Теоретическая, эмпирическая, контекстуальная аргументация

1. Понятие о теоретической аргументации.

2. Дедуктивная аргументация. Дедуктивное умозаключение.

4. Индуктивное умозаключение.

5. Системная аргументация.

6. Опровержимость и проверяемость как способ теоретического обоснования.

7. Методологическая аргументация.

8. Понятие об эмпирической аргументации.

9. Эмпирическое подтверждение.

10. Прямое подтверждение.

11. Косвенное подтверждение.

12. Факты как примеры.

13. Понятие об иллюстрации.

14. Апелляция к образцу.

15. Понятие о контекстуальной аргументации.

16. Универсальный и контекстуальный способ аргументации.

17. Аргумент к традиции.

18. Ссылка на авторитет.

19. Интуитивная аргументация.

20. Аргумент к вере

21. Аргумент к здравому смыслу.

22. Аргумент к вкусу.

23. Аргумент к моде.

Литература:

1. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. – М.: Изд-во МГУ, 1991 – 150 с.

2. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. – М.: Интерпракс, 1994 – 360с.

3. Войшвилло Е. К. Логика: – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 505 с.

4. Еемерен ванФ.Аргументация, коммуникация и ошибки. – СПб.: Васильевский остров, 1992.

5. Ерастов Н. П. Культура мышления лектора. – М.:Знание, 1989- 61 с.

6. Ивин А. А. Искусство правильно мыслить: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1986. – 224 с.

7. Ивин А. А. Основы теории аргументации. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 352 с.

8. Ивлев Ю. В. Логика. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 1999 – 270с.

9. Курбатов В. И. Логика: учеб.пособие для студентов вузов. – Ростов-на- Дону: Феникс, 1995 – 320с.

10. Клюев Е. В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция). – М.: ПРИОР, 1999. – 272 с.

11. Клюев Е. В. Речевая коммуникация. – М.: «Издательство ПРИОР», 1998. – 224 с.

12. Рузавин Г.И. Логика и аргументация. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 351с.

13. Философский энциклопедический словарь. / Редкол.: Аверинцев С.С., Араб-Оглы Э.А., Ильичев Л.Ф. и др. – 2-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1989. – 815 с.

14. Фреге Г. Логика и логическая семантика: Сб. трудов. – М.: Аспект Пресс 2000. – 512с.

15. Эффективная коммуникация: история, теория, практика: Словарь-справочник / Отв. ред. Панов М.И. – М. : ООО «Агентство «КРПА» Олимп», 2005. – 960 с.

Задания к практическому занятию № 2:

1.Найдите системные аргументы или контраргументы к следующему тезису:

Чтобы понять, как мало знаешь, надо много учиться.

2. Какие из нижеприведенных аргументов являются контекстуальными?

а) Аргументация идеологического аппарата ВКП(б), представлявшая И. В. Сталина величайшим учёным всех времён и народов.

б) Косвенная аргументация жены, уличающей мужа в супружеской измене.

в) Апелляция к историческим фактам с целью опровержения обществоведческой концепции.

г) Апелляции христиан к фактам сверхъестественного порядка во свидетельство правоты своей веры.

3. Прокомментируйте обоснованность апелляций к авторитетам в следующих случаях:

а) Мнение крупного физика по вопросам физики.

б) Мнение крупного физика по вопросам биологии.

в) Мнение крупного физика по вопросам государственного и культурного строительства.

г) Мнение православного священника по вопросам нравственности.

д) Мнение православного священника по вопросам науки.

4. Найдите несколько примеров совпадения апелляций к вере с апелляциями к авторитетам и традициям. Найдите несколько примеров сугубого несовпадения этих двух типов контекстуальной аргументации.

5. Какие из нижеперечисленных проблем являются явными, а какие - неявными?

1) Проблема происхождения радуги.

2) Проблема для человека повышения его физической выносливости.

3) Проблема очень выгодной полугодовой командировки в Индию, которая человеку категорически противопоказана по состоянию его здоровья.

4) Проблема совершения жертвенного поступка, к которому человека не может обязать никакое законодательство.

6. К какому типу проблем относятся данные? Дайте определение проблемы, методы решения соответствующих типов.

1) Москвичу до места работы 6 километров, но в метро он не вхож из-за клаустрофобии (болезненной боязни замкнутых пространств), а наземные маршруты до места работы в пиковое время суток парализованы пробками.

2) Проблема подготовки крайне важного устного выступления для человека, который великолепно пишет, но не владеет навыками убедительных устных выступлений на публике.

3) В должности специалиста крупной фирмы Вы за рулём своего автомобиля спешите к назначенному сроку на важную деловую встречу далеко в загородной зоне. Но на полпути Вас останавливают местные сельчане и просят повернуть обратно и доставить в больницу районного центра роженицу. При этом будет сорвано Ваше служебное задание, но у сельчан только на Вас вся надежда: местность глухая, попутного транспорта нет, «скорая» из райцентра не успеет вовремя.

4) Проблема привития первокласснику умения сосредоточиваться на выполнении домашних заданий.

5) Проблема своего ценностного отвращения к тематике, которой Вам предстоит заниматься по долгу службы.

6) В спорном профессиональном вопросе начальник силой своей власти навязывает компетентному подчинённому свою в корне ошибочную точку зрения и считает себя победителем.

7) Из-за неопасной бытовой травмы у Вас появился месяц свободного времени.

8) Некто перед Вашими глазами в обычных условиях продемонстрировал левитацию, т. е. оторвался от земли и минуту поплавал в воздухе, как космонавт в невесомости.

Практическое занятие № 3

Наши рекомендации