Индийский буддизм
Известные нам сегодня буддийские традиции возникли в процессе практики этих циклов поучений. Сам Будда давал только устные советы, но его первые ученики их записали и передали в первоначальной форме. Уже через год после смерти Будды в Раджгире состоялось первое из четырех больших буддийских собраний.
Упали прочитал на нём собрание «поучений Винайя», Ананда «поучения Сутры» и Кашьяпа — «поучения Абхидхармы». 500 лучших учеников Будды проверяли при этом точность прочитанного и помогали в компоновке. Позже совершенные буддийские мастера составляли дальнейшие комментарии, объясняя поучения Будды. Большое внимание уделялось подлинности и точности передачи Учения. Так, уже в Индии за несколько веков появились различные линии передачи, которые соответствовали трем циклам поучений.
Первоначальные поучения Будды (тиб. канджур; см. также глоссарий — «Канджур»), в зависимости от издания, состоят из 100 или 108 томов, а комментарии индийских мастеров (тиб. тенджур, см. также глоссарий — «Тенджур») — из 225 или 254 томов. Эти тексты позже были переведены на тибетский язык. Чтобы представить себе этот объем, будет, например, интересно узнать, что общий вес первоначальных индийских текстов составляет около 950 кг, то есть почти равен тонне. Тексты дополнены комментариями, которые на протяжении тысячи лет составляли тибетские мастера. Почти каждый великий мастер оставил после себя главный текст своей жизни. Сегодня эта огромная сокровищница мудрости становится доступна всему миру.
Первый период индийского буддизма. В первые годы после смерти Будды не все уровни Учения можно было практиковать открыто. Высшие поучения применялись и сохранялись в большой тайне самыми продвинувшимися на Пути учениками. В соответствии с большинством источников будда жил с 560 по 478 г. до н. э., и в первые 500 лет после его смерти открыто практиковалась только Тхеравада. Из 18 подшкол Тхеравады в долгосрочной перспективе имели успех только те, чьи мастера постоянно заботились о подлинности передачи — это были, преимущественно, старейшие в общине (на языке пали — «Тхера»). Поэтому понятие «Тхеравада» (дословно: «Учение Старших в общине»), которое в начале относилось только к одной из подшкол, сегодня используется как общее название для двух существующих школ — «Стхавиравадин» и «Сарвастивадин».
Второй период индийского буддизма, во время которого стали широко известны поучения сутры — Великой колесницы (Махаяны), начался во II в. до н. э., с появлением первых текстов поучений о Праджняпарамите. Однако это течение стало в Индии основным только начиная с христианского летоисчисления. Это произошло, в основном, благодаря деятельности двух великих мастеров, предсказанных Буддой, — Нагарджуны и Асанги, которые жили во II и V в. н.э., соответственно, а также благодаря основанию большого университета Наланды и других крупных университетов (примерно во II в. н.э.). Более тысячи лет эти учебные заведения были центрами сохранения и распространения Махаяны. Второй период индийского буддизма длительностью в 500 лет относится ко второму циклу поучений Будды.
Эти поучения легли в основу большинства традиций северного буддизма, так как в данный период в Индию пришли первые переводчики из других культур и принесли буддизм в свои страны. В I в. н.э. началось распространение Учения в Центральной Азии и Китае. В III в. буддизм достиг Бирмы, Камбоджи, Лаоса, Вьетнама и Индонезии. Вначале в этих странах практиковалась Махаяна, и только значительно позже они частично попали под влияние Тхеравады. Многие важные буддийские тексты в IV и V в. были переведены на китайский язык Кумарадживой (344-413), Хуюаном (344-416) и другими переводчиками. Великий индийский мастер Бодхидхарма около 520 г. отправился из Индии в Китай и основал в Китае Чань-буддизм. Через несколько лет в Японии появился Дзен-буддизм, который в 594 г. стал государственной религией.
Затем последовал третий большой период индийского буддизма — время великих Просветленных мастеров, так называемых «Махасиддхов», — когда многие последователи Будды успешно развивались и могли практиковать его высшие поучения, Ваджраяну (Алмазный путь). Хотя эти мастера с необыкновенными способностями (санскр. «сиддхи») были обоих полов и принадлежали ко всем социальным классам, среди них особенно известны «достигшие совершенства» (санскр. «йогины»), странствующие практики, которые часто отличались крайне необычным внешним видом и поведением. Традиция Алмазного пути объединяет самых важных мастеров этого периода в группу из в 84 Махасиддхов, во главе с мастером Сарахой. В знак своего Просветления, они сочиняли песни, которые известны под названием «доха».
Все три большие традиции: Тхеравада, Дзен-буддизм и буддизм Алмазного пути по содержанию восходят непосредственно к историческому Будде Шакьямуни:
· в Тхераваде есть «семь регентов», руководивших деятельностью общины практикующих после смерти Будды;
· передана Дзен-буддизма восходит к ученику Будды по имени Кашьяпа, который считается родоначальником этой школы;
· в буддизме Алмазного пути Будда дал поучения некоторым наиболее способным ученикам, таким как Бодхисаттва Ваджрапани, король Индрабодхи, Сухандра, Ратнамати, Ваджрагарбха и другим. Эти методы не практиковались открыто до времен Махасиддхов.
Таким образом, вплоть до полного разрушения мусульманами, индийский буддизм существовал около 1500 лет, которые делятся на три периода по 500 лет каждый. Эти периоды соответствуют трем циклам поучений. В последний период, в наивысшей стадии своего развития, в Индии передавались и практиковались все уровни Учения Будды. Индийский буддизм является источником, из которого берут начало все остальные буддийские традиции, имеющие свои собственные тексты и линии передач.
В Индии существовали все общественные роли, которые соответствуют различным уровням поучений:
· первому циклу поучений, в котором говорится, главным образом, о внешнем поведении, соответствует роль монаха или монахини;
· второму циклу поучений, в котором больше говорится о внутреннем настрое, соответствует роль мирянина, который берет на себя ответственность за других: например, за семью или за какие–либо социальные группы;
· третьему циклу поучений соответствует роль «достигшего совершенства», йогина, который соединяет чистый взгляд на вещи с постоянной практикой. При этом йогины могут иметь профессии или выполнять общественные функции, как это делали Махасиддхи.