Зад аль-ма'ад фи худахайр аль-'ибад. т. 1. с. 81-82.

Что же касается аята, то это аят «Аль-Курси», о котором Посланник Аллаха М сказал, что это величайший аят в Коране. В этом аяте Всевышний Аллах говорит: «Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя. Им не овладевает ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения? Он знает их будущее и прошлое, а они постигают из Его знания только то, что Он пожелает. Его Престол объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их.

Он — Возвышенный, Великий» (2:255).

Этот великий аят включает в себя все три вида таухида. При этом он содержит Атрибуты и Имена, каждое из которых представляет собой один из принципов исламского вероучения:

Всевышний Аллах сказал:

«Аллах — нет божества, кроме Него».

Это указание на Божественность Аллаха — основу Единобожия, на которой зиждется вся жизненная программа ислама. Эта основа предполагает, что все виды поклонения посвящаются Одному лишь Аллаху — так, чтобы человек был рабом только Всевышнего Аллаха, поклонялся и подчинялся только Ему, все решения в жизни принимал только в соответствии с установлениями Аллаха, и все нормы, ценности, нравственные принципы, которыми он руководствуется в жизни, были только от Всевышнего Аллаха.

Всевышний Аллах сказал:

«Живого, Вседержителя...»

Таким образом Аллах сообщает нам о наличии у Него двух великих Имён. «Живой» — Тот, Кто живёт вечно, Кто был всегда и будет всегда, Чьё существование изначально и бесконечно.

Ат-Табари. Ат-тафсир. Т. 5. С. 388; Аль-асма' ва ас-сыфат. С. 20.

И Жизнь эта не зависит от каких-либо внешних факторов и существует сама по себе, в отличие от приобретённой жизни творений, которую дарует им Создатель. Жизнь Аллаха — вечная, у неё нет ни начала, ни конца.

«Вседержитель» — то есть Тот, Кто поддерживает жизнь Своих творений, поддерживает порядок, равновесие и гармонию во Вселенной и регулирует все происходящие в ней процессы. Он оберегает и поддерживает всё сущее, дарует удел Своим творениям, заботится о них, создаёт им подходящие для их существования условия, управляет и распоряжается ими, как пожелает. Аль-асма' ва ас-сыфат.

С. 48; Шарх аль-'акыдат ат-тахавийя. С. 124; ат- Табари. Ат-Тафсир. Т. 5. С. 388; Ар-равдат ан-надийя. С. 61.

Эти два Имени относятся к величайшим из Прекрасных Имён Аллаха, поскольку они являются своеобразной осью, вокруг которой вращаются все остальные Имена, и значения всех Имён возвращаются к этим двум. Атрибут «Жизнь» предполагает наличие всех совершенных качеств. Поскольку Жизнь Аллаха совершенна, то всё совершенство принадлежит Ему, и Он — абсолютно совершенен. Такое Качество, как «Вседержитель», включает в Себя абсолютную самодостаточность и совершенство могущества Всевышнего Аллаха. Он существует Сам по Себе, независимо ни от чего, и Он не нуждается ни в ком и ни в чём, и в то же время Он поддерживает жизнь других и создаёт необходимые условия для существования Своих творений. Всё существует лишь потому, что Аллах сотворил его, и всё в нашем мире полностью зависит от управления и распоряжения Всевышнего.

Шарх аль-'акыдат ат- тахавийя. С. 124-125.

Эти два Имени очень сильно влияют на жизнь мусульманина, который вериг в них и понимает заключённый в них смысл. Его сердце постоянно связано с Аллахом, он любит Его, поклоняется и подчиняется Ему, потому что он знает, что именно Его Господь мудро распоряжается его судьбой и судьбой всего окружающего, поддерживая во всём порядок и гармонию. И верующий старается жить согласно программе, установленной Всевышним, которая зиждется на мудрости, в которой всё продумано и просчитано, всё на своих местах. Из этой программы верующий черпает жизненные ценности, принципы и стандарты, он старается действовать в соответствии с ней в каждую минуту своей жизни, какими бы ни были обстоятельства49. Всевышний сказал: «Им не овладевает ни дремота, ни сон». Это подтверждает то, что Аллах следит за всем сотворённым, заботится о творениях и поддерживает в них жизнь, и что всё сотворённое существует лишь благодаря этому. Дремота и сон являются признаками неполноценности, несовершенства жизни. Тот, кто спит или дремлет, не может постоянно следить за положением дел в огромной Вселенной и не может быть совершенным. Всевышний Аллах сказал: «Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле». Это подтверждение того, что Аллаху принадлежит всё, и Его владычество безусловно и абсолютно: Он один владеет всем и ни с кем не делит принадлежащее Ему. Когда это убеждение укореняется в сознании и сердцах людей, оно глубоко воздействует на всю их жизнь.

Всевышний сказал: «Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?» Эти Слова Всевышнего помогают нам понять, что такое Божественность и что означает тот факт, что все мы — рабы Всевышнего Аллаха. Любое творение является рабом Аллаха, и оно не может выйти за пределы этого положения, и не может подняться выше и стать чем-то большим, и оно не может заступаться перед Ним иначе, как с Его позволения. Это убеждение разграничивает два понятия: «раб» и «Господь». Между ними нет ничего общего, никакого сходства, и у них нет похожих качеств или свойств.

Всевышний Аллах сказал:

«Он знает их будущее и прошлое, а они постигают из Его знания только то, что Он пожелает». Эти Слова Всевышнего указывают на то, что Его Знание объемлет всякую вещь. Оно объемлет время, пространство и творения. Кроме того, они указывают на то, что знание творений несовершенно и неполно, и создания знают лишь то, о чём пожелает сообщить им Всевышний Аллах

(Ат-Табари. Ат-тафсир. Т. 5. С. 396-397; Ар-равдат ан-надийя. С. 64.).

Вера мусульманина в это Качество Аллаха заставляет его не только постоянно помнить о том, что Всевышний видит его, наблюдает за ним и знает о нём абсолютно всё, но и, как следствие, не нарушать установленные Им границы и быстро раскаиваться в содеянном после совершения какого-либо греха. Осознание того, что именно Всевышний, оказывая великую милость, дарует ему знание, наполняет сердце мусульманина благодарностью и изгоняет из него высокомерие, бахвальство и кичливость.

Всевышний сказал:

«Его Престол объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их». Эти Слова Всевышнего указывают на совершенство и абсолютность Его могущества. Всевышний Аллах завершает этот великий аят упоминанием двух Своих Прекрасных Имён: «Он — Возвышенный, Великий». «Возвышенный» — Он возвышается над Своими творениями (Ат-Табари. Ат-тафсир. Т. 5. С. 405.), и кто бы ни пытался подняться до Его уровня, Он непременно ставит его на место, принижая его в этом мире, а в мире вечном такого человека ждёт наказание, унижение и позор. «Великий» — Обладатель такого Величия, что все творения ниже Его и не могут сравниться с ним в величии. Нет ничего и никого более великого, чем Он. Когда человек осознаёт Возвышенность и Величие Аллаха, он понимает, кто он по сравнению с Господом. Тогда он занимает отведённое ему в этой жизни место раба Всевышнего и не проявляет высокомерия и горделивости. Он боится Аллаха, его сердце наполняет благоговейный страх, и он становится скромным, смиренным и благонравным по отношению к Аллаху и к Его творениям. Это некоторые проявления величия аята «Аль-Курси», и каждому мусульманину следует запомнить их, размышлять над заключённым в них смыслом, помнить о них и соблюдать их. О достоинствах этого аята говорится в нескольких достоверных хадисах. Вот один из таких хадисов.

Абу Хурейра в длинном хадисе передаёт, что Посланник Аллаха сказал:

«Когда уляжешься на свою постель, читай аят "Аль-Курси": "Аллах — нет божества кроме Него, Живого, Вседержителя...", и тогда тебя будет оберегать хранитель от Аллаха, и к тебе не приблизится шайтан до самого утра»

[Аль-Бухари].

А Убайй ибн Ка'б передаёт, что Посланник Аллаха сказал:

«О Абу алъ-Мунзир, известно ли тебе, какой аят из Книги Аллаха является величайшим?» Он сказал: «Аллаху и Его Посланнику известно об этом лучше». Тогда Посланник Аллаха снова спросил: «О Абу алъ-Мунзир, знаешь ли ты, какой аят из Книги Аллаха является величайшим?» Он ответил: «Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя...» После этого Пророк хлопнул его рукой по груди и сказал: «Да будешь ты счастлив в знании, о Абу аль-Мунзир!»

[Муслим].

Субхана-кя-Ллахумма, ва би-хамди-кя, ашхаду алля иляха илля Анта, астагфиру-кя ва атубу иляй-кя!

Наши рекомендации