Истинная чистота. Неумытые руки
§123.Тогда приходят к Иисус Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: "Зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб." Он же сказал им в ответ: "Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: "почитай отца и мать"; и: "злословящий отца или мать смертью да умрёт". А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: "дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался", тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: "приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим." И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте: не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека. Тогда ученики Его приступивши сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышавши слово сие, соблазнились? Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они слепые вожди слепых; а если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму." ("Еванг. от Матф.", гл. XV, ст. 1-14.)
§124. Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать; Он пришёл и возлёг. Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом. Но Господь сказал ему: "Ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?". ("Еванг. от Луки", гл. XI, ст. 37-40.)
§125. Евреи пренебрегали истинными заповедями Бога, а прилагали всё внимание к обрядам, установленным людьми, и строгое соблюдение их делали вопросом совести; естественно, что основа исчезла под внешней формой. Легче было наблюдать за внешними поступками, чем изменять себя морально, мыть руки, чем очищать своё сердце; люди, обманывая себя самих, думали, что, соблюдая обряды, расквитались с Богом, хотя оставались тем, чем были; их учили, что Бог ничего большего не требует. Вот почему пророк говорит: "Тщетно чтёт Меня устами народ этот, преподавая правила и заповеди человеческие."
То же произошло с нравственным учением Христа; его отодвинули на второй план, отчего многие христиане, по примеру древних евреев, считают, что их спасение более обеспечено соблюдением обрядов, чем соблюдением нравственности. По поводу добавлений, сделанных людьми к закону Бога, Иисус говорит: "Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится."
Цель религии привести человека к Богу; человек может приблизиться к Богу, когда он совершенен; значит, всякая религия, не делающая человека лучше, не достигает цели; та же религия, на которую думают опереться, чтобы делать зло, ложна или исковеркана в своём принципе. Таков результат всех тех религий, в которых форма преобладает над содержанием. Вера в силу внешних проявлений не имеет значения, если она не мешает совершать убийства, прелюбодеяния, хищения, клеветать и причинять вред ближнему в чём бы то ни было. Она производит ханжей, суеверных и фанатиков, но не людей добродетельных.
Значит, недостаточно соблюдать внешнюю чистоту, а прежде всего надо обладать чистотой сердца.
Соблазн. "Если рука твоя соблазняет тебя, отруби её"
§126.Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит. Если же рука твоя или нога соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную. Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. ("Еванг. от Матф.", гл. XVIII, ст. 7-10, гл. V, ст. 29-30.)
§127. В обыкновенном смысле под соблазном понимается всякое действие, шокирующее явным образом нравственность или приличие. Соблазн не заключается в самом действии, но в распространении, которое оно может иметь. Слово "соблазн" означает всегда идею известной огласки. Многие довольствуются тем, что избегают соблазна для того, чтобы не пострадала их гордость и чтобы не уменьшилось их значение между людьми; с них довольно, если их мерзость неизвестна: тогда их совесть спокойна. Это по словам Иисуса: "гробы, побелённые снаружи, но полные праха внутри; сосуды очищенные снаружи, грязные внутри".
В "Евангелии" слово соблазн, так часто употребляемое, имеет более общий смысл; вот почему в некоторых случаях значение его осталось непонятным. Под этим словом надо понимать не только то, что затрагивает совесть другого, но всё, что является результатом пороков и несовершенств людей, всякое злое противодействие одного человека другому, сопровождаемое или не сопровождаемое оглаской. Соблазн в этом смысле есть вещественный результат нравственного зла.
§128. Соблазн, по словам Иисуса, должен быть в мире, так как люди, будучи несовершенны на земле, склонны творить зло; дурное дерево приносит дурные плоды. Под этими словами надо подразумевать, что зло является следствием несовершенства людей, а не то, что они обязаны его совершать.
§129. Соблазн неизбежен, потому что люди, находясь на земле в состоянии искупления, сами себя наказывают при столкновении с пороками, первыми жертвами которых они становятся и непристойность которых они, наконец, научаются понимать. Устав страдать от зла, они поищут средства в добре. Противодействие этим порокам служит одновременно наказанием для одних и испытанием для других; вот каким образом Бог производит добро из зла и как сами люди должны использовать всё злое и негодное.
§130. Если это так, скажут, значит, зло необходимо и будет всегда, поскольку, если бы оно исчезло, Бог был бы лишён могущественного средства наказывать виновных; стало быть, бесполезно стараться исправлять людей. Но ведь, если бы не было виновных, то не было бы надобности в наказании. Представим себе человечество, преобразившееся в людей добродетельных: никто не станет искать случая сделать зло ближнему, и все будут счастливы, потому что они будут добры. Таково положение на возвышенных мирах, откуда зло исключено; таково будет положение Земли, когда она достаточно усовершенствуется. Но пока некоторые миры прогрессируют, другие формируются и населяются духами первобытными; миры эти служат, кроме того, местом изгнания и искупления для духов несовершенных, возмутившихся и упорствующих во зле; они изгнаны туда из миров, ставших счастливыми.
§131. Но горе тому, кто соблазняет; зло остаётся всегда злом; тот, кто без своего ведома послужил орудием Божественного правосудия и дурные наклонности которого были утилизированы, тем не менее совершил зло и должен быть наказан. Так, например, неблагодарное дитя служит наказанием или испытанием для отца, страдающего от этого; этот отец, быть может, сам был неблагодарным сыном, заставившим страдать своего отца, и он переносит наказание возмездия; но его сын тем не менее виновен и, в свою очередь, должен быть наказан в своих детях или иным способом.
§132. Если рука твоя соблазняет тебя, отсеки её - энергичное выражение, которое было бы абсурдно понимать буквально, ибо оно попросту означает, что нужно уничтожать в себе всякую причину соблазна, то есть зла; вырывайте из сердца своего всякое нечистое чувство и всякое порочное начало; это означает, что лучше было бы человеку иметь отрезанную руку, чем допустить, чтобы эта рука была орудием дурного поступка; быть лишённым зрения, чем допустить, чтобы глаза способствовали дурной мысли. Иисус не говорил ничего нелепого с точки зрения того, кто схватывает аллегорический и глубокий смысл его слов, но многое не может быть понято без ключа, даваемого Спиритизмом.
НАСТАВЛЕНИЯ ДУХОВ: