Методологическая, теоретическая и эмпирическая база исследований
Методология.Методологическая организация первой главы–поэтапное развитиеанализа от абстрактного к конкретному[37] (Э.В. Ильенков). В первой главе - от эмпирически абстрактного к эмпирически конкретному (В.С.Швырев[38]),где решающее значение имеют абстрагирование и аналитическая (изолирующая) абстракция, ориентированная навыявление иерархии свойств предмета исследования, с переходом к абстракции идеализации и построению идеализированных объектов. Описание стадий исторического процессаразвития интеллектуального потенциала российского общества: а) отставание образования и науки России от Европы; б) паритет; в) опережение; г) регресс в ходе реформ.
Метаисторический анализ направлен на выявление «логического» в «историческом»,а социологический и факторный и каузальный анализ ориентированы на выявление общиедетерминант в социокультурной динамике и определение общих тенденции и различий, связанных с оппозициями российской и европейской ментальности. Социологический анализ опирается на теоретико-методологические основы деятельностного, социокультурного и институционального подходов. Метатеоретический анализ процессов реформации основных социальных институтов установил ряд тенденций: снижение на всех уровнях интеллекта (словесно-логического, теоретического, мировоззренческого), диверсификации управления образованием и наукой, «негативной модернизации» при коммерциализации образования, падения статусов, социального положения учителей и ППС вузов, девальвация науки и образования, депрофессионализации и деквалификации специалистов, сдвиги в профессиональном самоопределении и образовательных траекториях, снижение нравственно-ценностного уровня российской молодежи и др.
Методологическая организация второй главы –систематизирующий анализ от теоретически абстрактного к теоретически конкретному.Логико-гносеологическаяорганизация: метатеоретическое обобщение, системологическая концептуализация и общенаучные принципы познания с целью выявления интерпретативных (объяснения и обоснования) моделей системы (Г.И. Рузавин), формулирования фундаментальных причин, принципов и закономерностей, приводящих к теоретическому построению систем[39]: системы интеллекта, когнитивных и социальных систем (И.Р. Пригожин), систем управления (А.А. Давыдов[40]). Объекты метатеоретического анализа: психологические теории интеллекта, в контексте системной теории; социологические теории в контексте парадигмы «когнитивных наук», «социологии интеллекта», «социологии управления.
Направленность анализа: а) построение универсальной модели системы (системообразующие и системозамыкающие факторы) и определение законов и принципов системологии; б) междисциплинарное системное моделирование интеллекта.
Методологические задачи: 1) трехуровневая модель организации интеллекта: словесно-логический, теоретический и мировоззренческий; 2) установление функционального назначения подсистем интеллекта; 3) построение системной теории интеллекта с формализацией системы в табличной и трехмерной форме; 4) определение принципов системного управления интеллектуальным уровнем общества на когнитивном и институциональном уровне.
Общенаучные принципы в системном моделировании интеллекта и социальных систем управления – принцип симметрии, принцип соответствия, принцип дополнительности. Логико-гносеологические принципы системной организации интеллекта: а) триединство логики-топики-систематики; б) уровневое триединство: рассудочный, разумный, духовный интеллект; в) психологическое триединство: умственная, чувственная, волевая сторона интеллекта.
Методологическая организация третьей главы –эмпирические исследования с целями:
а) эмпирического доказательства системной теории интеллекта; б) определение тенденций продуктивности/контрпродуктивности на каждом уровне интеллекта; в) определение уровня интеллектуальных акцентуаций и девиаций; г) построение ранжированной системной модели интеллектуальных девиаций для целей коррекции в процессе управления интеллектуальным развитием российской молодежи. Конкретно-методологическая основа: социологический принцип взаимного отражения между социальным и индивидуальным интеллектом; принцип системности в институциональной структуре общества; принцип корреспонденции между теоретическим и эмпирическим знанием; методологика[41] социологических исследований - иерархическая согласованность методов эмпирического исследования.
Методологическая организация четвертой главы –экспериментально-практическаяверификация авторского системологического подхода к моделированию структурно-функциональной организации главного институционального субъекта управления образованием, наукой и развитием интеллектуального потенциала. Системное моделирование: института образования; когнитивная систематизация учебно-воспитательного процесса на уровне школьного и вузовского образования; системология научно-исследовательской деятельности.
Методы.Структура методической организации диссертационного исследования включает:а) общенаучные методы: методы логического и системного анализа, б) теоретико-социологические методы: концептуального анализа, системной организации управления (ориентированные на субъект, объект, предмет и процесс управления развитием интеллектуального потенциала), методы теоретической, эмпирической интерпретации и операционализации понятий. В ходе эмпирических исследовании наиболее активно использовались методы: наблюдения, контент-анализа, семантического дифференциала, социального эксперимента, статистического анализа. Большое значение придано сочетанию методов количественного и качественного исследования, при решении тестовых задач, оценивались не только результаты, но и процессы решения, с учетом когнитивных стилей, в которых типическое сопряжено с индивидуально-личностным. В диссертационном исследовании использованы следующие методики оценки интеллекта: Д.Б. Богоявленской, А.В. Брушлинского, К.М. Гуревича, В.Н. Дружинина, Б.В. Зейгарник, А.М. Матюшкина, В.Ф. Петренко, Н.А. Подгорецкой, О.К. Тихомирова, методики педагогического тестирования когнитивной сферы: В.П. Беспалько, К.Е. Безух, В.Г. Королева, В.П. Симонова, лингвистические методики оценки грамотности и уровня вербального развития. Для обработки данных применялись методы математической статистики (корреляционный, факторный анализ) с использованием программы Microsoft Office Excel 2008 и SPSS Statistics.