Саид Фуда из школы ас-Саккафа и идёт по его стопам.

Вступление.

1 Саид Фуда из школы ас-Саккафа и идёт по его стопам.

2 Саид Фуда гордится помощью, оказанной ас-Саккафу в передачах канала «аль-мустакылля».

3 Подлоги и софистические приёмы, упомянутые ас-Саккафом в ходе полемики вокруг шейху-ль-Ислама на канале «аль-мустакылля».

4 Можно ли полагаться на знание и ответственность Саида Фуды?

5 Примеры логических нестыковок в словах нашего оппонента.

6 Оскорбления Саида Фуды в адрес учёных сунны: его оскорбления в адрес шейху-ль-Ислама ибн Таймии.

7 Оскорбление Фудой учёных по хадисоведению.

8 Его поношение ханбалитов.

9 Оскорбление им саляфитов.

10 Его поношение абу Я’ли, ибн аз-Загуни, ибн Кудамы и ибн аль-Кайима и обвинение их в антропоморфизме.

11 Оскорбление им учёных-саляфов первых веков хиджры, которых восхвалил Аллах.

12 Тщеславие и самолюбование, захлестнувшие автора.

13 Саид Фуда и наука схоластики.

14 Обожествление разума и предпочтение его преданиям.

Вступление.

Поистине, вся хвала Аллаху. Мы восхваляем Его, просим у Него помощи и прощения, прибегаем к защите Аллаха от зла наших душ и от порочности наших поступков. Кого Аллах поведёт верным путём, того никто не заблудит, а кого Аллах сбил с этого пути, никто не наставит. Я свидетельствую, что нет божества, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник.

Далее: от Джарира бин АбдиЛлях аль-Баджли, да будет доволен им Аллах, передаётся, что он сказал: «Я присягнул Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в том, что буду совершать намаз, выплачивать закят и давать наставления каждому мусульманину» (передали аль-Бухари и Муслим).

К числу советов, которые необходимо давать всем ищущим знания, относятся возражения с помощью Книги Аллаха и Сунны на страсти тех, кто сбивает с истинного пути, пользуясь собственными источниками, и разъяснение доказательств из Корана и Сунны, чтобы противостоять любым страстям. К ним же относится опровержение голословных мнений.

(См. «Джами’у-ль-‘улюми ва-ль-хикям» Ибн Раджаба, 1/223).

Ибн аль-Кайим, да помилует его Всевышний Аллах, упомянул, что человек может обрести дурное понимание, или дурное желание, или то и другое. Если они объединятся, то в полной мере станут частью заблуждения.

Тем же конкретным человеком, которого призывают к Истине, является Саид Фуда; центральное место в его книгах и письмах занимают нападки на мировоззрение праведных предков и агрессивное отношение к учёным, имеющим такие взгляды. Из-под его пера брызжет злоба, и он причиняет зло самому себе посредством упомянутых подлогов, фальши и бесстыдного поношения идей суннитов и их учёных.

И я написал книгу, опровергающую его труд «Краткое разоблачение взглядов Ибн Таймии», под названием «Разрушение разоблачения», но мне не удалось её издать. Поэтому здесь я поднял вкратце некоторые её вопросы и добавил к ним другие, взятые из книг и посланий Саида Фуды, дабы раскрыть всю правду о тех подлогах и фальши, которые он упомянул в них.

И мы просим Аллаха, свят Он и велик, сделать этот труд выполненным искренне ради Него и вывести его и всех, кто заблудился, на правильный путь.

Примеры логических нестыковок в словах нашего оппонента.

1Он сказал в книге «аль-Маукыф» (стр. 11): «Диалог необходим, и между этими мазхабами его обязательно следует продолжить в силу множества причин: во-первых, все они принадлежат к одной религии, а во-вторых, их основой являются благая цель и стремление возвысить эту религию». Но далее ты обнаружишь, как он порочит намерения и тайные стороны жизни учёных, особенно шейху-ль-ислама Ибн Таймии (да помилует его Аллах), подробное изложение чего последует ниже.

2Он говорит в книге «аль-Фарку-ль-‘азым» (стр. 15):

«Например, если в исламских преданиях встречается (фраза о том), что Аллах слышащий, то большинство простых людей поймут из этого слух в буквальном смысле, т.е. восприятие звуковых волн, улавливаемых ухом, затем передача импульсов от слуховых рецепторов к головному мозгу, и (применят) здесь это же толкование. Нельзя говорить, что мы отрицаем основу этого слова, аргументируя это тем, что отсюда вытекает (наличие у Аллаха) недостатка – напротив, мы признаём его основу, т.е. что Аллах слышащий в общем понимании слуха. Мы отрицаем то, что Аллах, например, обладает ухом, и отрицаем, что у Него есть орган, посредством которого реализуется слух. Т.е. мы отрицаем, что слух Аллаха в основе подобен тому, как слышим мы».

И он же сказал в «Тахзибу шархи-с-санусийя» (стр. 52):

«И также у Него есть такой атрибут, как Слух. И Он слышит без помощи органов и членов, какие есть у творений; то же самое говорят о Его зрении».

Я говорю: когда приверженцы Сунны признают за Аллахом атрибуты совершенства из числа объектных свойств – наподобие Руки, Лика, Пальца и других Его атрибутов, встречающихся в Книге Аллаха и Сунне, то никто не вправе отрицать их путём аллегорического толкования или искажения, аргументируя это тем, что отсюда якобы вытекает наличие у Аллаха недостатков. Мы всего лишь подтверждаем их основу и отрицаем те ложные детали, которые человек может вообразить, думая над этими атрибутами. И мы ответим вам тем же, чем ты отвечаешь мутазилитам, которые настаивают на вашей вере в органы и члены Аллаха по причине того, что вы признаёте Его слух и зрение – дескать, из этого невозможно понять ничего, кроме того что Аллах обладает органами и членами.

Сказал Ибн аль-Кайим в «ас-Сава’ик» (1/226):

‘Люди были разделены на два лагеря: саляфиты и джахмиты, и тогда появилась группировка (мусульман, верующих) в семь (качеств Аллаха) – ашариты, которые выработали собственную позицию, (среднюю) между этими двумя мнениями, и не последовали за саляфами, признававшими (имена и атрибуты Аллаха), но и не пошли вместе с джахмитами, тараторившими (об их отрицании).

Ещё одна группа сказала: «Те из (качеств Аллаха) наподобие Знания, Жизни, Могущества, Желания и Речи, очевидным смыслом которых не являются органы и части тела, не следует подвергать толкованию. Что же до тех (атрибутов), буквальным смыслом которых являются конечности и органы – таких, как Лик, Руки, Стопа, Голень и Палец, то их нужно понимать иносказательно ввиду того, что из их простого признания напрашивается вывод, будто (Аллах) состоит из частей и имеет тело». Признающие (все свойства Аллаха) сказали им: “Наш ответ вам будет таким же, как вы сами отвечаете своим оппонентам из числа джахмитов и мутазилитов, отрицающих атрибуты (Творца). Они говорили вам, что если у Него наличествуют свойства бытия наподобие Слуха, Зрения, Знания, Могущества и Жизни, то Он должен обладать акциденциями, откуда следует вывод о том, что (Аллах) состоит из частей, имеет тело и разделяется на элементы. Это аналогично тому, что сказали вы – если у Него есть Лик, Рука и Палец, то отсюда непременно вытекает составной характер (Его сущности). Мы ответим вам тем же, чем вы ответили им! Вы же сказали: «Мы признаём эти атрибуты в том смысле, что они не являются акциденциями, и не называем их акциденциями – следовательно, их присутствие не означает то, что Аллах состоит из частей и имеет тело».

И вам в свою очередь говорят: «Мы признаём все качества, которые Аллах утвердил в отношении Себя и которые отвергли вы – признаём их в том смысле, из которого не вытекает (наличие у Аллаха) органов и членов. И Того, Кто описан этими характеристиками, нельзя назвать сложенным из частей, телом или разделяющимся на элементы»”’.

То же самое Фуда утверждает в «Тахзибу-с-санусийя» (стр. 34):

«Бытие Аллаха не подобно бытию возникших вещей, потому что бытие Аллаха является сущностным, т.е. оно не зависит от влияния каких-то внешних факторов и действующих субъектов, а бытие возникших вещей находится под влиянием Аллаха и Его действий».

И мы говорим тебе те же слова об атрибутах Всевышнего, какие ты говоришь о Его сущности. Подобно тому, как ты разделил между бытием Аллаха и бытием возникших предметов, хотя их бытие имеет общую основу, таким же образом ты должен признать те объектные и иные качества Всевышнего Аллаха, которые подобают Его величию, даже если они имеют общую основу с качествами творений.

И я говорю: это одно из внутренних противоречий в мазхабе ашаритов.

3 Наш оппонент доказывает в разных местах своих книг, будто бы у Аллаха не может быть произвольно выбранных поступков и того, что схоласты понимают как возникновение новых признаков, а потом ты вдруг обнаруживаешь, как он оправдывает учёных ашаритов, признающих появление у Аллаха новых признаков.

Сказал Фуда в «Баяну-з-заиф» (стр. 134): «Выводом из всего этого является то, что мнение о зависимости событий от знания (Аллаха) не имеет под собой основы. На сей счёт передаётся множество сомнительных высказываний, приписывать которые поздним суннитам я не считаю правильным! Но в любом случае те, кто приписал некоторым учёным суннитов (слова) о том, что свершение событий зависит от знания (Аллаха), также приписывают им (мнение) об изначальной зависимости от этого фактора всего, что было и будет – вплоть до тех (обстоятельств, с которыми) связано каждое событие; (первое мнение) не является отрицанием изначальной всеохватывающей зависимости (всех явлений от Аллаха)».

4 Он сказал в «Бухусун фи ильми-ль-калям» (стр. 59): «…и коль скоро известно, что постичь истинную суть Аллаха невозможно, это является доводом на то, что Его истинная сущность недоступна для нашего познания». Затем сам опроверг себя фразой: «Что же касается того мнения, которое упомянули кады Абу Бакр и его последователи – что Его истинная сущность доступна (для познания), то это является разногласием лишь на словах»!

5 В своей книге «аль-Кяшиф» (стр. 71) он порицает шейху-ль-ислама Ибн Таймию, да помилует его Аллах, ибо Шейху-ль-ислам передал от некоторых учёных, подтверждающих атрибуты Аллаха, что они верят в возможность познать Аллаха посредством вкусовых, обонятельных и тактильных ощущений – хотя он всего лишь привёл это мнение, не соглашаясь с ним. Фуда бранит его за это и пытается выдать эти слова за его позицию, в то время как они являются мнением ашаритов.

Сказал аль-Байджури в «Шарху-ль-джаухара» (121):

“Постижением возникшего предмета является представление истинного образа этой вещи. Что же насчёт мнений о (познании) Всевышнего, то доступностью для постижения называется атрибут, извечно характерный для Его сущности. Некоторые сказали, что таким образом (человек) постигает всё сущее. А другие сказали, что так он постигает осязаемые вещи, (чувствуя) нежное прикосновение, обоняемые вещи, (вдыхая) ароматы, и вещи, имеющие вкус – (чувствуя во рту) сладость. (Однако в случае с Аллахом) он не оказывается в месте (Его) расположения, как это происходит с телами. (Об этих чувствах Его познания) не следует задавать вопросы «Как?», потому что прямой контакт и вопросы «Как?» характерны для обычного постижения (предметов), от которого Он свободен.

Некоторые из поздних учёных высказывались о том, что (доступность Аллаха для постижения) является единым качеством, однако реальное положение вещей, зафиксированное в книгах по схоластике, такова, что она состоит из трёх атрибутов: познание (Аллаха) через осязательные, обонятельные и вкусовые чувства. Доводом тех, кто утверждает это, наподобие аль-Бакылляни и имама двух заповедных мечетей, что (такое познание) будет совершенным, а Аллаху должно быть присуще всё совершенное.

Если же Ему это не присуще, то тогда нельзя (говорить об отсутствии у Него) противоположного, т.е. недостатков. А поскольку Всевышний не может обладать недостатками, то Его необходимо описывать всем, что Ему подобает – без контакта с телами, единения с Его сущностью и (приписывания) Всевышнему болевых чувств”.

И каким же будет мнение нашего оппонента об этих словах предводителей ашаритских учёных?

Затем, опровергая себя, он сообщил о разногласии между ашаритами в вопросе о том, есть ли у Всевышнего Покровителя ещё одно свойство в дополнение к семи общепризнанным – свойство, именуемое «доступностью для постижения», и можно ли постичь Его посредством осязания, вкусовых и обонятельных чувств? Ведь в этом состоит совершенство познания, а Ему должно быть присуще всё совершенное! (см. «Тахзибу-с-санусийя», стр. 44).

6 Он сказал в «аль-Фарку-ль-‘азым» (стр. 45) об ар-Рази: «Он продиктовал собственное мировоззрение своим ученикам, находясь на смертном одре, и оно не отличалось от того, чего он придерживался в течение всей жизни».

А на более ранней странице он констатировал следующее: «Аналогично ты не должен принимать эти слова имама ар-Рази, ибо он сомневался в своих взглядах на протяжении всей жизни»!

Я же говорю: он несомненно знает о том, что каждый, кто исследовал биографию ар-Рази, упоминает о его отказе от схоластики и того, чем он увлекался. К примеру, известны следующие его слова:

«Итогом рвущихся вперёд умов являются оковы,

А большинство устремлений знающих – заблуждение.

Наши души отчуждены от наших тел,

А результатом нашего вероисповедания становятся страдания и беды.

Наши поиски не приводят к удлинению срока нашей жизни –

Мы всего лишь собираем (мнения), которые кто-то высказал».

И он же говорил:

“Я познал на собственном опыте различные пути схоластики и философские методы, но не нашёл в них того, что утоляет жажду и исцеляет больного. Наиболее близким мне из всех путей (тарикатов) я считаю путь Корана. Чтобы подтвердить (возвышенность Аллаха над творениями) я читаю «Милостивый вознёсся над Троном» и «К Нему восходит благое слово», а чтобы отвергнуть (Его подобие созданиям) – «Нет ничего, подобного Ему» и «Знаешь ли ты кого-нибудь, равного Ему?»” (см. «аль-Бидая ва-н-нихая», 13/6 и «Сияру а’лями-н-нубаля» 21/500).

Его поношение ханбалитов.

Он сказал в книге «Бухусун в ильми-ль-калям» (стр. 35):

«Это является точной характеристикой для ханбалитов большинства эпох – особенно в эпоху имама аль-Ашари и в наше нынешнее время. У них наиболее часто проявляются отклонения (от верного пути) типа уподобленчества и антропоморфизма, и они обманывают широкие массы мусульман, настаивая на буквальной трактовке Книги (Аллаха) и Сунны. Вместе с тем тяга простолюдинов к ним не может быть оправданием для учёных, непоколебимых в своём нежелании помогать победе благородного вероучения (Ислама)».

Оскорбление им саляфитов.

Он сказал в «Бухусун фи ильми-ль-калям» (стр. 46):

“Последователи Ибн Таймии сначала появились (в исламских странах Нового времени) под именем «ваххабитов», затем спустя какое-то время они в некоторых странах поменяли своё название на «саляфиты». Это (было сделано) в тактических целях, дабы обрести возможность привлечь к себе широкие массы людей – особенно после того, как стали общеизвестны многие жестокости, которые они содеяли среди мусульман под лозунгами этого мазхаба”.

И он же уверен, что они будут последователями Даджжаля в конце времён, как говорит об этом в «Тахзибу-с-санусийя» (стр. 79).

Вступление.

1 Саид Фуда из школы ас-Саккафа и идёт по его стопам.

2 Саид Фуда гордится помощью, оказанной ас-Саккафу в передачах канала «аль-мустакылля».

3 Подлоги и софистические приёмы, упомянутые ас-Саккафом в ходе полемики вокруг шейху-ль-Ислама на канале «аль-мустакылля».

4 Можно ли полагаться на знание и ответственность Саида Фуды?

5 Примеры логических нестыковок в словах нашего оппонента.

6 Оскорбления Саида Фуды в адрес учёных сунны: его оскорбления в адрес шейху-ль-Ислама ибн Таймии.

7 Оскорбление Фудой учёных по хадисоведению.

8 Его поношение ханбалитов.

9 Оскорбление им саляфитов.

10 Его поношение абу Я’ли, ибн аз-Загуни, ибн Кудамы и ибн аль-Кайима и обвинение их в антропоморфизме.

11 Оскорбление им учёных-саляфов первых веков хиджры, которых восхвалил Аллах.

12 Тщеславие и самолюбование, захлестнувшие автора.

13 Саид Фуда и наука схоластики.

14 Обожествление разума и предпочтение его преданиям.

Вступление.

Поистине, вся хвала Аллаху. Мы восхваляем Его, просим у Него помощи и прощения, прибегаем к защите Аллаха от зла наших душ и от порочности наших поступков. Кого Аллах поведёт верным путём, того никто не заблудит, а кого Аллах сбил с этого пути, никто не наставит. Я свидетельствую, что нет божества, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник.

Далее: от Джарира бин АбдиЛлях аль-Баджли, да будет доволен им Аллах, передаётся, что он сказал: «Я присягнул Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в том, что буду совершать намаз, выплачивать закят и давать наставления каждому мусульманину» (передали аль-Бухари и Муслим).

К числу советов, которые необходимо давать всем ищущим знания, относятся возражения с помощью Книги Аллаха и Сунны на страсти тех, кто сбивает с истинного пути, пользуясь собственными источниками, и разъяснение доказательств из Корана и Сунны, чтобы противостоять любым страстям. К ним же относится опровержение голословных мнений.

(См. «Джами’у-ль-‘улюми ва-ль-хикям» Ибн Раджаба, 1/223).

Ибн аль-Кайим, да помилует его Всевышний Аллах, упомянул, что человек может обрести дурное понимание, или дурное желание, или то и другое. Если они объединятся, то в полной мере станут частью заблуждения.

Тем же конкретным человеком, которого призывают к Истине, является Саид Фуда; центральное место в его книгах и письмах занимают нападки на мировоззрение праведных предков и агрессивное отношение к учёным, имеющим такие взгляды. Из-под его пера брызжет злоба, и он причиняет зло самому себе посредством упомянутых подлогов, фальши и бесстыдного поношения идей суннитов и их учёных.

И я написал книгу, опровергающую его труд «Краткое разоблачение взглядов Ибн Таймии», под названием «Разрушение разоблачения», но мне не удалось её издать. Поэтому здесь я поднял вкратце некоторые её вопросы и добавил к ним другие, взятые из книг и посланий Саида Фуды, дабы раскрыть всю правду о тех подлогах и фальши, которые он упомянул в них.

И мы просим Аллаха, свят Он и велик, сделать этот труд выполненным искренне ради Него и вывести его и всех, кто заблудился, на правильный путь.

Саид Фуда из школы ас-Саккафа и идёт по его стопам.

Тот, кто изучит книги Саида Фуды, обнаружит большое сходство между тем, что написано им, и книгами ас-Саккафа в отношении нападок на взгляды праведных предков, которые они клеймят как антропоморфистские, оскорблений учёных Сунны – в особенности ханбалитов и шейху-ль- Ислама Ибн Таймии, да помилует его Аллах, которого они клеймят как антропоморфиста, попыток цитировать неясные фрагменты его слов, отрезая их от контекста, и попыток извратить его речь и желания сердца так, чтобы стало возможным опорочить и унизить его за это.

И упоминая ас-Саккафа в своих книгах, Фуда упоминает его не иначе, как с титулом «господин»! А ас-Саккаф ссылался на Фуду вслед за анализом деятельности Шейху-ль- Ислама по составлению книги «Баяну тальбиси-ль-джахмийя», и он же отдавал Фуде эту книгу для изучения. Всё это является доказательством прочной связи, которая была между ними двумя.

Сказал Назир аль-Атавана в своей книге «Ахкяму-т-такйид аля агалиты Са’ид» (стр. 75):

“Что же касается книги Саида «аль-Кяшифу-с-сагыру ан акаиди Ибни Таймия», то он удлинил её и расширил, а идею её издания ему подарил мой господин ас-Саккаф – когда отдал ему для изучения книгу Ибн Таймии «ат-Таъсис»… после чего ас-Саккаф разъяснил то, что (Ибн Таймия) скрывал в своей душе, как он нападал на Абу-ль-Хасана аль-Аш’ари, обвинив того в антропоморфизме, и как нападал на аш’аритов во многих вопросах. Фуда вернулся к своему господину и развернул активную пропаганду против него (Ибн Таймии)”.

И сказал Фуда в своей книге «Баяну-з-заиф» (стр. 19):

“Хасан ас-Саккаф составил в 1990 году то, что он назвал комментариями к вероучению ат-Тахави, а я тогда взялся писать опровержение ему и подарил ему это, для того чтобы обратить его внимание на те неверные выводы, которые были в его словах. В то время я был хорошего мнения о нём и полагал, что наши слова наряду с этим опровержением заставят его пересмотреть свои взгляды – подобно тому, как поступают люди, имеющие добрые намерения. Однако он отверг это и продолжил настаивать на своём. Тогда я взялся за написание книги «Шархун мувасса’ун ли-ль-‘акыдати-т-Тахавийя» и сказал своим братьям, которые присутствовали на уроке, что Хасан ас-Саккаф в будущем станет ещё больше противоречить сторонникам Сунны, откажется от собственных слов, будет отрицать «кясб», начнёт говорить о том, что поступки рабов сотворены и тому подобное – и тогда его расхождение с ашаритами будет очевидным”.

Все они вышли из школы джахмита нашей эпохи аль-Кяусари, автора лженаучных инсинуаций и откровенной ругани в адрес учёных этой уммы, и нет ничего удивительного в том, что Саид Фуда посвятил свою книгу «аль-Кяшифу-с-сагыру ан акаиди Ибни Таймия» покойной душе своего предшественника аль-Кяусари.

И здесь следует обратить внимание на сходство между людьми этой группировки, приписывающей себя к Абу-ль-Хасану аль-Аш’ари, да помилует его Аллах, наподобие аль-Кяусари, аль-Хабаши, ас-Саккафа, Саида Фуды и других в их злонамеренном искажении смысла шариатских текстов, фальсификациях и желании на деле опорочить и обвинить в неверии учёных Сунны и лично Ибн Таймию, да помилует его Всевышний Аллах и умножит его награду.

Наши рекомендации