Место и роль духовных ценностей в жизни человека.

Сущность ценностного отношения человека к миру. Формы существования ценностей.

Место и роль духовных ценностей в жизни человека.

Аксиология (теория ценностей) рассматривает мир с точки зрения его значения для человека. Основы аксиологии заложены в древности: Сократ впервые сформулировал основной вопрос аксиологии: «Что есть благо?». В истории философских учений можно проследить смещение акцента с познавательных проблем на ценностное отношение человека к окружающему миру. В современной философии аксиологии приобретает большое значение в связи с обострением глобальных проблем и необходимостью переоценки отношения человека к окружающему миру и самому себе.

Основные категории аксиологии:

- ценностное отношение – органичная и специфическая связь между субъектом (носителем оценки) и объектом (носителем ценности), между мыслящим человеком (субъект) и неодушевленным миром (объект);

- ценность – социокультурное значение предметов, процессов, явлений окружающего мира для человека; ценность – это всегда благо, то, что не является благом для человека, не является и ценностью для него (отсюда выводы: 1. ценность всегда субъективна, т.е. зависит от личности конкретного человека, 2. ценность – то, что удовлетворяет потребности, является жизненным ориентиром, 3. ценность не присуща предметам сама по себе – ценность определяется в ходе взаимодействия человека с внешним миром);

- антиценность – предметы и явления окружающего мира, воспринимаемые человеком негативно;

- оценка – средство и процедура определения значения предм6етов, процессов и явлений; выявление их социокультурного смысла через соотнесение с запросами субъекта оценки, т.о. оценка всегда субъективна;

- ценностная парадигма – устоявшийся подход к оценке предметов и явлений окружающей действительности;

- переоценка ценностей – переосмысление устоявшихся представлений, смена ориентиров;

- ценностный нигилизм – отвергание устоявшихся ценностей;

- акиосфера – совокупность ценностей, имеет подвижную структуру и конкретно-исторический характер.

Классификация ценностей (привести собственные примеры для каждого вида ценностей):

1. по субъекту-носителю: индивидуальные, групповые, общечеловеческие (универсальные);

2. по социальному содержанию: экономические, социальные, политические, духовные, правовые и т.п.;

3. по способу существования: материальные (утилитарные), духовные;

4. по длительности существования: преходящие (обусловлены конкретной исторической эпохой), непреходящие (имею надвременное значение);

5. по значению: утилитарные (временные, промежуточные), фундаментальные («вечные», составляющие смысл жизни человека).

Духовные ценности – продукт особого рода деятельности, осуществляемой с помощью органов чувств, ума, сердца. Сердце в философии – метафора, символ глубинного центра духовных сил человека.

Духовные ценности существуют на уровне элитарного и массового сознания (привести примеры). По отношению к духовным ценностям так же существует категория и духовных антиценностей (привести примеры).

Производители духовных ценностей – отдельные личности, группы людей, общество в целом (привести примеры).

Особая роль в системе духовных ценностей отводится идеалу – мысленной модели совершенного, а потому желаемого будущего. Идеал – это представление о совершенном, предельная цель в жизни человека (привести примеры). Идеал может быть истинным и ложным (привести примеры).

Проблема идеала пересекается с вопросом о смысле жизненного пути человека (вопрос о смысле жизни). проблема жизненного пути человека – проблема социально-исторического и культурного самоопределения человека (поиск собственного места, самоопределение в историческом времени, в конкретном обществе, в рамках конкретной культуры) (привести примеры).

Аксиология рассматривает вопрос о духовности – подлинно человеческом в человеке. Духовность устремляет человека к некоему совершенному состоянию (самостоятельно определить роль философии в формировании духовности человека).


Наши рекомендации