Генезис и структура школы Бурдье
Результатом овладения любой профессией, результатом запланированным или не принимаемым в расчет, является изменение способа восприятия, точки зрения, т. е., в конечном счете, социальной перспективы. В случае школы Бурдье мы имеем дело с намерением контролировать условия этого пересмотра — именно таков практический смысл социологической бдительности. Для поддержания контролируемых условий смещения перспективы необходима та или иная форма коллективной практики. Ею и является научная школа. Комплекс отношений, который в настоящем тексте обозначен как «соратники» или «школа Бурдье», не исчерпывается этим аспектом. Тем не менее одна из основных задач школы как социологического предприятия состоит в поддержании внутренней динамики, длительном воспроизводстве нетипичных социальных условий, позволяющих достичь специфических результатов, среди которых одним из главных выступает особенное профессиональное видение (условие позволяющее, в свою очередь, производить новый результат). Такое усиление особенного обосновывает автономию всякого производства и всякой позиции. Другая задача шко-
[345]
лы как социологического предприятия вытекает из того факта, что признание нового взгляда как коллегами, так и широкой аудиторией обеспечивается действием социальной механики, в которой школа играет роль постоянно действующего источника событий и силового центра в системе подобных ей центров. В логике научного обмена и борьбы школа выступает формой институционали-зации теоретической ставки59, обеспечивая постоянство принципов в разнообразии их приложений. Воплощая эти две основные интенции: поддержание специфической внутренней среды и борьба за признание в пространстве теоретических различий — всякая школа, тем не менее, не строится по единственной модели. Не претендуя на создание общей классификации, здесь мы намерены зафиксировать специфику школы Бурдье как тематического и стратегического союза, воспроизводящегося во времени60.
Принимая в расчет изначально «еретическую» стратегию школы с ее ориентацией на самодистанцирование от официальной доксы и насколько возможно полное введение в анализ системы различий, действующих в поле, а также центральную роль, которую в задании вектора школы играет работа Бурдье, можно признать, что ее организация и положение в интеллектуальном производстве тяготеют к модели возглавляемой пророком секты, борющейся против жреческого распоряжения социальным знанием61. Являясь следующим шагом в реализации социологической автономии, критическая программа школы претендует на охват максимально широкого спектра явлений своим видением. Долгое время выступая авангардным образованием, т. е. одновременно наиболее узким по области признания и наиболее радикальным по отношению к актуальной в поле традиции, она стремится превратить свой частный взгляд в универсальный принцип производства62. Однако изначально определить функционирование школы через узкие рамки секты значило бы пренебречь фактом устойчивого воспроизводства профессионального навыка и взгляда. Это было бы
[346]
данью взгляду извне. Нас же прежде всего интересует вопрос о социальных условиях, которые обеспечивают длительное поддержание специфических условий производства и императива универсализации.
Начнем с того, что школа во многом обязана своим существованием эффекту конверсии: сам Бурдье, перешел в социологию из философии [28, с. 28]63, почти все его сотрудники также являются обладателями «нетипичных» траекторий: они не получили университетского социологического образования, а вошли в профессиональную практику через исследовательский семинар Бурдье и/или его соратника К. Пассрона в I960—1970-х и, таким образом, получили возможность более гибко и критично распоряжаться конвенциями, сложившимися в академическом секторе дисциплины. Характеризующее школу сопряжение «высокой» философской традиции и нехарактерных для школьной социологии приемов является прямым результатом конверсии. Собственная теоретическая практика Бурдье как главы школы также вписывается в логику конверсии разнообразных навыков в социологическую компетентность: социологически переопределяя философские схемы, Бурдье делает их достоянием исследовательской практики — собственной и своих сотрудников. При этом речь, конечно, не идет о мгновенном превращении философа в основателя социо-анализа, а представителей цехов юристов, философов, урбанистов, этнографов — в его соратников. За иллюзией теоретического единства школы стоит длительный процесс тематических поисков и экспериментов. Как и за образом школы — единого организма скрывается, с одной стороны, длительный отбор соратников и союзников, сопровождавшийся целой серий разрывов, с другой, история внешних давлений, в частности, длительная реакция институционального отторжения, которая до начала 1980-х закрывала для членов школы двери многих научных и образовательных институций64. В значительной мере именно эта отмеченная критическими диспозициями «нетипичность», а также приоритет работы с эмпири-
[347]
ческим материалом над интерпретацией текстов является первым условием существования школы Бурдье.
В свою очередь, функционирование школы, раблезиански превращающей теорию в вид практики, закрепляет эффект конверсии, усиливая познавательный и институциональный разрыв в пространстве делений, выступающих одновременно инструментами описания/ объяснения и научной карьеры: вертикальной и горизонтальной мобильности, оппозиций нового и старого, труда и досуга, жесткой формы школы и свободного характера течения. Сохраняя память о своем происхождении из духа конверсии, школа непрерывно воспроизводит ее условия, превращая таковую из события в процесс и, в конечном счете, оказывается машиной, которая постоянно поддерживает высокое напряжение, упорядочивающее научную рутину. Она оказывается одновременно теоретической границей, отличающей критическую социологию прежде всего от этнометодологии, структурализма, индивидуализма и позитивизма65, а также границей социальной, отделяющей критическую социологию от либерально окрашенной интеллектуальной журналистики, абстрактной социальной метафизики, семиотики, близкой к литературной критике, экономического моделирования. Социологическая бдительность — это состояние приграничья, где она имеет функциональный характер, поскольку чистая теория не способна обеспечивать постоянное возобновление условий производства, а эмпирическая работа сама по себе не может гарантировать чистоты и отличительных черт социологического результата.
Но школа — это только не сумма опубликованных исследований. Говоря о поддержании границы и воспроизводстве навыка, мы неизбежно приходим к вопросам о том, кто составляет ее ядро, какое время и в какой форме это ядро существует. Отвечая на них, можно принимать различные точки отсчета: ряд книг Бурдье, написанных в соавторстве и вышедших в 1964—72 гг.; основание в издательстве «Minuit» в 1965 возглавленной Бурдье серии «Здравый смысл», в которой вышел ряд принци-
[348]
пиальных исследований и переводов; наконец, фактическое превращение Центра европейской социологии после ухода Р. Арона в 1968 г. в центр Бурдье. В первом факте можно усматривать начало совместной институ-циализации научного капитала Бурдье и соавторов через публикации, во втором — институциализацию научных предпочтений Бурдье и его соратников и возможность их введения в оборот, в третьем — институциализацию практической группы в пространстве исследований и образования. При всей важности этих вех принципиальным, тем не менее, представляется основание в 1975 году журнала «Actes de la recherche en sciences sociales», возглавленного Бурдье66. Оно представляется более значимым, поскольку пространство журнала остается в распоряжении прежде всего самого главного редактора и, таким образом, выступает формой институциализации теоретической ставки par excellence. He берясь точно обозначить хронологический порог возникновения школы — 1975-му предшествовал длительный период концентрации капиталов и консолидации группы (существовавшей уже к середине 1960-х), сделавших возможным не только само существование журнала, но и тематическую слаженность публикаций — можно, по крайней мере, указать на год ее институциализации в качестве таковой. Именно этим журналом, точнее, статистикой публикаций в нем, мы можем воспользоваться, чтобы очертить ядро школы.
Предположив, что длительная принадлежность к школе должна отразиться в количестве, превосходящем наиболее часто встречающееся, в качестве минимального порога были приняты 4 публикации (включая публикации в соавторстве) за 23 года67. В предварительном списке оказалось 26 имен (а если исключить американского лингвиста В. Лабова — 25). Следующими показателями были взяты годы первой и последней публикации и число лет, в течение которых статьи автора появлялись на страницах журнала. Поскольку последняя величина колебалась от 2 до 22 лет (повторим, при количестве публикаций, превосходящих 4), группировка авторов по этим
[349]
показателям представлялась важным шагом к установлению ядра. Следом был добавлен показатель среднего числа публикаций в год, который можно рассматривать как оценку меры близости публикуемых работ к основной линии школы (для самого Бурдье этот показатель составил 3,5, включая публикации в соавторстве). Результатом стало несколько групп авторов по максимальным различиям: от 2,5 публикаций в год, при периоде авторства в 2 года; до 0,5—0,8 публикаций в год при периоде в 17—22 года. С наибольшей вероятностью в ядро школы попадают представители последней группы (8 авторов, включая самого Бурдье), к которой тяготеют авторы, имеющие 0,6 и 0,9 публикаций в год за 15 лет (2 автора). В него попадает также автор, имеющий 1,3 публикации в год за 10 лет (но начавший публиковаться, в отличие от остальных, не в 1975-77, а в 1986 г.). Таким образом, постоянное ядро исследователей, входящих в школу на сегодняшний день, состоит из 9—11 человек. В их числе оказываются все четыре автора настоящей книги, что отчасти подтверждает правильность избранных критериев выделения ядра. Кроме того, в состав школы нужно включить молодых исследователей, не попавших в подсчет из-за того, что они лишь недавно вошли в период активной научной деятельности. Таких по крайней мере трое, и у двоих из них за 1996—97 гг. в журнале опубликовано по 2 статьи. Обращают на себя внимание временные рамки существования ядра: абсолютное большинство исследователей, входящих в него на сегодняшний день, уже работали в школе в середине 1970-х.
Поскольку мы стеснены форматом приложения, а характеристика ядра, помимо социологически бессодержательного перечисления имен, потребовала бы подробного биографического, тематического и даже текстуального анализа, мы оставляем эту задачу до следующих работ. Здесь же отметим лишь несколько важных моментов. Во-первых, за рамками школы, увиденной сквозь призму журнала, остаются социологи, прямо использующие ее разработки в исследованиях (см. [58]) или попу-
[350]
ляризаторы, перерабатывающие объяснительные схемы школы в образовательный материал (напр., Ф. Коркюф [70]). Одновременно в ядро попадают такие «теоретически спорные» бурдьевианцы, как К. Шарль (напр., [50]) или В. Каради (напр., [33]), которые являются скорее стратегическими партнерами, чем инженерами общего проекта. Поэтому рассматривать школу только как сектор круга авторов, заменяя единственным критерием всю подвижную область практики, производящей представление о школе и «социологии Бурдье», было бы произволом. «Спорные случаи», которые обнаруживаются при всякой попытке установления границы, здесь можно рассматривать и как эффект позиции внутри школы, и как эффект границы, т. е. позицию в системе разделения труда, возникающей вместе со школой и вокруг нее.
Во-вторых, следует обратить внимание на межпоко-ленческое разделение труда. Старшее поколение ядра, уже сложившееся к моменту выхода первого номера журнала и/или начавшее публиковаться в нем в 1975-79, работая с Бурдье в период становления школы и являясь непосредственными создателями программы критической социологии, осталось носителем «теоретических амбиций», т. е. практических схем, усвоенных в условиях господства философии в иерархии французского культурного производства (достаточно указать на определяющую в нем роль Сартра, Альтюссера или Мерло-Понти) и выработанных в борьбе за социологию как одновременно фактичную и генерализующую науку, создававшуюся в отсутствии до 1970-х продуктивных исследовательских программ в национальном поле. Поколение же, ставшее активной частью школы в 1990-х, формировалось в условиях, когда основополагающие теоретические работы Бурдье, построенные на обширном эмпирическом материале: «Практический смысл» (1979), «Различения» (1980), «Homo academicus» (1984) — а также избрание его в 1981 г. в Коллеж де Франс, уже закрепили за новым социологическим предприятием имя и место в культурном производстве. Более того, действующий здесь принцип
[351]
«философия — только для мэтров» внес и продолжает привносить в схему их работы дополнительное цензурное принуждение помимо технического, которое привносит логика разработанного метода. В итоге изменения, введенные в горизонт дисциплины работой старшего поколения, и конверсия навыков68 в условиях уже действующей школы предоставили младшему поколению готовые инструменты описания/объяснения и одновременно ограничили его возможные «теоретические амбиции». Работы составляющих его исследователей основаны на понятии поля как исходном и имеющем ясное инструментальное значение. Таковы исследования, посвященные полю литературы Франции периода второй мировой войны [81], современным французским полю консультантов [73] и полю экономистов [76]. Таким образом, если стратегия, определявшая практику старшего поколения во главе с Бурдье, состояла прежде всего в создании и введении в оборот нового видения и навыка, то стратегия младшего поколения построена прежде всего на их нормализации (пользуясь языком Куна), т. е. превращении их в собственно техническую и по возможности формализованную схему производства.
Наконец, если вернуться к статистике публикаций, можно отметить одну важную тенденцию: связь между количеством лет публикации в журнале и их средней частотой. При ряде оговорок можно утверждать: чем выше публикаторская активность данного автора, тем меньше времени она протекает в рамках журнала школы. Две группы, близких по частоте публикаций особенно явственно об этом свидетельствуют: 2 года — 2,5 статьи в год, 6-9 лет — преимущественно 1-1,3 статьи в год. Т. е. чем ближе по продуктивности к главе школы (3,5) исследователь, тем меньший срок он оказывается в числе авторов журнала. Эти данные показывают, что не в меньшей степени, чем результатом объединения школа является результатом расхождений. Учитывая, что Двое авторов из ядра с 15-летним стажем имеют последнюю публикацию в 1990 году при относительно высокой
[352]
активности, этот промежуточный вариант также можно рассматривать как результат их стратегических рассогласований с главой школы. Таким образом, у метафоры границы — если рассматривать ее практически — обнаруживается оборотная сторона. Постоянная принадлежность к школе требует одновременно работоспособности и умеренности (0,5-0,8 публикаций в год в собственном журнале), которые составляют теперь уже количественный контраст с пророческой стратегией ее главы. Логика всякой школы предполагает расширение и обновление состава, но в той мере, в какой она остается стратегическим балансом тем и интересов, ее функционирование предполагает постоянные деления и дистанцирования, свойственные позиции производителей-радикалов [22, 1 / 2—93, с. 53], а также исключение тех, кто своей активностью и намерением формулировать принципы вступает в конкуренцию с ее главою, подобно тому как это происходит в производственной организации. Таким образом, борьба с оппонентами и внутренняя селекция, которые ведутся на границе, оставляют по ту ее сторону ряд исследователей, внесших вклад в формирование школы, какой она известна нам сегодня.
В целом, школа Бурдье, с ее ядром и исключенными, с носителями более новаторских или формализованных схем практики, с борьбой за отмену внутренних границ в социальных науках и за укрепление внешних, являет собой лучшее подтверждение и частичное опровержение самой критической социологии. Подтверждение состоит в том, что освоение реальной социологической практики действительно позволяет воплотить менее вероятные и менее очевидные состояния интеллектуального мира (и социального мира в целом), одним из которых и является новая позиция в поле культурного производства, а также в том, что ее формирование и признание возможно только в процессе борьбы, определяемой набором специфических капиталов. Опровержение же заключается в том, что социология, дающая освобождение через погружение в историю и логику собственных практик, не
[353]
отменяет разделения труда, не уменьшает гнета цензуры на корпус исследователей и не ослабляет властных напряжений, имей они вид открытого противостояния или постоянного негласного принятия стратегических предпочтений главы школы. Как показывает жизненный цикл школы, младшие поколения приобретают инструмент научного и социального успеха, но одновременно — и новые трудности, связанные с принуждением, которое сопровождает нормализацию нового взгляда и смещает акценты с основополагающих техник критической социологии, прежде всего — с объективации габитуса и самообъективации, на формализацию понятия поля.
Для российского случая опыт функционирования школы Бурдье тем более значим, что школы как форма институциализации теоретической ставки не сформировались в социологии сначала СССР, а затем России, прежде всего в силу господствующей роли административного, а не технического капитала в структуре дисциплины (см. [61, гл. 3]). Возникновение социологического предприятия, институциализирующего преимущественно научный капитал, т. е. воспроизводящего в качестве отличительного признака не сумму постов, а навык исследования, по-прежнему остается маловероятным событием. Между тем, отличающий социологию критический взгляд, обоснованный объективным знанием, может стать действительностью дисциплины, носящей имя «социология», только в условиях борьбы за научное господство — выражаясь метафорически, за власть над умами — причем такой борьбы, которая, будучи ориентирована на менее вероятные состояния социального мира, объединяла бы противников в отказе от очевидности обыденного и политически заданного восприятия.
[354]