставляющие», «воспитывающие», «устазы», «писатели», «мыслители», и тому подобными громкими названиями. Многие люди так и не поняли об истинном положении подобных людей, и смешивают подобных невежд с истинными и правдивыми призывающими. Некоторые из современных къуссасов прикрываются призывом к пути Аллаха, тогда как они распространяют среди простого народа ложь и нововведения. Большинство слов къуссасов – это рассказы и приведение глупых примеров, придавая этому такое значение, словно подобное является аятами и хадисами. Они рассказывают о достоинствах и аскетизме, однако, не опираясь на правильные основы. И ты можешь увидеть из их числа таких, кто искажает тексты Корана и Сунны, чтобы защитить свою ложь. Среди къуссасов есть и такие, кто побуждает людей к аскетизму и выстаиванию ночных молитв, и это дело прекрасно. Однако они не разъясняют людям суть всего этого. И может быть так, что человек принес покаяние за совершаемые грехи, но сам он при этом обратился к нововведению и заблуждению. Среди къуссасов есть такие, кто любит путешествовать из города в город с целью призыва, что по их манхаджу является обязательным для каждого члена их группы (джама’ат таблиг) до тех пор, пока они не получат очищение души. Они заявляют, что являются уповающими на Аллаха, тогда как это не упование, поскольку они оставили взятие соответствующих причин. И сколько среди них тех, кто оставляет свою семью без гроша и не заботится о них?! И сколько из них тех, кто привел в упадок свою семью?! И ты не найдешь из их числа тех, кто ведет людей к единобожию и единению Аллаха в поклонении, не найдешь тех, кто предостерегает от многобожия и нововведения. И несмотря на все сказанное, мы можем увидеть некоторых из обладающих знанием, которые не порицают таких людей. Более того, некоторые из них проявляют к ним симпатию в их заблуждении, что послужило тому, что призыв этих заблудших стал распространяться среди людей!” См. “Тахкыкъ аль-Музаккир” 30-31 (Сокращенно).

Наши рекомендации