Натуралистические школы социологии
-Социал-дарвинистское направление. Основатель Людвиг Гумплович. Рассматривал социологию как науку о социальных группах и отношениях между ними. Основная характеристика этих отношений- непрерывная борьба и стремление каждой группы к порабощению и господством над другой.
-Расово-антропологическое направление. Жан Гобина, Шарль Летурно. По их мнению социальное поведение людей полностью обусловлено их биологической наследственностью. А так же является результатом расово-антропологических факторов. В рамках данного направления впервые были предприняты попытки доказать превосходство одной расы над другой и говорилось о вреде расовой смешений.
-Геополитическое направление(географический детерминизм). Фридерих Ратци. Рассматривалось концепция жизненного пространства ( географическая среда, климат, ландшафт, наличие/ отсутствие водных ресурсов, полезных ископаемых, которые должны определять политику и развитие государств).
-Социология Марксизма. Карл Маркс, Фридрих Энгельс.Марксистское материалистическое понимание истории исходит из того что способ производства и обмен его продуктами составляет основу каждого общественного строя. Выделил такое понятие как общественно-экономическая формация. Это весь комплекс явлений и процессов общественной жизни в рамках исторически определенного этапа развития. Он выделил 4 формации(первобытно общественная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая). Каждая формация состоит из: 1-базиса(это производительные силы и производственные отношения), 2-надстройка(юридические и политические отношения). В результате смены общественно экономических формаций происходит социальная революция.
-социология Эмиля Дюльгейма. Центральным в его творчестве было понятие социальной солидарности. Это синоним общественного состояния. Обеспечивается процессом разделения общественного труда. Выделяют: 1-механическая солидарность(характерно для клановых систем, иерархических обществ, там где нет широких возможностей у людей изменить свое положение в обществе), 2-органическая солидарность(характерно для крупных городов, где развиты экономика, торговля, рынки труда). Аномия-это состояние ценностно-нормативного вакуума. Когда старые нормы и ценности перестали существовать, а новые еще не сформировались. Характерно для кризисных и переходных периодов (конец 80-начало 90 годов в России).
Макс Вебер. Явился создателем «понимающей социологии». По его мнению социолог должен уделять свое внимание на выявление смысла действия людей и их поведение. Выделил понятие социального действия. Это такое действие, которое имеет цель, смысл, и направленность на другого человека, то есть оно должно быть рациональным. Выделил типы социального действия
По мере уменьшения их рациональности:
Целе-рациональное действие. Абсолютно рациональный вид действия, при котором субъект ясно осознает его цель и рационально соотносит со средствами, адекватными для достижения данной цели.
Ценностно-рациональные действие. Его смысл не в достижении в какой либо внешней цели, а в безусловной вере субъекта в самоценность действия как такового. (рыбаки весной на льдинах)
Аффиктивное действие. Совершается под определенным эмоциональным состоянием.(состояние аффекта)
Действие традиционное. Основано на привычке к определенным действиям. («на автомате», сказать «спасибо»)
Явился создателем теории легитимности(вера в значимость определенного порядка существующего в данном обществ, это нравственное обоснование власти) политической власти. Он выделил 3 типа легитимного господства:
-легальное господство основано на подчинении закону, а не отдельной личности. Основным мотивом повиновения являются целе-рациональные соображения
-традиционное господство обусловлено нравам, привычкой и основано на вере не только в законность, но и в священность давно сложившихся порядков и властей, то есть на традиционных действиях.
-харизматическое господство основано на личной привязанности подчиненных к особо выдающейся личности (шаманы, колдуны).
Бельфредо Поретто-разработал теорию элиты. Элита- это люди обладающие наиболее высокими показателями в той или иной сфере деятельности. Есть 2 типа: правящая и не правящая элита.
11.окт.16 Лекция 3
Социология в России зародилась после 1861 года.
Основные этапы.
1-1860-1890. Зарождение социологии в рамках позитивизима. Познание общества на основе синтеза естественно научных и социальных знаний. Основные проблемы это взаимодействие сознания индивида и выбор.
2-1890-1900. У социологии появляются свой предмет и задачи. Происходит эпизодическое преподавание социологии. Сфера интересов- личность и ее психологическое развитие.
3-нач 20 века-1922. Основной интерес направлен на изучение действий, взаимодействий и социального поведения людей. 1912-открыта первая социологическая секция при историческом факультете Петербургского университета. 1916- создано рурское социологическое сообщество. 1917- вводится ученая степень по социологии. 1920-открыт первый факультет социологии в петроградском университете.
4-1922-1950. 1920-возникают первые антисоциологические направления. Отрицание социологии как науки. Все прикладные исследования свернуты. Результаты предыдущих исследований либо засекречены, либо уничтожены. Основные термины остались в рамках философии и истории.
5-кон 50 годов-наше время. Социология стала возрождаться во времена Хрущевской оттепели. 1968- был создан институт конкретных социальных исследований ныне- институт социологии рамок. 1974-стал издаваться журнал СОЦиологические ИСследования.
Методология и методы социологического исследования.
Понятие прикладного социологического исследования.
Прикладная социология- это отрасль социологического знания направленная на решение конкретных социальных проблем. Социальных процессов и явлений. Метод-это основной способ сбора, анализа и обработки данных. Респондент-тот, кого опрашивают. Интервьюер-тот, кто опрашивает. Инструментарий-это 1- совокупность научной документации, используемой в процессе исследования. 2- документация предназначенная для сбора социологической информации. Социологическое исследование это изучение социальных объектов, отношений и процессов, направленное на получение новой информации и закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.
Критерии научности социологического исследования.
1-Наличие программы исследования.
2- Репрезентативность.
Генеральная совокупность-100 жителей города(60% Ж, 40% М). Выборочная совокупность- 100 (60 и 40) жителей из 1000. Так же может учитываться-пол, возраст уровень образование, семейное пложение, наличие детей.
3-Наличие инструментария (бланк анкетты)
4-Соблюдение принципов научного анализа.
Основные этапы проведения социологического исследования.
1-Подготовительный. Достижение договоренности с заказчиком (если он есть).
2-Методологический. Разработка программы исследования.
3-Полевой. Сбор первичной социологической информации.
4-Обработка и анализ полученных данных
5-Аналетический этап. Формулировка выводов и рекомендации.
6- Внедренческий этап. Реализаций разработанных рекомендаций.
Функции прикладного исследования.
1-Познавательная.
2-Информационная
3-Диагностическая
4-Социально преобразующая.
5-Технологическая.
Виды социологических исследований.
По критериям:
1-По цели исследования. 1.1-Теоретическое исследование направлено на выявление социальных тенденций, разработку социологической теории, с использованием уже имеющихся данных, полученных в результате предыдущих исследований. 1.2-Эмпирическое исследование направлено на изучение и решение конкретных социальных проблем, опирается на реальные и непосредственно наблюдаемые действия, поступки, поведение людей.
2-По задачам. 2.1- Пилотажное/ разведовательное исследовательное. Самый простой вид исследования. Его цель получение оперативной социологической информации. Охватывает небольшие совокупности людей. Его отличает упрощенная программа и сжатый по объему инструментарий. 2.2- Описательное исследование. Более сложный вид. Предполагает получение данных дающих относительно целое представление об объектах. Исследуется достаточно большая совокупность людей. Отличающихся по своим характеристикам. 2.3-Аналитическое исследование. Наиболее сложный и глубокий вид. Позволяется выявить структурные элементы. Выяснить причины, которые лежат в его основе. Оно требует значительного времени, а так же наиболее тщательного программы и инструментария.
3-По частоте проведения. 3.1- Разовое или точечное исследование дает возможность получить информацию о состоянии анкеты на текущий момент. 3.2- Повторный, мониторинговое исследование. Дают возможность получения информации об объекте в его динамике развития.
4-По масштабу. Международные, общенациональные, региональные, отраслевые и локальные.