Когда она вспыхивает, они отправляются в путь, когда же опускается мрак, они останавливаются

«Когда она вспыхивает, они отправляются в путь, когда же опускается мрак, они останавливаются». (2.20) –здесь Аллах приводит пример лицемеров, которые предпринимают соответствующие действия, когда Коран согласовывается их пожеланиями и ожиданиями, например наследование от верующих, получение доли с военных трофей и, не смотря на их неверие в их сердцах, их в сохранности от гибели от рук верующих. Всякий раз, когда аяты Корана не согласовываются их страстями, подобно тому, когда им повелевают жертвовать собой и богатством для Джихада, они начинают колебаться и медлить. Аллах вывел это, в Его словах:

Когда она вспыхивает, они отправляются в путь, когда же опускается мрак, они останавливаются - student2.ru

Когда их зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, часть из них отворачивается. Будь они правы, они покорно явились бы к нему.[Ан Нуур (24):48-49].

Некоторые ученые сказали:«Когда она (молния) вспыхивает, они отправляются в путь» (2:20)означает, что всякий раз когда Аллах наделяет их богатством и благополучием то, они говорят: «Эта религия истины, с тех пор как мы стали придерживаться ее, мы имеем только благое» но, «когда же опускается мрак, они останавливаются». (2.20) означает, что когда они встречаются с бедностью и болезнями, или у них родились дочери, а они ожидали сыновей, тогда они говорят: «Этого не произошло бы с нами, если бы не зло этой религии», и тем самым они отступают от нее. И это толкование поддерживается словами Аллаха:

Когда она вспыхивает, они отправляются в путь, когда же опускается мрак, они останавливаются - student2.ru

Среди людей есть и такой, который поклоняется Аллаху, находясь на грани между верой и неверием. Если ему достается добро, то благодаря этому он чувствует себя уверенно; если же его постигает искушение, то он оборачивается вспять. Он теряет как этот мир, так и Последнюю жизнь. Это и есть очевидный убыток![Аль Хадж (22):11].

Некоторые ученые, сказали: «когда она вспыхивает означает, что они познают некоторую истину, а темнота означает, сомнения по отношению к Исламу, которые присутствуют у них».

И Аллаху известно лучше![78]

Индекс имен

Сподвижники:

Абдуллах Ибн Аббас – Ибн Абуль Мутталиб бин Хашим бин Абд Манаф аль Кураши аль Хашими, кузен Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и толкователь Корана. Он родился за три года до Хиджры. За свои знания, он был назван «Океаном знаний». Он участвовал в Джихаде, на севере Африки в 27 г.х. и умер в 68 г.х.

Абу Муса аль-Аш'ари – Абдуллах бин Кайс бин Салим. Он красиво читал Коран и был одним из ученых среди Сподвижников. Он умер в 42 г.х. или в 44 г.х.

Омар ибн Аль Хаттаб – Абу Хафс Омар ибн аль Хаттаб ибн Нуфайль аль Курашии аль Адауи, второй правильно направленный Халиф и один из десяти обрадованных раем. Он принял Ислам за пять лет до Хиджры и его принятие Ислама, было великой победой для Мусульман. Он участвовал во всех сражениях, в которых участвовал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Он умер Шахидом в 23 году Хиджры.

Хузайфа ибн аль-Йаман – Родился в Медине, но по происхождению был мекканцем. Его отец был родом из мекканского клана Бану Абс, но бежал из Мекки в Медину в связи с тем, что убил одного человека. Спустя некоторое время после начала пророчества Мухаммада, он приехал к нему в Мекку и принял Ислам. В период правления халифа Абу Бакра, Хузайфа принял участие в войнах с вероотступниками и командовал отрядом, посланным в Оман. В период правления халифа Омара, он воевал в Ираке, Хамадане, Рее против персидских войск. В период правления халифа Османа, Хузайфа участвовал в завоевании Армении и Азербайджана. Там он был свидетелем конфликта по поводу чтения Корана и обратился к халифу Осману, чтобы тот размножил экземпляры Корана на курайшитском диалекте и отправил во все концы Халифата. В передаче Хузайфы известно более ста хадисов.

Наследники:

Аль Хасан Аль Басри – Ибн Абу аль Хасан аль Ансари. Он был надежным и точным, благородным и известным. Он был великим ученым и передал много хадисов. Он умер в 110 г.х. ближе к 90 годам.

Ибн Аби Мулайка – Ибн Абдуллах ибн Джуда’ан аль Мадани. Он встретил тридцать Сподвижников, он был надежным и точным и был правовым юристом.

Другие:

Имам Бухари – Мухаммад бин Исмаиль бин Ибрахим бин аль Мугирах, Абу Абдуллах. Он родился в 194 г.х. и стал одним из Имамов по хадисам. Его прозвали «Амиром верующих в Хадисах». Он умер в 256 г.х.

Имам Муслим – Бин аль Хаджадж бин Муслим аль Кураши, Абу аль Хусейн Ан Найсабури, Хафиз и один из великих Имамов этой нации. Он является автором Сахиха, которая является самой достоверной книгой после Имама Бухари. Он умер в 261 г.х.

Перевел для ИсламДин Абдуллах сын Абдуллаха

Редакция перевода: ИсламДин

ИА ИсламДин

[1]Аллах Азза уа Джаль, говорит : «Воистину, лицемеры окажутся на нижайшей ступени Огня, и ты не найдешь для них помощника» [Ан Ниса (4):145]

[2] Аллах Азза уа Джаль, говорит: «Лицемеры опасаются, что им будет ниспослана сура, которая поведает о том, что в их сердцах. Скажи: "Насмехайтесь! Аллах непременно выведет наружу то, чего вы опасаетесь".» [Ат Тауба (9):64]

[3] Как сказал Муджахид.См. Ас-Суюти «ад-Дурр аль-Манзур» [1/56]

[4] От переводчика [Продажность, разложение, гниение, извращение]

[5] Ас Са’ади, сказал: «Они надеются своими порочными речами затмить истину. Но этому не быть, ибо разумный человек, послушав их, еще сильнее убедится в лживости их воззрений.

Аллах гарантировал победу своей религии и торжество истины, с которой Он отп-

правил своих посланников, и обещал озарить светом правой веры все страны, как

бы это ни было ненавистно неверующим. Даже если они направят все свои усилия

на то, чтобы затушить свет Аллаха, им все равно не избежать поражения. Они под-

добны тем, кто пытается задуть свет солнца. Им никогда не удастся достичь жел-

лаемого, а их бессмысленные усилия лишь свидетельствуют об их слабоумии.» [Тафсир аль-Карим ар-Рахман]

[6] Т.е. они говорят, что аяты где описываются признаки лицемеров, не правильно толкуются.

[7] Т.е. гость, обязательно должен погостить у них.

[8] Так же, не сложный, туповатый

[9] Этот аят, описывает первый признак лицемерия: лживость. Своими языками они говорят то, что нету в их сердцах. Это качество, настолько укоренилось в них, что даже когда они говорят слова истины, Аллах даже в таком случае назвал их лжецами, потому что то, что они сказали не соответствует тому их вере,«Когда лицемеры приходят к тебе, они говорят: "Свидетельствуем, что ты - Посланник Аллаха". Аллах знает, что ты - Его Посланник, и Аллах свидетельствует, что лицемеры являются лжецами.»[Аль Мунафикуун (63):1].Смотрите Тафсир Ибн Касир, относительно пояснения данного аята.

[10] Так же: Обман, ложь и жульничество

[11] Так же: Махинации и интриги.

[12] Этот аят, описывает второй признак лицемерия: Их невежество, по отношению к Аллаху,ибо они пытаются обмануть Того, Которого не обмануть, Который знает о том, что они проявляют и, то что они прячут! Этот аят, так же показывает их обманчивые качества, их третий признак. Заодно и их насмешки над религией и то, что как они смотрят на нее с высока. Ас Са’ади сказал: «Под обманом здесь подразумевается показное выказывание одного отношения с целью скрыть обратное и добиться своей цели. На этой основе лицемеры строят свои взаимоотношения с Аллахом и Его рабами. Однако они обманывают только самих себя, и это весьма удивительно. Обычно, если один человек обманывает другого, то он либо добивается желаемого, либо ничего не приобретает и ничего не теряет. Однако лицемеры вредят самим себе. Они словно строят козни для того, чтобы погубить и перехитрить самих себя, поскольку они не могут навредить Всевышнему Аллаху и не в силах причинить вред правоверным. Они ничуть не вредят правоверным, когда выставляют себя верующими людьми, чтобы сохранить имущество и жизнь. Их козни обращаются против них самих, обрекая их на позор и бесчестие в мирской жизни. И всякий раз, когда они видят силу и могущество мусульман, ими овладевает беспредельная скорбь. А когда наступит Последняя жизнь, они будут ввергнуты в мучительное, болезненное и ужасное наказание, которое они заслужили тем, что сочли истину ложью, отказались уверовать и совершали грехи. Однако они настолько невежественны и глупы, что не способны осознать это.».

Ат Табари упоминает о том, что Аллах обманывает их в этом мире «Пусть неверующие не думают, что предоставленная Нами отсрочка является благом для них. Мы предоставляем им отсрочку для того, чтобы они приумножили свои грехи. Им уготованы унизительные мучения». [Аль Имран (3):178]и в следующей жизни «В тот день лицемеры и лицемерки скажут верующим: "Погодите, мы позаимствует у вас немного света". Им будет сказано: "Возвращайтесь назад и ищите свет". Между ними будет возведен забор с вратами, с внутренней стороны которого будет милость, а снаружи - мучения.» [Аль Хадид (57):13].

[13] Этот аят описывает их четвертый признак: Они страдают болезнями сомнений и страстей. Ас Са’ади сказал: «Под недугом здесь подразумеваются сомнения, неуверенность и лицемерие. Следует знать, что сердце может прийти в расстройство под воздействием двух недугов: лживых сомнений и низменных страстей. Неверие, лицемерие и ересь относятся к сомнениям, которые поражают сердца, тогда как прелюбодеяние, склонность к распутству и ослушание относятся к низменным желаниям. Этот аят свидетельствует о божественной мудрости, руководствуясь которой Аллах предписал грешникам совершать грехи. По причине совершенных ими преступлений они совершают все новые и новые грехи, обрекающие их на наказание».

Ат Табари, приводит пример того, как этот аят осуществлялся, каждый раз, когда ниспосылалась сура в Коране, с новыми предписаниями, это увеличивало их сомнения и следовательно их болезнь увеличивалась. «Когда ниспосылается сура, то среди них находится такой, который говорит: "Чья вера от этого стала сильнее?" Что касается тех, кто уверовал, то их вера от этого усиливается, и они радуются. А что касается тех, чьи сердца поражены недугом, то это добавляет сомнение к их сомнению, и поэтому они умрут неверующими».[Ат Тауба (9):124-125]

[14] Этот аят, описывает их пятый признак: Распространение испорченности на земле, это прямое последствие испорченности их сердец. Ас Са’ади, говорит: «Лицемеры совершают различные грехи, раскрывают секреты правоверных их противникам и заводят дружбу с неверующими. Когда же их предостерегают от неверия и совершения грехов, посредством которых они распространяют нечестие на земле, они заявляют, что творят одно только добро. Они не только распространяют на земле нечестие, но и делают вид, что своими поступками наводят порядок. Они пытаются исказить истину и совершают порочные злодеяния, оставаясь убежденными в их правильности. Они совершают гораздо более тяжкое преступление, нежели грешники, которые признают, что совершаемые ими злодеяния являются запрещенными, поскольку последним легче обрести спасение и вернуться на прямой путь.

Поскольку лицемеры считают добродетельными только самих себя, они не находят деяния правоверных добрыми и правильными. Аллах опроверг их утверждения и возвестил о том, что в действительности именно они распространяют нечестие. Кто вообще может быть бо́льшим нечестивцем, чем человек, который отрицает знамения Аллаха, мешает людям следовать Его путем, пытается обмануть Аллаха и Его возлюбленных рабов, водит дружбу с теми, кто сражается против Аллаха и Его посланника, мир ему и благословение Аллаха, полагая при этом, что его поступки являются праведными? Может ли быть еще бо́льшее нечестие?!! »

[15] Этот аят, описывает их шестой признак: Их умаление религии и тех кто следует ей, а так же их безрассудство. Ас Са’ади, говорит: «Всевышний Аллах опроверг их утверждения и поведал о том, что именно лицемеры являются настоящими глупцами, потому что сущей глупостью является незнание того, что может принести пользу, и совершение того, что причиняет вред. Именно это качество в полной мере присуще лицемерам. В то же время благоразумие заключается в познании того, что может принести пользу, в стремлении совершать только полезные деяния и избегать всего, что может причинить вред. Именно этим качеством можно охарактеризовать сподвижников и правоверных. И не важно, какие безосновательные заявления и бессмысленные речи произносят люди».

[16] Это доказательство их гнусному лжи, для временной [мирской] выгоды, они говорят то, что нету в их сердцах. Аллах Тааля, говорит : «Они укрываются от людей, но не укрываются от Аллаха, тогда как Он находится с ними, когда они произносят по ночам слова, которыми Он не доволен. Аллах объемлет то, что они совершают».[Ан Ниса (4):108]

[17] Так же: Издеваться, пародировать, насмехаться, осмеивать.

[18] См. Пояснение №17.

[19] Аллах Тааля говорит:«Он уже ниспослал вам в Писании, чтобы вы не садились вместе с ними, если услышите, как они отвергают знамения Аллаха и насмехаются над ними, пока они не увлекутся другим разговором. В противном случае вы уподобитесь им. Воистину, Аллах соберет вместе всех лицемеров и неверующих в Геенне.» [Ан ниса (4):140]

[20] Так же: Неопределенность, нерешительность, изменчивость, нетвердость.

[21] Так же: Досождать, беспокоить.

[22] Ас Са’ади, в комментариях сказал: «Они желают исповедовать заблуждение так, как покупатель желает приобрести товар, за который он готов заплатить большие деньги. Это кораническое сравнение является одним из самых лучших и прекрасных сравнений. Аллаh сравнил самое большое зло – заблуждение – с товаром, а самое большое добро – верное руководство – с ценой, которую платят за товар. Лицемеры пренебрегают верным руководством и предпочитают ему заблуждение. Вот сделка, которую они заключают, и как же невыгодна их сделка! Вот качества, которыми они обладают, и как же отвратительны их качества! И если человек, который обменивает динар на дирхем, оказывается в убытке, то что можно сказать о том, кто обменивает на дирхем драгоценный камень?!! И что можно сказать о том, кто обменивает верное руководство на заблуждение, отказываясь от собственного счастья и отдавая предпочтение несчастью, пренебрегая прекрасным уделом и устремляясь к жалкому?!!»

Аллах Тааля, приводит пример такой торговле, Он говорит : «Вот лицемеры и те, чьи сердца были поражены недугом, сказали: "Эти люди обмануты своей религией". Но если кто уповает на Аллаха, то ведь Аллах - Могущественный, Мудрый.»

[23] Постановления Аллаха Субхана уа Тааля

[24] Так же: Безнадежно, безрассудно, безвыходно.

[25] Так же: В смятении, в путанице.

[26] Автор, да Смилуется над ним Аллах, приводит детальное объяснение эти двум притчам, в его книге «Иджтиа аль-Джуюшь аль-Исламийя» 1 приложение, данной книги. Во втором приложении данной книги, содержится полезное объяснение второй притче, от Мухаммада Амин Аш-Шанкыти.

[27] Так же: Обогащены, улучшены.

[28] Так же: Слабы, расхлябаны, распущенны.

[29] Аллах еще говорит, про них: «Тому, чтобы их пожертвования были приняты, мешает только то, что они не веруют в Аллаха и Его Посланника, лениво совершают намаз и нехотя делают пожертвования».

[30] Передают со слов Ибн 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха сказал: «Лицемер подобен овце, мечущейся меж двумя [отарами] овец и прибивающейся то к одной, то к другой [из них]» [Сахих Муслим, перевод на русский А.Ниршой, 61. Книга о лицемерах, глава 5. «Лицемер подобен овце, мечущейся между двумя [отарами] овец», №1963].

[31] Так же: Титулованнее, статнее.  

[32] Ахлю Сунна

[33] Аллах Тааля, говорит: «Обрадуй вестью о мучительных страданиях лицемеров, которые берут своими помощниками и друзьями неверующих вместо верующих. Неужели они хотят обрести могущество с ними, если могущество целиком присуще Аллаху?» [Ан Ниса (4):138-139];

«О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей. Ты видишь, что те, чьи сердца поражены недугом, поспешают среди них и говорят: "Мы боимся, что нас постигнет беда". Но, может быть, Аллах явится с победой или своим повелением, и тогда они станут сожалеть о том, что утаивали в себе». [Аль Ма’ида (5):51-52]

[34] Аллах Тааля, говорит: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы. Воистину, Аллах не любит гордецов и бахвалов, которые скупятся, велят людям быть скупыми и утаивают то, что Аллах даровал им из Своей милости. Мы приготовили для неверующих унизительные мучения».[Ан Ниса (4):36-37]

[35] В предидущем аяте, говорится: «Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но хотят обращаться на суд к тагуту, хотя им приказано не веровать в него? Сатана желает ввести их в глубокое заблуждение.» [Ан Ниса (4):61]

[36] Аллах Тааля, говорит: «Они клянутся Аллахом, чтобы угодить вам. Но для них было бы лучше, если только они являются верующими, угождать Аллаху и Его Посланнику. Разве они не знали, что тому, кто проявляет враждебность к Аллаху и Его Посланнику, навеки уготован огонь Геенны? Это - великое бесчестие».[Ат Тауба (9):62-63]

[37] Аллах Тааля, говорит: «Когда вы призываете на намаз, они насмехаются над ним и считают его развлечением. Это - потому, что они являются неразумными людьми».[Аль Ма’ида (5):58]

[38] Сура №83

[39] Сура №86

[40] А в следующем аяте, говорится : «Если бы они нашли убежище, пещеру или укрытие, то они поспешно направились бы туда.» [Ат Тауба (9):57]

[41] Аллах Тааля, говорит: «Воистину, лицемеры окажутся на нижайшей ступени Огня, и ты не найдешь для них помощника, если только они не раскаются и исправят содеянное, крепко ухватятся за Аллаха и очистят свою веру перед Аллахом. Такие окажутся вместе с верующими, а ведь Аллах одарит верующих великой наградой».[Ан Ниса (4):145-146]

[42] Аль Хаким

[43] Аллах Тааля, упоминает того, который прислушался лицемерам: «Почему вы разошлись во мнениях относительно лицемеров на две группы? Аллах отбросил их назад за то, что они приобрели. Неужели вы хотите наставить на прямой путь того, кого ввел в заблуждение Аллах? Для того, кого Аллах ввел в заблуждение, ты никогда не найдешь дороги».[Ан Ниса (4):88]

[44] Коран

[45] Развод

[46] Сподвижники Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, их ученики и ученики их учеников.

[47] Записано Имамом Бухари

[48] Так же: показное проявление, выставлять напоказ

[49] Так же: твердости.

[50] Ибн Аль Ка́йим, Мадариджу-с-Саликиин [1/376-389]

[51] Буквы и слово в скобке, добавлены переводчиком, поскольку слово كَصَيِّبٍ, несет смысл грозовых тучь (облаков)

[52] Ибн аль-Ка́йим в Мифтах дар ас-Са’адах [1/245-256], сказал, Аллах Свят Он, описал обитателей Огня, невежественными, и Он сообщил нам, что пути к знанию были перекрыты для них.Он сказал: «Они скажут: "Если бы мы прислушивались и были рассудительны, то не оказались бы среди обитателей Пламени". Они признаются в своем грехе. Прочь же, обитатели Пламени!» [Аль Мульк (67):10-11].Слух и интеллект – это основы знания и посредством них, человек приобретает его, «Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются еще более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами».Здесь, Он говорит нам о том, что они не приобрели знание ни из одного трех дверей: интеллект, слух и зрение «Они глухи, немы и слепы. Они ничего не разумеют». [Аль Бакара (2):171],Аллах Тааля, говорит: «Мы укрепили их в том, в чем не укрепляли вас, и даровали им слух, зрение и сердца. Но ни их слух, ни их зрение, ни их сердца нисколько не помогли им, поскольку они отвергали знамения Аллаха, и их окружило (или поразило) то, над чем они насмехались».[Аль Ахкаф (46):26]

[53] Говорится «би нуурихим», противоположно «нуурахум»

[54]Ибн аль-Ка́ййим дает пояснение к этому, в своей работе Уабиль ас-Сайииб (Взывание к Господу) 67 стр., «Таковой является положение лицемера. Свет веры была удалена лицемерием, оставив тлеть в их сердцах жар неверия, сомнений и сомнительных действий. И, подобно тому как жар и пламя опаливает их сердца в этом мире, Аллах в Судный День поместит их в огонь «который вздымается над сердцами»[Аль Хумаза (104):7].Вот он образ того, который проходит через этот мир без света веры, который отказывается от него и отдаляет себя от него, после того, как оно осветило ему путь»

[55] Т.е то, что исходит от огня: отблеск, накал.

[56] Человек вступает в сделку по своему усмотрению и он, как может покупать, так может и не покупать товар. Факт того, что эти люди без принуждения купили неправильное руководство, указывает на то, что они довольны этим. Поэтому, автор обозначает факт того, что они счастливы [довольны] своей покупкой.

[57] Так же: жалкая

[58] В оригинале слово темнота, использована в множественном числе.

[59] Передано Имамом Ахмадом, от ибн Масуда.

[60] Для понемания объяснения ниже, обратитесь к полному тексту, данного аята.

[61] Так же: Наносный, поверхностный.

[62] Сахих Муслим, перевод А.Ниршой, 1.Книга веры. Глава 59. Выйдут из Огня те люди, которые будут поклоняться только Аллаху, № 90.

[63]Сахих Муслим, перевод А.Ниршой, 1.Книга веры. Глава 58. О видении Аллаха Великого воочию, № 87

[64] См. определение слова Таухид.

[65] На этом этапе, автор, да смилуется над ним Аллах, отступает от темы, и вступает в длинное обсуждение по этому вопросу. Поскольку это не связано с объяснением притчи, переводчик выбрал пропустить его.

[66] См.определение данного термина.

[67] Ибн Ка́ййим Аль Джаузия, «Иджтима аль-Джуюшь аль-Исламиййя» [стр. 63-72, 79-87]; Тафсир аль Ка́ййим [стр. 114-126]. Автор так же, приводит объяснение этих двух притч в своей работе «Аль Амсааль фи-ль-Кур’ан» и в «Уаабиль ас-Сайиб»

[68] 1- Сахих Бухари – перевод на русский язык, выполненный А. Ниршой. Книга 3. Книга знания. Глава: Достоинство знающего и передающего знание, № 69 (79).

2- Сахих Муслим – перевод на русский язык, выполненный А. Ниршой. Книга 49. Книга о достоинствах. Глава 3. Притча о руководстве и знании, с которыми Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был послан [к людям], № 1540.

[69] Смотрите пояснение данного слова

[70] Тафсир Ас Са’ади: «Аллах объемлет людей своим знанием и могуществом. Нет такого убежища, где они могут скрыться от Аллаха или спастись от Его наказания. И этого достаточно, чтобы любой благоразумный человек воздержался от совершения грехов, которые ненавистны Господу.

Затем Всевышний Аллах поведал о видении, которое было показано Пророку Мухаммаду и стало испытанием для людей. Большинство толкователей Корана считало, что в этом откровении речь идет о ночном путешествии Пророка. Что же касается дерева, которое проклято в Коране, то это – дерево заккум, которое растет из самых глубин преисподней.

Смысл этого откровения заключается в том, что ночное путешествие Пророка и дерево в преисподней заставляют неверующих еще сильнее укорениться в собственном неверии и приумножают их нечестие, а маловеров побуждают вообще отречься от истины. Это объясняется тем, что множество удивительных и невообразимых событий, которые произошли во время ночного путешествия из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, и откровение о существование дерева, которое растет из самых глубин преисподней, подталкивают несправедливых людей к отрицанию истины.

А как бы поступили неверующие, если бы они стали очевидцами востребованных ими великих знамений и чудес?!! Разве это не приумножило бы их злобу и неверие?! Вот почему Аллах смилостивился над ними и не показал им этих знамений. Из этого становится ясно, почему в коранических откровениях и достоверных хадисах не описываются подробно события, которые происходили в далеком прошлом. Это приносит людям больше пользы, потому что события, подобных которым люди не видели воочию, могут быть отвергнуты их разумом, поселить сомнения в сердцах некоторых правоверных, помешать некоторым желающим обратиться в ислам и отдалить людей от религии Аллаха, тогда как ниспосланные Аллахом общие сведения помогают людям добиться всего, что от них требуется. А лучше всего об этом известно Аллаху. Он устрашает Своих рабов знамениями, однако это лишь приумножает непокорность и беззаконие некоторых из них. Это – самое ужасное проявление того, как можно любить и совершать зло, ненавидя и отвергая добро».

[71] В переводе Э.Кулиева: «Если же они отвернутся, то скажи: "Я предостерегаю вас от мучений» [41:13]

[72] Сура Ат Тур (52):35-37

[73] Смысл и логика этих аятов так повлияли на Джубайра, да будет доволен им Аллах, что под их воздействием он принял ислам.

[74] В переводе Э.Кулиева – «Последуют»

[75] Так же: губит, разрушает.

[76] Так же: побеждать, превозмочь, одолевать

[77] Так же : осажден

[78] Аш Шанкыти «Адуа’ аль-Байаан фи идаах аль-Коран биль Коран».

Наши рекомендации