Развитие конфликтологии как науки
1. ИСТОРИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ
Конфликты возникают в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой, поэтому они существуют столько, сколько существует человек.
Проблеме конфликтов и конфликтного взаимодействия посвящено множество работ: от технического направления (теории катастроф) до социально-философского.
Проблемы конфликтов и конфликтных ситуаций интересовали всегда ученых, философов, общественных деятелей. Любая философия, мировые религии оперируют понятиями конфликта сил добра и зла, порядка и хаоса. Историки пытаются выявить причины возвышения и падения государств, глубоких кризисов и длительных расцветов в жизни отдельных народов.
Несмотря на значительный интерес и длительную историю, до настоящего времени общепризнанного определения понятия «конфликт» пока не сложилось, а может быть, и не появится в будущем, поскольку слишком разные явления попадают под данную категорию.
Первые попытки рационального осмысления природы социальных конфликтов принадлежат древнегреческим философам. Древнегреческий философ Анаксимандр (ок. 610 - 547 гг. до н.э.) утверждал, что вещи возникают из постоянного движения «апейрона» — единого материального начала, приводящего к выделению из него противоположностей. Античный философ-диалектик Гераклит (ок. 530 - ок. 470 гг. до н.э.) стремился связать свои рассуждения о войнах и социальных конфликтах с общей системой взглядов на природу мироздания. Гераклит считал, что в мире все рождается через вражду и распри, что единственный закон, царящий в Космосе, — это война — отец всего и царь всего. Одним она определила быть богами, а другим — людьми, одних она сделала рабами, других — свободными. Эти слова являлись одной из первых попыток рационально обосновать позитивную роль борьбы в процессе общественного развития.
В средние века ФомаАквинский (1225 - 1274 гг.) развивал мысль, что войны допустимы в жизни общества, определил еще одно условие справедливой войны: должна быть дана санкция со стороны государства.
В период эпохи возрождения известные гуманисты выступили с резким осуждением социальных столкновений и социальных конфликтов: Т.Мор, Э.Роттердамский, Ф. Рабле, Ф. Бекон.
Эразм Роттердамский (1469 - 1536 гг.) указывал на наличие собственной логики начавшегося конфликта, который разрастается подобно цепной реакции, вовлекая в орбиту своего влияния все новые и новые силы, слои населения и страны. Э.Роттердамский обращал внимание на сложность примирения противостоящих в конфликте сторон даже в тех случаях, когда обе они стоят на единых идеологических позициях. Английский философ Фрэнсис Бекон (1561 - 1626 гг.) впервые подверг основательному теоретическому анализу совокупность причин социальных конфликтов внутри страны, подробно рассмотрел материальные, политические и психологические условия социальных беспорядков, а также возможные способы их преодоления.
В XVIII - XIX веках с резкой критикой вооруженных конфликтов начинают выступать английские демократы (Д.Пристли), французские просветители (Д.Дидро, Ж.Ж.Руссо, Вольтер), немецкие философы (И.Кант, Г.Гегель). Иммануил Кант (1724 - 1804 гг.) считал, что состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние... последнее, наоборот, есть состояние войны, т.е. если и не беспрерывные враждебные действия, то постоянная их угроза. Следовательно, состояние мира должно быть установлено. По мнению немецкого философа Георга Гегеля (1770 - 1831 гг.), главная причина конфликтов кроется в социальной поляризации между накопленным богатством, с одной стороны, и привязанным к труду классом, — с другой. Он считал, что государство должно представлять интересы всего общества и регулировать конфликты.
Проблеме борьбы за существование посвящены исследования английского биолога Чарльза Дарвина (1809 - 1902 гг.), который предложил теорию эволюции. Главная идея Ч.Дарвина, изложенная в его работе «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранения благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», состояла в том, что развитие в живой природе осуществляется в условиях постоянной борьбы за выживание. Ч.Дарвин выявил и обосновал механизм развития живой природы в виде естественного отбора наиболее приспособленных видов для продолжения жизни. В дальнейшем взгляды Ч.Дарвина получили развитие в различных областях научных исследований, в том числе в некоторых социологических и психологических теориях конфликта. Так, польско-австрийский юрист Людвиг Гумплович (1838 - 1909 гг.) — представитель социального дарвинизма — выдвигал следующие взгляды на природу социальных конфликтов:
конфликты являются сущностью исторического прогресса;
дифференциация общества на господствующих и подчиненных — явление вечное;
конфликты способствуют единству общества, возникновению более широких объединений.
В настоящее время идеи Л.Гумпловича находят мало последователей, но отдельные из этих положений оказываются продуктивными при решении современных проблем. Представители социального дарвинизма дали описание разнообразных конфликтов, определили их значение для совершенствования социальных систем.
Разработка проблем конфликтов осуществлялась различными направлениями в социологии. Не все они признавали конфликт исходной категорией социологических концепций, но все были едины, что конфликты имеют важное значение в жизни общества и необходимы теоретические исследования в этой области.
Немецкий социолог Георг Зиммедь (1858 - 1918 гг.) считается первым, кто ввел в научный оборот термин «социология конфликта». Г.Зиммель считал, что среди таких устойчивых форм социального взаимодействия, как авторитет, договор, подчинение, сотрудничество, особое место занимает конфликт. Конфликт способствует социальной интеграции, определяет характер конкретных социальных образований, укрепляет принципы и нормы их организации.
Основные положения, характеризующие теорию Г.Зиммеля, состоят в следующем:
чем сильнее внутригрупповые раздоры и чаще межгрупповые конфликты, тем менее вероятно, что границы между группами должны исчезнуть;
чем сильнее острота конфликта, чем меньше интегрирована группа, тем больше вероятность деспотичной централизации конфликтных групп;
чем острее конфликт, тем сильнее внутренняя сплоченность конфликтующих групп;
чем меньше острота конфликта, чем более социальное целое базируется на функциональной взаимозависимости, тем более вероятно, что конфликт имеет интегративные последствия для социального целого;
чем чаще конфликты и чем меньше их острота, тем лучше члены подчиненных групп могут избавиться от враждебности, почувствовать себя хозяевами своей судьбы, поддержать интеграцию системы;
чем менее остры конфликты и чем они чаще, тем более вероятно, что будут созданы нормы, регулирующие конфликт;
чем продолжительнее и менее остры конфликты между группами, в различной степени обладающими властью, тем более вероятно, что они отрегулируют свое отношение к власти.
Положения, предложенные Г.Зиммелем, предтавляют собой достаточно стройную теорию, которая объясняла явления социальной жизни, показывала то положительное, что может дать конфликт в социальной сфере, включая и организации. Г.Зиммель утверждал, что интенсивность конфликтного взаимодействия влияет на само существование группы, принадлежность к которой защищает личность. Кроме того, острота конфликтного взаимодействия между группами ведет к сплачиванию внутри группы. Частые, но небольшие конфликты ведут к усилению внутригруппового единства, к созданию норм, регулирующих взаимоотношения.
На основе данной теории возникло научное направление, разработавшее методы разрешения реалистических конфликтов на основе отыскания общего ценностного консенсуса, равновесия. Методы использовались профсоюзными организациями, правительственными учреждениями, политическими движениями по поиску «национального согласия», особенно в 60-70-х годах XX века.
Большой интерес среди конфликтологов конца XIX в. - начала XX в. вызвала социологическая теория Карла Маркса (1818 - 1883 гг.), которая представляет собой достаточно стройную систему теории конфликтов. На всех уровнях познания общественных процессов марксизм признает социальные конфликты, коллизии и антагонизмы как возможные, а в условиях острой классовой борьбы и как неизбежные явления общественной жизни, С точки зрения К.Маркса, структура общества имеет четыре основных элемента: производительные силы; производственные отношения; политическая надстройка; формы общественного сознания.
Определенным образом упорядоченная система субординации и взаимодействия этих элементов и составляет основу общей социологической теории марксизма.
Ошибочность выводов в соответствии с этой теорией состояла в том, что ее авторы считали возможным в будущем, после уничтожения частной собственности на средства производства, создать условия для ликвидации антагонистических отношений как базы социальных конфликтов. В результате революционных преобразований должно быть создано общество, где отсутствует объективная база для социальных конфликтов и будет создано бесконфликтное общество.
Таким образом, на рубеже XIX - XX вв. теоретический интерес к теории конфликта был очевиден. Основными идеями, которые сохраняют свою актуальность и в настоящее время, являются следующие:
• конфликт является нормальным социальным явлением, природе самого человека присущи биологические, психологические, социальные и др. факторы, которые неизбежно порождают многочисленные и разнообразные конфликтные ситуации;
• конфликт выполняет позитивные функции в процессе общественного развития, обеспечивая общее прогрессивное движение общественной жизни, способствует утверждению общезначимых социальных норм и ценностей;
• противоположность между правящим меньшинством и управляемым большинством является неизбежным и вечным явлением, которое вызывает все возможные трения, коллизии, конфликты;
• существует зависимость между изменениями экономической, политической, духовной сторонами жизни общества и конфликтными ситуациями, возникающими в результате этих изменений.