Система ценностей и понятий социологии культуры.

Многочисленные дискуссии о том, что является базовым понятием при исследовании такого феномена, как культура, позволяют сделать вывод, что им может быть такой важный элемент общественного сознания, как ценности. В них в концентрированном виде выражается смысл культуры. По мнению отечественного социолога Н.И. Лапина, которое он излагает в своей статье «Модернизация базовых ценностей россиян» (Социс. – 1996. – № 5. – С. 5), «система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. Она, в свою очередь, оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности, выступая одним из важнейших мотиваторов социального действия, поведения индивидов. Таким образом, каждая ценность и системы ценностей имеют двуединое основание: в индивиде как самоценном субъекте и в обществе как социокультурной системе».

Анализируя ценности в контексте общественного сознания и поведения людей, мы можем получить достаточное представление о степени развитости индивида, уровне усвоения им всего богатства человеческой истории. Поэтому они могут соотноситься с тем или иным типом цивилизации, в недрах которой возникла данная ценность или к которому она преимущественно относится: традиционные ценности, ориентированные на сохранение и воспроизводство сложившихся целей и норм жизни; современные ценности, возникшие под влиянием изменений в общественной жизни или в главных её сферах. В данном контексте весьма показательны сравнения ценностей старшего и молодого поколений, что даёт возможность понять напряжённость и причины конфликтов между ними.

В социологии используется понятие базовые ценности, которые характеризуют основные ориентации людей как в жизни в целом, так и в основных сферах их деятельности – в труде, в политике, в быту и т.д. Поэтому эти базовые ценности, имеющие предметное содержание, могут быть основой для типологизации как сознания, так и поведения, и давать характеристику интеллектуальному богатству человека. К базовым ценностям, формирующим личность, относятся: здоровый образ жизни, основанный не на господстве над природой, а на единстве, партнёрстве, сотрудничестве, гармонии с ней; новое «качество жизни», включающее в себя изменение характера труда и его смысла, иное распределение интересов между трудом и досугом – новую культуру досуга и т.л.; гуманистическая культура общения между людьми, в которой другой человек – не средство достижения утилитарных целей, а цель, самоцель, стимулирующая личный интерес; наконец, наиболее важное – возрастающая потребность в самореализации личности, в творчестве, в развитии способностей, в духовном обогащении и т.п. Эти ценностные ориентиры достаточно заметны и отмечаются учёными как одна из ведущих тенденций. Они же отмечают недолгосрочность ценностей одностороннего эгоизма и возрастание значения «социальности» форм общения, духовного родства, человеколюбия.

Ценностные установки кардинально меняются, когда человек начинает предпочитать «вещные» или духовные формы богатства, хотя ни та, ни другая автоматически не даёт устойчивого социального положения. Более того, социальноценностные ориентации, связанные с вещной формой богатства, могут повышать социальный статус, но не улучшать социальное настроение. С другой стороны, нередко и другое противоречие. Если ориентация на духовно-нравственные ценности не обеспечивает минимум или декларируемый общественный достаток, то происходят серьёзные коллизии в социальном настроении людей.

Иногда в социологии используются понятия «положительные» и «отрицательные ценности», а также «одобряемые» и «отрицаемые ценности». Вместе с тем дифференциация ценностей на одобряемые и отрицаемые не имеет ничего общего с делением их на положительные и отрицательные. Речь идёт о том, что разные люди по-разному относятся к одним и тем же ценностям, выстраивают их иерархию в своём сознании. В этом состоит одна из трудностей понимания и изучения ценностного сознания. На её преодоление и направлена изложенная выше типология ценностей.

Рокич ввёл в своих исследованиях понятия терминальных и инструментальных ценностей, эмпирически исследовав по 18 тех и других. Что касается терминальных ценностей, то они выражают важнейшие цели, идеалы, самоценные смыслы жизни людей, такие как ценность человеческой жизни, семьи, межличных отношений, свободы, труда и аналогичные им.

В инструментальных ценностях запечатлены одобряемые в данном обществе или иной общности средства достижения целей. С одной стороны, это нравственные нормы поведения, а с другой – качества, способности людей. Такое деление ценностей описано в книге «Динамика ценностей населения реформируемой России» (М., 1996. – С. 55).

Как показывают социологические исследования, инструментальные ценности в большей мере, чем терминальные, вызывают разное понимание, поддержку и даже трактовку. Более того, иногда они противопоставляются друг другу. Анализ этой проблемы содержится в учебном пособии Ж.Т. Тощенко (Социология. Общий курс. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – С. 390-396).

Среди основных понятий социологии культуры выделяют привычки, обычаи, традиции, обряды, являющиеся образцами поведения. Этот вопрос рассматривают В.В. Касьянов (Социология. – Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2000. – С. 133-139) и Т.Н. Кончанин (Социология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – С. 309-314).

Привычки – это стереотипы поведения в определённых ситуациях. Мы не задумываемся над ними, соблюдаем их автоматически. Большинство из привычек человек усваивает в процессе социализации. Это – коллективные привычки. Кроме них есть ещё индивидуальные. Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате регулярного повторения.

Обычай основан на коллективной привычке. Он означает традиционно установившийся порядок поведения: уважение к старшим, обычай отмечать праздники, справляться о здоровье и т.п. Обычай – неписаное правило, воспринятое из прошлого, требующее неуклонного следования ему со стороны членов общества.

Традиция возникает в том случае, если привычки и обычаи передаются от одного поколения к другому. В качестве традиции могут выступать ценности, нормы, образцы поведения, взгляды, вкусы, идеи. Традиция выполняет функцию преемственности культуры, помогает сохранить культурное наследие. Бездумное следование отжившим традициям может привести к накоплению консервативных убеждений в обществе.

Обряд – это совокупность символических, стереотипных, коллективных действий, обусловленных нормами, ценностями, представлениями. Обряды сопровождают наиболее важные моменты человеческой жизни: крещение, посвящение в студенты, помолвка, свадьба и т.п. Участники обряда испытывают глубокое эмоциональные переживания, они все становятся участниками коллективного действия.

Важнейшее место в системе понятий культуры принадлежит знанию – достоверным сведениям о чём-либо. Знания, сформулированные в понятиях, зафиксированы в языке. Понятия и сам язык – тоже элементы культуры. Язык аккумулирует, хранит и передаёт человеческий опыт. На основе знаний, информации формируются убеждения, тоже выступающие элементами культуры. Убеждения могут быть связаны как с природными объектами, так и с социальными.

Одним из важнейших элементов культуры являются чувства. Хотя чувства развиваются независимо от культурных норм, они часто подвергаются социальному контролю. В каждой культуре существуют неписаные законы о том, какие чувства подобает проявлять к окружающим. Интересно, что влияние этих норм столь прочно, что люди вынуждены подавлять свои чувства или культивировать противоположные, чтобы не нарушать нормы.

К культурным элементам, чётко выполняющим функцию социального контроля, относятся также нравы и законы. Нравы представляют из себя обычаи, имеющие моральное значение. Формы поведения людей могут быть подвергнуты нравственной оценке. Каждая культура имеет свои представления о том, что считать нравственным, а что нет. Но почти во всех обществах наказание за безнравственный поступок следует более суровое, чем за нарушение других норм и правил поведения.

Законы – такие нормы поведения, которые оформляются государственными документами и требуют неукоснительного исполнения. Нарушение законов влечёт за собой уголовные наказания. Таким образом, общество с помощью закона пытается защитить самые важные для него ценности: право на жизнь, собственность, здоровье, достоинство и др.

Степень развитости человека выявляется через меру овладения им окружающим миром, наличными условиями общественной жизнедеятельности. Следовательно, каждый из живущих в этом мире в своей деятельности зависит не только от своих способностей, но и от своей эпохи, своего окружения, состояния вещей, природных условий и т.д. Человек должен овладеть наличными условиями бытия, степень овладения обусловливает уровень развития личности. Эту мысль подробно излагает Т.Л. Кончанин (Социология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – С. 314-318).

Наши рекомендации