Похоронный намаз над шахидом.

Вопрос: Нужно ли делать над шахидом похоронный намаз?

Ответ: Имамы Аш-Шафии, Ахмад и Малик считают, что не нужно делать похоронный намаз над шахидом, потому что Пророк похоронил мусульман, ставших шахидами при Ухуде, не делая над ними похоронный намаз. Этот хадис приводится у Аль-Бухари.

Имам Абу Ханифа считает, что нужно делать похоронный намаз над шахидами, основываясь при этом на хадис, в котором говорится, что Пророк, сделал намаз над шахидами, павшими при Ухуде после восьми лет. Этот хадис приводится у Аль-Бухари и Муслима.

Алимы считающие, что не нужно делать над шахидами похоронный намаз комментируя хадис, в котором говорится, что Пророк сделал похоронный намаз над шахидами после восьми лет, говорят, что Пророк не делал намаз, а делал дуа. И это мнение является предпочтительным. (Аль-Мажму (том 5 стр. 220), Аль-Мудавван (том 1 стр.183), Тухфа Аль-Фукаха (том 1 стр. 210)).

Похороны шахида.

Вопрос: Где нужно похоронить шахида?

Ответ: Лучше похоронить шахида в том месте, где он стал шахидом, потому что Пророк приказал похоронить мусульман, ставших шахидами при Ухуде, в том месте, где они стали шахидами. (Мугни Аль-Мухтаж (том 1 стр. 462)).

Вопрос: Что нужно делать, если место, где мусульманин стал шахидом, не подходит для похорон?

Ответ: Если мусульманин стал шахидом в месте, которое не подходит для похорон, как в случае, когда он стал шахидом на улице или в доме, или на крыше дома, или в море, то нужно похоронить его в самом ближайшем месте, которое подходит для похорон. (Аль-Джихад Аль-Китал фи Аль-Сияса Аль-Шарий (том 2 стр. 227)).

Вопрос: Можно ли похоронить несколько шахидов в одной могиле?

Ответ: Можно похоронить несколько шахидов в одной могиле, если в этом есть необходимость (например: шахидов много, земля твердая и трудно копать могилы, или нет времени копать могилы для каждого шахида в отдельности и т.п.), потому что так делал Пророк в отношении мусульман, ставших шахидами в день Ухуда. Этот хадис приводится у Ан-Насаи. (Аль-Мудавван (том 1 стр.183)).

Переносить тела шахида.

Вопрос: Можно ли переносить тело шахида с того места, где он стал шахидом до его похорон?

Ответ: Большинство алимов считают, что нежелательно переносить тело с места, где он стал шахидом до его похорон. (Филь Джихад адаб ва ахкам 96).

Вопрос: Можно ли переносить тело шахида после того, как его похоронили, для его перезахоронения?

Ответ: Большинство алимов считают, что перезахоронение считается харамом, если нет необходимости в этом, как, например, есть опасность, что кафиры будут вскрывать их могилы для глумления над ними. (Филь Джихад адаб ва ахкам 96).

Решение в отношении мусульманина, которого нашли убитым после боя.

Вопрос: Каково решение в отношении мусульманина, которого нашли убитым после боя?

Ответ: Имамы Аш-Шафии и Малик считают, что не нужно его омывать и совершать над ним похоронный намаз, даже если нет на нем следов от боя.

Имамы Абу Ханифа и Ахмад считают, что если на нем есть следы боя, то не нужно его омывать и совершать над ним похоронный намаз, но если нет на нем следов от боя, то нужно его омывать и надо совершить над ним похоронный намаз. (Аль-Мажму (том 5 стр. 296), Тухфа Аль-Фукаха (том 1 стр. 260)).

Решение в отношении того, кто случайно убил себя в бою.

Вопрос: Каково решение в отношении того, кто нечаянно убил самого себя в бою?

Ответ: Имам Ханифа считает, что его нужно омывать и надо совершить над ним похоронный намаз.

Имамы Малик, Ахмад и алимы мазхаба Шафии считают, что не нужно его омывать и совершать над ним похоронный намаз, потому что так поступил Пророк, когда брат Салама ибн Аль-Аква нечаянно убил самого себя. Этот хадис приводится у Муслима, Ан-Насаи и Абу Дауда (Аль-Мажму (том 5 стр. 222), Хашийа ибн Абидин (том 1 стр. 252), Хашийа Аль-Дусуки (том 1 стр. 326), Аль-Мугни (том 2 стр. 409)).

Аль-Муртас.

Вопрос: Кто такой Аль-Муртас?

Ответ: Аль-муртас – это муджахид, который совершил какое-то деяние, после того как его вынесли с поля боя раненным, такое, как, например, поел, написал завещание или был в состоянии совершать намаз и умер после этого. Если же он умер на поле боя до его завершения, будучи раненным, то он не является муртасом. Шейх Абдуллах Аззам упомянул четыре условия муртаса:

1) Он был вынесен с поля боя, будучи раненным.

2) Он совершил одно из деяний живых (например, ел).

3) Его рана не была смертельной.

4) Он не находился во время ранения до своей смерти, в бессознательном состоянии.

Из этого видно, что того, кто умер, имея в себе эти условия, нужно омывать и совершать над ним похоронный намаз. (Филь Джихад адаб ва ахкам 89, Бадаи Аль-Санаи (том 1 стр. 321), Хашийа Аль-Дусуки (том 1 стр. 326)).

Наши рекомендации